|
Магалы |
Селения |
Число семейств |
|
Алтыпаринского заплатят по 184 руб. серебр. в году подать с 1820 года |
1. |
Мага |
100 |
2. |
Кюра-Кюра |
400 |
|
3. |
Мингар |
450 |
|
4. |
Каладжуг |
100 |
|
5. |
Тапье-Шихи, или Пирикент |
60 |
|
6. |
Куруш |
350 |
|
Ахтинского |
1. |
Фей |
200 |
2. |
Маза |
200 |
|
3. |
Ахта |
800 |
|
Общество сие также заплатит 184 руб. серебр. подать в году с 1820 года |
4. |
Кулули |
30 |
5. |
Хукулли |
30 |
|
6. |
Эпармо |
35 |
|
7. |
Пупазлю |
30 |
|
8. |
Умурлю |
15 |
|
9. |
Капулю |
[331] |
|
10. |
Подюнлю |
20 |
|
11. |
Пачаглю |
35 |
|
12. |
Мачаглю |
35 |
|
13. |
Суманаклю |
40 |
|
14. |
Кулюлю |
20 |
|
15. |
Зенкенлю |
6 |
|
Таржальского Общество сие заплатит 300 руб. серебр. подать в году с 1820 года |
1. |
Таржал |
500 |
Докуспаринского |
1. |
Мескинжи |
350 |
2. |
Джиг-Джиг |
40 |
|
3. |
Ихор |
120 |
|
4. |
Елджиг |
120 |
|
5. |
Харахли |
25 |
|
6. |
Ших-Кенды |
30 |
|
7. |
Филзах |
25 |
|
8. |
Изил |
90 |
|
9. |
Балладжи |
50 |
|
10. |
Джаба |
110 |
|
Итого: 32 селения |
4456 семей |
Город Куба есть главное место провинции, которая разделяется на десять магалов с присоединением к ней четырех обществ вольных народов.
Образ жизни. Жители в магалах Кубинской провинции более живут в деревнях и ведут жизнь оседлую, занимаясь по местному положению и произведению земли хлебопашеством, скотоводством и рукоделием. Жители Шабранскаго и Бармакскаго магалов селений, расположенных на равнине к морю, перекочевывают только на время летних жарких месяцев, июнь и июль, в эйлаги, т.е. пастбищные места, находящиеся в горах Кубинской же провинции. Жители магалов, расположенных в горах: Будугскаго, Ханалугскаго, Сыртскаго, Анагдаринскаго и Юхарыбашинскаго, кочуют с октября до июня в кишлагах, т.е. зимния пастбищныя места, находящияся в сей же провинции, как для прокормления, так и для сбережения от стужи рогатаго скота и баранов, но все сии жители имеют настоящие жительства в своих деревнях, к коим они по камеральному описанию приписаны и платят в казну подать. Жители вольных народов на осеннее и зимнее время, т.е. с ноября по 1 мая, отправляют для пастьбы своих баранов, составляющих главную их промышленность, в следующие провинции: торжальцы — в Кубинскую, мискинжинцы — в Кубинскую и Дербентскую, алтыпаринцы — в Шекинскую, Кубинскую и Табасарань, ахтинцы — в Дербентскую, Шекинскую и Табасарань. [332]
Хлебопашеством большею частию занимаются жители селений, расположенных в магалах Шабранском, Мишкурском, Типском, Сыртском и некоторых Шишпаринском.
Скотоводством в деревнях, населенных в местах гористых магалов Анагдаринскаго, Бармакскаго, Будугскаго, Хиналугскаго и Юхарыбашинскаго. Промышленностью занимаются исключительно жители Кубы и подгородной Еврейской слободки.
