Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СКАЛОН Ф. П.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВАРСКОМ ХАНСТВЕ

1829 г.

Замечания, сделанные по инструкции, данной при отправлении в Аварию в феврале месяце 1829 г. 1 2 3

1. Под правлением Султан-Ахмед-хана народ аварский был ему довольно покорен. Получая от русского правительства значительное жалование, он делился им с ченками, узденями и духовенством, что делал он и Ума-хан и при добычах во время удачных набегов. По сим-то причинам народ исполнял их волю, но повиновался в полной силе только тогда, когда предвидел для себя собственную свою выгоду.

2. Нынешний Абу-Султан-Нусал-хан при молодых летах, неопытности и весьма ограниченном уме не имеет и тени власти отца своего. Мать его, ханша Паху, обыкновенного ума, с приверженными к ней /только из интереса/ кади Нур-Магма, Андолов-беком и другими распоряжается в ханстве с общего совета и согласия, но сама без совещания не может ничего ни решить, ни предпринять. Второй ее сын Ума-хан умнее своего брата, но этот и меньшой Болач еще в детском возрасте. Ханша Гихили, весьма благоразумная женщина, в вражде с Паху, имеет влияние на управление народа, чему служит доказательством и то, что она пользуется половиной малых доходов скудного ханства Аварского. Впрочем, власть их над народом ограничена до такой степени, что при получении подарков они бывают вынуждены уделять часть из оных и другим значущим в ханстве людям, без чего могли бы иметь даже неприятности, почему правление их можно скорее назвать народным, нежели деспотическим.

Бывший прежде в Аварии 43 егерского полка прап. Хрисанф в записках своих увеличил все уже слишком, как-то: число деревень /городов совсем нет/, домов, жителей и войска; в Аварии более 80-ти деревень не существует, число семейств до 10-ти тыс., войска едва ли могут выставить до 4-х тыс., незавидно вооруженных, из них конница на худых лошадях. Вольные соседственные общества, названные какими-то военными округами и союзниками аварского хана, ни в каком отношении от него не зависят их даже и за деньги мудрено заставить служить, а если бы и согласились, то будут служить не аварскому хану, а [277] преимущественно тому, кто больше может заплатить. Койсубуйлинцев и других окружающих их народов можно назвать воинственными, но собственно аварцы более похожи на мужиков, нежели на воинов. Неприступные места и трудные дороги, служащие им оплотом от русских, да и самая бесплодная каменистая земля, где нельзя найти никакого продовольствия для малого отряда войск, все это, уверив их в безопасности, обратило к беспечной жизни и вместо воинственного народа каждый из нас встретил неуклюжих, худо вооруженных горцев еще в первый раз в здешнем крае.

3. О характере и способностях Абу-Султан-Нусала-хана повторяю, что он ограниченного ума, природа отказала ему в умственных способностях, дав ему и приличную физиономию. Кроме кадиев, Андолов-бека с братьями, все ченки, или побочные дети, уздени вмешиваются в управление, но власти над народом никто не имеет, привлечь их если есть только способ, то это деньги, пока будут им их давать, но чтобы сделать совершенно преданными, на это нужно время, а пользы для правительства из их мнимой покорности я никакой не предвижу.

4. Ханша Паху ожесточена против Сурхай-хана за отданные ему нашим правительством деревни, с коих получались прежде ясак, или подати; она объявила, что примирится с ним только тогда, когда он согласится сложить с себя ханское достоинство /ханом его не признают/, с деревень не будет пользоваться доходами, а предоставит все ей и, словом, во всем будет исполнять ее волю. Согласившись на примирение, Сурхай-хан, быв уже у них в руках, легко может погибнуть; а если правительство наше находит полезным поддерживать Сурхай-хана, то примирить с ним ханшу Гихили очень легко, она, имея ненависть к Паху, явно говорила, что готова примириться /несмотря на то что была действующим лицом в убийстве отца его/ и даже восстать с ним против ханши Паху, сим-то способом можно усилить партию Сурхай-хана.

5. В Аварии грунт земли вообще каменистый, требуется много труда для обрабатывания земли к посеву хлеба, коего недостает на прокормление самих жителей, не только на продажу. При следовании в Аварию и обратно мы встречали навьюченных ослов с покупным хлебом из Мехтулинского владения и земли, подвластной шамхалу, также и с солью, коей вовсе нет в Аварии. Лесу мало, и то на высочайших горах, кизяк их заменяет, пастбищных и сенокосных мест также мало, садов фруктовых и виноградников почти нет или очень мало. Рогатого скота едва ли у двадцатого есть по одному быку или корове, овец у первого богача не более 5-ти — 10-ти, лошади очень редки, ибо своих заводов нет и у самого хана, да и невозможно иметь по недостатку продовольствия и в самое летнее время. Мастеровых никаких не имеется, с трудом можно найти кузнеца. Вообще нетрезвый народ, закоренелый в невежестве, повсюду видна нищета, словом, я не видывал беднее земли и народа ханства Аварского.

6. Остается сказать о неумеренных и настоятельных требованиях ханши Паху. Она хочет иметь жалованье то же, которое получал муж ее, чтобы возвращена была отобранная часть Мехтулинского владения и от тушинцев и мосаков дань рогатым [278] скотом, катерами, бурметом, получаемая ханами аварскими до покорения Грузии под российскую державу. При отъезде нашем напомнила с негодованием, что уже 6 месяцев прошло, как они присягнули его и. в., а жалованье по сие время не выдается, и, наконец, приказала провожавшему нас своему сыну Ума-хану и всему конвою отнюдь не пускать нас по дороге на Акушу, а проводить по той, где мы проезжали, что мы и вынуждены были исполнить.

[Помечено:] Подлинные подписал командир Моздокского казачьего полка подполковник Скалон.

АВПР, ф. СПб., Гл. Арх., 1-9, 1819-1855. д. 7, лл. 121-124; заверенная копия.


Комментарии

1. Как видно из находящейся в том же деле переписки, Скалон был послан в Аварию главноначальствующим на Кавказе Паскевичем для проверки сведений, собранных прапорщиком Хрисанфом в 1828 г. /см. предшествующую публикацию/.

2. Федор Петрович Скалон /1791-1830/, в офицерских чинах с 1808 г., участник Отечественной войны 1812 г., Бородинского сражения и взятия Парижа; с 1825 г. на Кавказе, участвовал в военных действиях в Чечне и Дагестане и в войне с Персией 1826-1828 гг., с 1828 г. командир Моздокского донского казачьего полка; умер в 1830 г. от холеры /о нем: его формулярный список, составленный в 1830 г., — ЦГВИА, ф. 395, оп. 137/393, св. 481, д. 216, лл. 5-6/.

3. Публикуемый документ был использован А. П. Берже в статье "Материалы для описания Нагорного Дагестана" /"Кавказский календарь" на 1859 г./. Документ напечатан в книге; "Материалы по истории Дагестана и Чечни /первая половина XXX века/" т. ІІІ,ч.1, 1801-1830, Махачкала, 1940, стр. 126-129. Публикуется по этому тексту.

Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.