|
ОБОЗРЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗДАТЕЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК ПО РОССИИ,в 1825 году, относительно АрхеологииЧитано им 16 Октября 1825 года в Обществе Истории и древностей Российских, учрежденном при ИМПЕРАТОРСКОМ Московском Университете. (Продолжение) Кубанская линия, на пространстве почти 800 верст, представляет скудное поле для Исторических воспоминаний или Археологических наблюдений: ибо и храбрые обитатели ея, Черноморские Козаки, суть юные потомки Запорожской сечи, из коей принесли они на новое жилище свое только мужество и неустрашимость, служащия крепким оплотом против хищничества Закубанцов, и единственною порукою их [441] собственнаго и соседей их спокойствия. Регалии, Высочайше дарованныя Войску Черноморскому, сохраняются в Соборе, и, по моему мнению, нет другаго места приличнее к хранению сих сокровищ. Оне состоят: I. Из вещей, доставленных в Войско 1788 года Февраля 27 по Высочайшему Ея Императорскаго Величества Указу от Г. Фельдмаршала и Кавалера Потемкина-Таврическаго чрез безсмертнаго Суворова. 1) Одного белаго большаго Войсковага знамени и 19 малых таковых же для полков, составлявших cиe воинство. На лицевой стороне оных изображен крест с сияющим в средине солнцем: эмблема привязанности Войска к Вере Христианской; на другой же стороне – в звезде надпись ордена Св. Андрея Первозваннаго, знаменующая хранение оным Веры, [442] проповеданной сим Апостолом в странах, по Днепру лежащих, и верности к Государю и Отечеству. 2) Серебреной, крестообразно вызолоченной булавы для Кошеваго Атамана и 3) Четырнадцати серебреных же с позолоченными головами перначей для Полковников. II. Из вещей, пожалованных Императрицею Екатериною II при Высочайшей грамоте 1792 Июня 30: 4) Одного Войсковаго знамени, подобнаго описанному выше. 5) Двух серебреных литавр с двумя такими же трубами. На литаврах изображена следующая надпись: «Всемилостивейший дар Монарший Екатерины II Императрицы и Самодержицы Всероссийской Войску верному Козачьему Черноморскому за усердную и ревностную службу, Июня 30 дня 1792 года». [443] 6) Одного серебренаго вызолоченаго круглаго блюда и того же металла вызолоченной солонки – на которых по воле Монархини вручен был хлеб-соль Войсковому Судье и Кавалеру Антону Головатому для войска – с надписями: на блюде «Дар Великой Екатерины Войску верному Черноморскому, 1792 года 13 Июля в Царском Селе, чрез Войсковаго Судью Антона Головатаго». На солонке «Пожалована с хлебом Войску Черноморскому 1792 года, 13 Июля». III. Из пожалованных Государем Императором Павлом I при Высочайшей грамоте 1801 Февраля 16: 7) Большаго Войсковаго знамени. На оном с обеих сторон изображен на желтом поле черный орел, бросающий перуны, над ним надпись: на одной стороне Благодать, а на другой с нами Бог, по четырем углами вензловое имя [444] Государя, а сверх древка золотая решетка с короною. 8) Четырнадцати малых знамен для полков, с изображением краснаго с золотыми лучами на белом поле креста ж с золотою наверху древка решеткою. 9) Печати Войсковой, о коей в грамоте сказано: «какова в Войсках Наших положена». IV. Из пожалованных Государем Императором Александром I при высочайшей грамоте 1803 Мая 31: 10) Шести знамен для полков. На них на желтом и зеленом поле изображен красный с золотыми лучами крест; наверху же древка золотая решетка, в средине которой видно вензловое имя Государя. За то, как будто в вознаграждение за столь долгое терпение, при конце владений Черноморских предстоит Тамань – богатая памятниками отдаленной древности [445] и заключающая в себе камень преткновения многих Российских Историков и Географов. Но прежде того я останавливался в Агденизовке, небольшом селении, отстоящем в 25-ти верстах от Темрюка, дабы взглянуть