Промышленность жителей магалов Шишпаринскаго, Сыртскаго, Типскаго, Шабранскаго и Мишкуринскаго состоит в хлебе, сарачинском пшене, рогатом скоте, в ткании ковров, паласов, чувалов и лошадных попон; в садоводстве фруктовых, виноградных и шел ковочных дерев; имеют бостаны, огороды, сеят табак и хлопчатую бумагу; сверх того, в Шишпаринском магале ловят уток, торгуют пухом и добывают марену. В Анадаринском, Бармакском, Будугском, Хиналугском и Юхарыбашинском, кроме хлебопашества, где по гористому местоположению родится хлеб не всегда изобильно и мелкозерный, промышляют скотоводством, в особенности баранов, продают масло и сыр, а из шерсти ткут сукна, ковры, паласы, лошадные попоны и носки; сверх того, в Будугском, Шабранском и Хиналугском имеют конские заводы и в Сыртском и Юхарыбашинском ловят лисиц и куниц.
Отличительные черты и характер. Магометане, населяя землю хлебородную и плодородную и с малыми трудами приобретая все жизненные продовольствия, ведут более жизнь праздную, и оттого владычествуют над ними отличительные порочные страсти, как-то: алчность к деньгам, любострастие, коварство, ненависть к иноверцам /пред коими, скрывая преступление своих единоверцев, решаются на ложные клятвы пред богом/ и мщение, в котором не щадят и крови своих родных. Похвальные стороны характера их есть строгое наблюдение правил их религии, гостеприимство и покровительство и оказание убежищ от гонения.
Армяне, каковых здесь весьма мало, ведут жизнь спокойно, трудолюбивы и, с строгостью охраняя свой закон, привержены к русскому правительству.
Евреев отличительный характер строптивость, склонность к обманам и к стяжанию богатства, похвальная же черта характера строгое соблюдение правил религии.
Места, удобные для постоянного расположения войск
1. Крепость Куба при реке сего же имени, или Кудиял; в ней вода, хотя всегда мутная, однако же здоровая, климат довольно свежий и здоровый. В самой крепости по тесноте построенных домов войска расположить можно не иначе, как выселить обывателей и, очистив город, построить казармы и прочие казенные строения, кроме сего, близ города есть места, удобные для расположения войск.
2. Сел. Нюгеды на речке Кара-чай, коей вода почитается лучшею для здоровья во всей провинции, климат свежее кубинскаго и, как место защищено возвышенностями от больших снежных гор, то климат не подвержен ощутительным переменам в воздухе, а от того менее заметны болезни между жителями. [333]
3. Селение Кусар, где ныне Новая Куба, на речке Кусар-чай; вода здоровая, сверх того, есть родник с чистою водою, или проток самой реки чрез землю; место сие выше противу сел. Кубы и сел. Нюгеды, а потому и прохладнее; оно в 12 верстах от главной почтовой дороги, окружено лесом и удобное для расположения полка или артиллерийской роты, в особенности в отношении хозяйства.
Общие замечания. Для хлебопашества удобны места при подошве гор и равнинах к Каспийскому морю при реках: Ата-чае, Гильгене, Девичи, Шабране, Вельвели, Чагатае, Кара-чае, Кубинке, Кусар-чае и Самуре, от коих канавы достаточно наполняют землю в магалах Бармакском, Типском, Мишкурском и Сыртском.
Пастбищные места летние под названием эйлаги в магалах Бармакском, Будугском, Хиналугском, Анагдаринском и Юхарыбашинском, зимние под названием кишлаги в Бармакском, Шабранском, Мишкуринском, Типском, Сыртском и Шишпаринском.
