50. 1834 г. августа 3. — Рапорт Командира
Геленджикского отряда военных судов — капитан-лейтенанта
Манюпа, контр-адмиралу Авинову о разведке
Кавказских берегов английским военным, судном, №
618.
23-то числа июля месяца в 11 % часов до
полудня при ветре показался из-за южного мыса
катер, имевший направление в залив Суджук, коему
я сделал пушечный выстрел, с поднятием сигнала,
показать имя судна, катер привел к ветру, поднял
английский флаг и пришел через 3/4 часа в
залив Геленджик; лишь стал он на якоре поехал я с
командиром брига «Ахиллес» и люгера «Глубокий»
опросить и поздравить с приходом; по объявлении
катер сей из королевской эскадры и называется
яхта «Туркуаз»; командир оной, гвардии кап.
Лайонс, из Константинополя вышел 24 июня, обошел
весь анатолийский берег, был в Сухум-Кале и
следует посмотреть Анапу, а оттуда пойдет в
Севастополь посмотреть русский флот, и если
застанет его в море, то останется при нем видеть
морские маневры; всего экипажу на яхте
находилось 14 челов. и люди все здоровы. На яхте
заметили мы чиновных только капитана судна, не
старее 23-х лет, и другого, лет 35-ти, (по сказанию
лейтенант); все другие были просто одеты, в
работе, и не показывали из себя каких-либо
чиновников; яхта имела четыре медных, малых
калибров, пушек; в ходу замечена очень быстрою и,
по объявлению капитана Лайонса, тремя с
половиной румбами от ветра до 6-ти узлов в час
Капитан Лайонс объявил, что будет салютовать с
поднятием [49] Российского
военного флага 11 выстрелами, на что и с
порученного мне катера, по поднятии английского
флага, ответствовано равным же числом выстрелов;
расспрашивал г. Лайонс о здешнем заливе, насчет
ветров и глубины, просил позволения видеть
здешнего укрепления коменданта, в чем ему и не
отказано, почему на своей гичке Лайонс с
названным им лейтенантом в сопровождении нашем
подъехал к укреплению Геленджика; с позволения
коменданта вышел на берег Лайонс и лейтенант его;
комендант полковник Чайковский, нас три
командира судов и двое чиновников сих англичан
были проведены по укреплению и вне оного со всеми
карантинными предосторожностями; расспрашивали
о числе гарнизона в укреплении, о всей силе
Кавказского корпуса, о содержании его ежегодно и
потере солдат, о числе черкесов и отношении их к
русским. Не имея в виду никакого постановления
насчет прихода к берегам черкесским иностранных
военных, судов, я был в затруднении отклонять
следовать сей яхте английской королевской
эскадры вдоль берега черкесского к Анапе, где
притом и наш транспорт «Успех» находился;
однакож, объявив г. Лайонсу инструкцию,
установленную для наших крейсерств при берегах
абхазских, — яхта «Туркуаз» в 9 1/2 час.
вечера отправилась в Анапу, как объявил командир
оной. 26 числа пришедший сюда транспорт «Успех» из
Анапы объявил мне, что в Анапу пришел катер под
английским флагом, откуда за отплытием
транспорта и катер английский снялся и шел вдоль
берега за транспортом к Геленджику и к вечеру
остался против залива Суджукского, спустя один
день после прихода транспорта «Успех» в
Геленджик я посылал люгер «Глубокий» обозреть
залив Суджука и по возвращении 29 числа командир
люгера донес мне, что в заливе Суджукском ничего
не видал, почему 30-го числа отправлен мною сей
люгер в крейсерство вдоль берегов черкесских к
югу.
О чем вашему превосходительству честь
имею донести.
Ф. 1087, д. 342, л. 131. Копия,
изготовленная ВИО ШКВО.
|