на камень, хранящийся в церкви с Греческою высеченною надписью, следующего содержания: «Киноклид с благоговением посвятил Диане воздвигнутый в царствование Перисада, Царя Boспорийскаго и Феодосийскаго, и Обладателя Скидов, Тортов и Дандариян». Любопытный памятник сей найден крестьянами при копании высокой горы для отыскания строеваго камня у самаго залива. Судя по закоптелости с одной стороны, должно думать, что камень сей лопнул от огня. В том удостоверяет и уголь, сверх коего он лежал между кусками кирпича; а потому с [446] достоверностию можно догадываться, что надпись сия принадлежала к храму, посвященному Диане, чего не достает в ней, так как приметныя ямы у подошвы сей горы доказывают, что тут было в древности не малое поселение. Долгом почитаю упомянуть также о подобном камне с древнею Греческою надписью, хранящемся в Екатеринодальской Гимназии, найденном на берегу Ерика Ангелинки, впадающего в Чорный Проток не далеко от Темрюка, который почитается местом Тирамба или Тирамбагу. Но видимыя развалины по ту сторону Лимана принадлежат не столь отдаленной древности, а суть остатки Турецкой крепости, служившей ссылкою государственных преступников и заточением военнопленных. Прожив в Тамане трое суток за сильным противным ветром, я употребил большую часть [447] времени для обозрения известнаго Тмутараканскаго камня и обязан торжественно сознаться, что почитаю его подозрительным, как и самое место Тмутараканскаго царства в Тамане нахожу несообразным ни с местным положением сего края, ни с правдоподобием. Долго было бы исчислять здесь все доказательства, свидетельствующия то и другое, и основанныя на Исторических ссылках и указаниях; а потому изложу здесь только некоторыя из моих сомнений: во 1-х, из прилежнаго изследования букв, нельзя не заметить, что оне новой фабрики: углы у всех острые. Во 2-х, многия слова надписи не той эпохи, к которой относили ее, т. е. к XI веку, как-то мерил, сажень. Не только в XI, но и в XIII веке, вместо измерил, говорили измери, как встречается в книгах Св. [448] Писания, на пр. у Пророка Даниила: Измери Бог царствие твое, гл. 5 ст. 26; или у Иезекиля Прор.: гл. 40, ст. 5, 13, 19, 23, 36, 47 и гл. 42 ст. 16 и 18. В XI веке едва ли было в употреблении измерение саженями 1? По крайней мере, нигде, ни в какой рукописи того времени онаго не видим, а употреблялись везде локти и поприща, и хотя Гр. Алексей Иванович Пушкин ссылается на Нестора под 1051 годом, будто бы писавшаго, что Илларион Постник выкопал пещеру малу двух сажень и пр.; но было ли cиe место у Нестора, не известно, а выписано оно из Татищева Истории, который взял из Патерика, при издании коего в 1759 в заглавии сказано, что cиe издание исправлено, а часть Патерика, написаная Нестором, утрачена и до нас не [449] дошла; нынешний же Патерик – в котором о Несторе говорится в 3-м лице так: блаженный Нестор, преподобный отец наш Нестор – составлен позже и исправлен в XIII столетии; но и в нем, где выражаются слова современников, употреблены локти. На пр. на 99 листе: Варяг Шимон говорит Св. Антонию, «Отец мой Африкан, содела кресть зело велик, яко десяти лактей и пр.». В 3-х, Керчь, по мнению некоторых, древний Panticapeum, а по соображению других Discorius at pontum, как назывался в IX столетии у Росиян, не известно; но в Истории Российской встречается в первый раз под названием Скуруева, что ближе к Диоскуpию, чем Корчева. В 4-х, важнейшим и убедительнейшим доказательством в подозрении подлинности сего камня служит то, что Императрица Екатерина, [450] занимавшаяся c пламенною любовию Российскою Историею и поощрявшая подобныя открытия, сперва весьма довольна была сею находкою; но по ближайшем разсмотрении надписи и соображении, вероятно, убедилась в подложности оной: ибо нигде и никогда не упоминала о ней; да и самый Шлецер уже в 1803 году, при издании своих примечаний на Нестора, отказался от разсмотрения сей надписи, будто бы за неимением рисунка, и наконец в 5-х) Должно еще заметить, что ни прежде, ни после сего камня не отыскано в местах сих ничего с Рускими словами, между тем как безчисленное множество попадается камней и вещей с Греческими надписями. Доказательством, что Тамань не могла быть Тмутараканским царством, служат следующия положения: 1) Полуостров сей никогда не был островом. 