Изобильные и здоровые воды в магалах Бармакском, реки Ата-чай, ручей Туг. В Будугском в каждой деревне родники, а при сел. Халтак два родника горных вод. Из деревни же Эрфи течет река Вельвеле, или Вальвеле. В Хиналугском при деревне Хиналуг вытекает река Кудиял-чай, или Кубинка, проходит чрез сел. Ших-Капут, Алик, Джек, Крыз и Эргючь; кроме сей реки, во всех вышеупомянутых и прочих деревнях сего магала есть родники. В Шишпаринском река Шабран собирается от родников из разных мест в горах; при реке сей поселены деревни: Зейва, Кальвар и Пиремисьян, в прочих имеются родники. В Шабранском река Шабрань, Вальвеле, Диви-чай, Чагаджик и Кара-чай; при сел. Падар большой родник и небольшой при Молла-Кемаллы-Пулат. Ручьи при Ханлуг-Оба, Энгибена и Кара-Кашлы-бюкобосы, а при деревне Кущи озеро, из коего добывается соль горьковатая и в пищу для людей негодная. В Типском река Карачай, Ах-чай /в летнее время пересыхающая/ и Кубинка; родники при деревнях Кимиль, Кюснет, Учькун, Качрах, Кунчал, Сухтакали, Тюелкюран, Туляр, Енчикент, Такья, Испик, Сусай и Армян. Мишкурском реки: Кара-чай, Кубинка и Кусар, сверх того; во многих деревнях протекают ручьи с нездоровою водою, которую жители употребляют для мельниц и для напуска на землю. В Сыртском реки: Кусар, при оной деревни: Кусар, Кюгнехудат, Гедезиахур, Легер. Бедыр-Пала, Гундус-капа и Имангуликент. Самур, при оной деревни: Куллар, Максют-кент, Тагируба, Леджет и Зиафур. Родники в деревнях: Гиль, Джибир, Кусар, Меджет; в прочих деревнях Урва, Хурай и Есан запасаются дождевою водою. В Анагдаринском река Кусар, при ней деревни: Леза, Кюзун, Муруг, Четкун, Джагар, Аныг, Суваджал, Хурай и Легер, сверх того, во всех деревнях, кроме Легер, имеются родники. В Юхарыбашинском река, неимеющая названия, при ней деревни: Дустагар, Муруг и Уруг, в прочих есть родники, кроме сел. Пирал, где запасаются дождевою водою.
У вольных народов во всех селениях магалов Докуспаринскаго, Алтыпаринскаго, Ахтинскаго и Таржальскаго имеются родники с здоровою водою, а при деревне Ахти два родника с горячею водою, над коими устроена баня. [334]
Леса, годные для строения, есть в магалах Бармакском, при селениях: Хизы, Ханаге, Чачах и Уга; в Будугском при деревнях: Кунакент, Афурджа, Утуг, Халтан и Гумюр. В магалах Шишпаринском, Типском, Мишкурском, Анагдаринском и Юхарыбашинском во всех местах; в Сыртском при селениях: Хучь Верхний, Кусар, Кюгнехудат, Урва, Хураль, Гиль, Ессак, или Ессап, Джибир, Леджет, Гедезиахур и Легер. В прочих деревнях сего магала также есть леса, но в расстоянии от 5 до 7 верст.
Бесплодной земли нигде нет, кроме на высоких со скалами горах, занимаемых вольными народами.
ЦГВИА, ф. ВУА, 1, кол. 414, д. 301, лл. 513-519; копия
Комментарии
1. Рукопись рукой Бларамберга.
2. На рукописи нет обозначения автора; по описи Бларамберга, автор — 'Снитников'. Бларамберг пишет эту фамилию неправильно, следует: Шнитников. В таком случае это Федор Александрович Шнитников /1793-1837/, с 1807 г. служил в Сенате регистратором, в 1813 г. поступил на военную службу и в том же году в чине прапорщика участвовал в военных действиях в Варшавском герцогстве; с 1822 г. на Кавказе в 41 егерском полку, участвовал в войне с Персией 1826 — 1828 гг., с 1828 по 1831 г. — кубинский комендант, с 1832 по 1836 г. в чине майора Апшеронского полка — дербентский комендант; в 1837 г., командуя батальоном и участвуя в военных действиях в Дагестане, умер от ран. В бытность свою комендантом г. Дербента Шнитников был начальником служившего с 1830 по 1834 г. в дербентском гарнизоне А. А. Бестужева-Марлинского, оказывая ему постоянное дружеское внимание и покровительство /о нем: его формулярный список, составленный в 1837 г., — ЦГВИА, ф. 395, оп. 143/431, св. 127, д. 193, лл. 4-11; здесь же и другие о нем документы: А. Л. Богуславский, История Апшеронского полка, т. III, СПб., 1894, стр. 50; Я. И. Костенецкий, А. А. Бестужев /Марлинский/ "Русская старина", 1900, II/. Бестужев неоднократно упоминает о Шнитникове в своих письмах из Дербента.
Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958
Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳
Главная страница | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024 All Rights Reserved.