2) Могло [451] ли Руское Княжество быть столь далеко отброшено от остальной части Государства, в коеей в старину обитали свирепые Половцы? 3) Тмутаракань упоминается в древней Руской Географии: в Шлецеровом Несторе Ч. II, стр. 779, в числе Киевских городов: то, вероятно, лежал на каком-нибудь острове Днепра, переменяющаго безпрерывно свое течение, что согласнее будет даже с сказанием Патерика, в житии Преподобнаго Никона Печерскаго, на которое старались опереться желавшие доказать существование здесь Тмутаракани, да и слова онаго доказывают только о существовании сего Княжества и что Глеб в 1068 мог быть в Тмутаракани, а отнюдь не указывают прямо на местоположение онаго, который вероятно должен находиться ближе к Киеву и Чернигову, о коих в Летописях всегда почти говорится [452] вместе. Должно ли присовокупить к сему, что по политическим обстоятельствам того времени, Правительство даже поддерживало мнение, что Тамань есть древнее Руское Княжество? Кроме сего камня в Таманской Свято-Покровской церкви есть значительное собрание памятников, принадлежащих древней Фанагории, как-то: 1) Две Коринфския капители необыкновеннаго вкyсa, 2) бюст воина, 3) два обломка колонн из Архипелажскаго мрамора, 4) три колонны по четыре аршина, 5) шесть белых плит Паросскаго мрамора, 6) стержень колонны из сераго гранита, 7) Еллинский надгробный памятник, 8) сероватаго мрамора куб с надписью, 9) таковой же обломок надгробнаго монумента с надписью, 10) шесть кусков разнаго порфира, базальта и гранита, 11) два отломка Коринфских колонн, [453] 12) колоссальный лев. Подобные обломки находятся и по многим здешним домам и хуторам. Близь нынешней Фанагорийской крепости, во рву у кирпичных заводов, показывали мне впадину, составлявшую место древняго склепа, открытаго Полковником Парокием. Самовидец разсказывал, что посредине сего склепа на помостке лежал скелет, вероятно, какого-нибудь знатнаго воина или особы царской крови; ибо близь черепа найден был золотой венец, на боку меч, украшенный драгоценными каменьями, и множество разнаго рода золотых вещиц. Внутренность же склепа расписана была разными красками alfresco. Maиop Горчаков в недавния времена также открыл здесь недалеко склеп, коего стены были подделаны под мрамор, но внутри онаго ничего не нашлось. Слышно, что лет за 15 бывший в то время [454] Комендант открыл множество драгоценностей в одной ближайшей могиле. К сожалению, не только вещи cии не известны ученому свету, но и самые склепы разрушены. Монеты, находимыя здесь во множестве, большею частью Босфорския. Тамань напоминает не только отдаленную древность, но и славу оружия безсмертнаго Суворова-Рымникскаго, который взял cию крепость приступом, и в ней пленил последняго Крымскаго Хана Шагин-Гирея. Места батарей и траншей доселе весьма явственны. Керчь, древняя Пантикапея, столица Воспорийская, представляет неисчерпаемый источник для любителей древностей. Взойдя на Митридатову гору, у подошвы коей расположен город, вам открывается с одной стороны море, а с другой степь, похожая также [455] на море по безчисленному множеству курганов (tamulus), ее покрывающих и представляющихся в безпрерывном волнении. Оставляя другим предаваться Историческим воспоминаниям на славных креслах Митридатовых, переходить в воображении деяния сего великаго Царя, заставившаго с горстию воинов трепетать гордый Рим, порадуемся, что вскрытие сих курганов будет впредь делаться под наблюдением отличнаго знатока и любителя древностей, почтеннаго Члена нашего Ивана Павловича Бларемберга; а потому будет делаться правильно и систематически, и в скорости конечно обогатит заводимый в Керчи музеум драгоценными изделиями лучшего времени Греческих искуств, кои доселе погибали безвозвратно. Известно, что Г. дю-Брюнс, Керченский житель, имел поручение в продолжении [456] Страницы 456-457 отсутствуют. [458] сомнения вместе составляли оне какую-нибудь надпись. Несколько десятков лет назад, один Грек, говорят, рылся в ближайшем из сих курганов, и, выкопав великия сокровища, скрылся внезапно, боясь преследования начальства. Назначение Г. Бларемберга блюстителем Босфорских древностей, конечно положит преграду сим хищничествам. В Греческой церкви четыре древния мраморныя колонны с разными капителями, поддерживают хоры, а на наружных стенах вставлены четыре берельефа, из коих два высокой работы, с именами усопших и окончанием – радуйся! Несколько подобных Греческих барельефов и колонн разбросаны по разным углам церковнаго двора, а посредине женская колоссальная статуя отменно смелаго резца, между тем как торс, [459] тут же видимый более пострадал и работы гораздо нисшей. Г. Скасси, Попечитель Керченской и Черкасской торговли, весьма усердно занимается собранием монет, здесь находимых, и имеет несколько по истине редких и драгоценных; сверх того, он приобрел не давно прекрасный мраморный барельеф в довольной целости, представляющий торжественное шествие Цереры Фесмофоры; жаль только, что он ресторирован. Золотой курган, о котором я выше упоминал, находящейся в 3 верстах от Керчи, заслуживает особенное внимание по многим отношениям, особливо же представляя две эпохи отличнаго зодчества – древнейшую, или лучше сказать первобытную, известную под именем Циклопской, и Босфорскую. От первой, осталось несколько сажен стены, окружавшей золотой [460] курган и возвышавшейся, как повествуют старожилы, до небес. Генерал Розенберг, желая проникнуть во внутренность сего святилища, в коем, по словам преданий, сложены несметныя сокровища Царей Босфорских, взорвал порохом cию пирамиду, но не смотря на сильный заряд, разрушил только наружныя стены ея: свод склепа доселе остается невредим. Подле самаго кургана находится утес, из коего по видимому брали каменья на сооружение сей гигантской стены, и складывали их, как известно, без извести: каменья держались собственною своею тягостию. Другая стена, идущая вокруг всех курганов, обработана глаже и сплочена каким-то цементом, а потому должна быть позднейших времен и вероятно Греческой работы. Нет никакого сомнения, что золотой курган укрывает в себе большия сокровища; ибо с [461] достоверностию можно полагать, что он служил местом погребения Босфорских Царей. По дороге к Еникулю, осматривал я место древняго города Мирмикиона, отстоящаго от Керчи в 4 верстах. Видны еще явственно огромные камни, служившие основанием толстых стен и круглой башни Акрополиса. Мыс сей предназначен для построения карантина. В самой крепости Еникульской находится замок Генуезской работы, удивляющий прочностию стен и огромностию камней, склепанных железом. Городской фонтан бьет в прекрасный мраморный саркофаг. Оставляя всякое прение, относительно перехождения древней Феодосии в Генуезскую Кафу, а Кафы в [462] Татарский Кучук-Стамбул, ознакомлю с здешним Музеумом, который предвещает по крайней меpе доброе начало. Главное богатство онаго составляет собрание разных Этрурских вещиц, найденных в развалинах цитадели: это опровергает достаточно мнение некоторых Историков, утверждающих, будто Кафа не построена на месте древней Феодосии, и отсылающих искать ее в Отузах. В числе сих вещиц я заметил несколько глиняных Пенатов, принадлежащих к эпохе совершенства искуств в Греции. Из мраморных досок любопытнее всех две: одна с Греческою надписью, упоминающею о Parisates, который, как известно, существовал около 200 лет до Рожд. Христова и в честь коего, заметно, на доске сей была сооружена статуя; а другая доска с именем и гербом [463] Консула Юстиниана 1474 года, который вероятно был последним Генуезским начальником в Кафе, ибо в 1475 году город был взят Турками. Еще замечательна большая доска с изображением Грифона, гербом Пантикапеи. Между монетами примечательнейшими могут почесться золотая Лизимаха и серебреная Леандра, подаренныя Музеуму Его Величеством Государем Императором Николаем Павловичем, в бытность Его еще Великим Князем. Есть несколько штуфов Крымских минералов. Остальное, как не входящее в состав Босфорскаго Музеума, желательно, чтоб было отсюда вынуто, как-то: несколько кусков Сибирских руд, несколько обыкновенных Руских и Римских монет и т. п. Собраниe cиe помещено в небольшой Турецкой мечети, у преддверия коей [464] поставлены два мраморные льва, вытащенные в Фанагории из моря. Основатель сего Музеума – Семен Михайлович Броневский, бывший Феодосийским Градоначальником, проводит Философскую жизнь на прекрасной мызе своей, недалеко от Феодосии 2, в беседе с науками и природою. Он приготовил к печати третью часть любопытных uзвecmий о Кавказе, которая должна быть ключем к прежним двум томам. По желанию Общества, Г. Броневский отнесся к Адмиралу Грейгу, для получения описания Николаевскаго Музеума, и я был свидетелем, что, в следствие его просьбы, Г. Кумани занимается оным с большим усердием и основательностию. В прекрасном саду сего почтеннаго [465] мужа есть несколько мраморов и статуй, полученных им из здешних окрестностей и из Фанагории, в том числе и два огромные льва. Историческая точность заставляет меня порадоваться, что усилия, употребленныя к разрушению Генуезских укреплений в Феодосии, не увенчались совершенным успехом. Ещe доселе остались величественныя развалины цитадели; жаль только, что уничтожение рва, укладеннаго плитами, коим обведен был город, причиняет теперь жителям безпокойство от горной воды, прежде через него стекавшей в море. Oт самой Феодосии я объехал верхом южный берег Тавриды. Очарован будучи прелестями и [466] ужасами сего пути, но держась строго предположенаго здесь плана, укажу только на те предметы, кои обращали мое внимание со стороны Исторической. Вопервых, мне представился старый Крым, древнейшая столица Татарских Ханов, место, более еще занимательнейшее потому, что имеет справедливое притязание на Киммерион, столицу Киммериян, первых завоевателей Тавриды; а сие ставит его наряду с старейшими городами в южной Европе. Мнение cиe подтверждается, кроме многих Исторических показаний, самым словом Крым, которое есть испорченное Кимр или Кимер. Татарская столица сия, содержавшая некогда 30 000 домов, 1 000 мечетей и столько же бань и фонтанов, теперь представляет самое бедное селение, обитаемое несколькими семействами Армян; а [467] из развалин замечательны только руины Ханскаго дворца, который, будучи огромнее прочих, противится доселе разрушительным ударам стихии. (Продолжение в след. книжке) Комментарии1. Слово сажень не находится и в древнем Славянском словаре Памвы Берынды. 2. Устроенной им на месте стараго монетнаго двора Крымских Ханов. Текст воспроизведен по изданию: Обозрение путешествия издателя Отечественных записок по России, в 1825 году, относительно археологии. Читано им 16 октября 1825 года в обществе Истории и Древностей Российских, учрежденном при императорском московском университете // Отечественные записки, Часть 25. № 71. 1826 |
|