Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

372. 1856 г. ноября 14. — Из отношения генерал-адъютанта Барятинского Министру иностранных дел — кн. Горчакову, о высадке десанте г. Черкессии на английском пароходе «Кэнгору» и разведке грузинского побережья Черного поря английским пароходом «Ронгвер».

Исправляющий должность Кутаисского военного губернатора, полковник Колюбакин, доносил временно Командующему Отдельным Кавказским корпусом, генерал-лейтенанту кн. Бебутову, 8 октября, что он получил известие от управляющего Редуткальским передовым карантинно-таможенным постом, что 3 октября приходил на Редуткальский рейд английский военный пароход «Ронгвер», под командою капитана Мариэти. Управляющий Редуткальским карантинно-таможенным постом, желая узнать причину появления на нашем берегу английского парохода, отправился на него и заметил, что капитан и штурманы были заняты составлением планов к промеров глубины рейда; но когда он взошел на пароход, то они прекратили свои занятия и убрали карты и планы. По его наблюдению, пароход этот — плоскодонный, винтовой о трех мачтах, вооружен был двумя бомбическими пушками и двумя 36-фунтовыми коронадами. На вопрос его, почему этот пароход, имеющий вид военного по экипажу и вооружению, ходит под коммерческим флагом, капитан отвечал, что он поднял коммерческий флаг из желания не напугать жителей военным флагом, что он состоит в эскадре адмирала Лайонса и что послан осмотреть восточный берег Черного моря. [462]

В военном журнале, представленном командовавшим Анапским отрядом, генерал-майором Рудановским, временно командовавшему Отдельным Кавказским корпусом, генерал-лейтенанту кн. Бебутову, от 24 сентября, изложено, что военный пароход, шедший под английским флагом по направлению от Новороссийска, прошел мимо Анапы и при спросе объявил, что производит опись берега. Пароход был трехмачтовый, с двумя трубами, без надписи.

От 16 октября Наказной атаман Черноморского казачьего войска генерал-майор Филипсон доносит:

3 октября получено было в Анапе сведение от верного лазутчика, близкого к Сафар-бею и при нем постоянно находящегося, что, судя по описанию, тот же самый пароход, о котором упоминается в военном журнале генерал-майора Рудановского, заходил к устью р. Шапсуго и высадил там 50 убыхов и абадзехов, возвращавшихся из Константинополя, куда они ездили для личного удостоверения в справедливости возложения турецким султаном на Сафар-бея власти над кавказскими герцами. По рассказам посланных, султан принял их очень милостиво, наградил всех подарками, а некоторым пожаловал медали и объявил им, что Сафар-бею действительно поручено начальствование над горцами и что они обязаны ему во всем повиноваться.

Тот же лазутчик утверждает, что пароход был турецкий, и два других лазутчика, также заслуживающих доверия, говорят, что видали этот пароход в Новороссийской бухте и что он английский. Никто из этих людей на пароходе не был. Генерал-майор Филипсон полагал, что, может быть, на нем были люди обеих наций и что для какой-либо цели пароход сказывался в одном месте турецким, а в другом — английским.

В военном журнале, представленном мне командующим Анапским отрядом, Генерального штаба полковником Сальстетом, от 11 октября, изложено, между прочим, что 5 числа того же месяца показался на море шедший со стороны Новороссийска винтовой пароход под английским флагом о трех мачтах и с одною трубою. Повернув к Анапскому рейду, пароход этот наткнулся на подводный каменный риф, оставался на месте около получаса и ушел в море, не имев там сообщения с берегом.

Владетель Абхазии генерал-адъютант кн. Михаил Шервашидзе, доводит до моего сведения, от 28 октября, что, 26 числа того же месяца прибыл в Сухумкальский рейд английский коммерческий пароход «Кэнгору», следовавший в Трепизонд из Вардане, близ бывшего укрепления Навагинского, где высадил на берег Магомет-Амина, возведенного турецким султаном в звание паши, и 80 человек горцев, бывших вместе с ним в Константинополе. Известие это подтверждается консулом нашим в Трепизонде, к. с. Дендрино, который уведомляет от 21 октября, что на пароходе «Кэнгуру» прибывшем в Трепизонд 20 октября, находился Магомет- Амин со свитою из 81 человека горцев и что пароход этот имел назначение следовать с товарами в Редут-Кале, а оттуда в Вардане для спуска на берег Магомет-Амина со свитою.

В том же донесении от 28 октября владетель Абхазии уведомил меня, что, при прибытии на Сухумский рейд, пароход «Кэнгору» не предъявил коменданту никаких документов и на вопрос, зачем от приставал к [463] неприятельскому берегу, ответил, что по Парижскому трактату (Мирный договор, заключенный 30 марта 1856 г. между Россией с одной стороны и Турцией, Великобританией и Францией – с другой. На основании этого договора Черное море объявлялось нейтральным, береговые укрепления России и Турции подлежат уничтожению и как Турция, так и Россия должны были содержать в Черном море весьма ограниченное число легких военных судов) плавание в Черном море для коммерческих судов всех наций объявлено свободным и что в скором времени он опять придет в Вардане за грузом. Генерал-адъютант кн. Шервашидзе присовокупляет, что другого груза, кроме невольников и невольниц, не может быть с Черкесского берега и, что, таким образом, постыдная торговля людьми возобновится при содействии английского шкипера.

При донесении своем владетель Абхазии приложил опрос, снятый с кутаисского жителя, русскоподданного Компокасо, который показывает, что он был по коммерческим делам в Париже по выданному ему заграничному паспорту и, возвращаясь назад через Трепизонд, нашел там пароход «Кэнгору», на котором взял место для переезда в Редут-Кале. Вместо того, чтобы идти прямо в Редут, пароход отправился в Вардане и высадил там Магомет-Амина с 80-ю горцами, где его встретили около 50 человек горцев, с которыми он и отправился в горы. Пароход простоял на рейде Вардане 4 часа и выгрузил на берег только сундуки, бывшие с горцами, а потом отправился в Редут и зашел на пути в Сухум. Капитан парохода запретил Компокасо говорить по-русски, чтобы не произвести между горцами, бывшими на пароходе, волнения.

Генерал-майор Филипсон доносит еще, что турецкие купеческие суда и особенно кочермы, беспрепятственно пристают к берегу, начиная от Новороссийска и далее к югу. Лазутчики сообщали ему 15 октября, что в Новороссийской бухте стояли тогда 5 турецких судов и что торговцы устроили на берегу временные лавки, в которых продают товары поселившимся там и приезжающим туда горцам. Азовские лодки посылать из Анапы в Новороссийск в настоящее бурное время года на расстояние 45 миль опасно, а сухопутным отрядом было не трудно захватить в бухте суда и истребить их, но генерал-майор Филипсон не решается прибегнуть к этой мере, не зная, в праве ли он это сделать.

Из всего вышеизложенного в. с. изволите усмотреть, что военные и коммерческие пароходы иностранных наций довольно часто появляются на восточном берегу Черного моря, перевозят торговцев и имеют с ними на берегу сношения для нас особенно вредные в том отношении, что появление их и отсутствие нашего крейсерства поддерживают в горцах уверенность в содействии им против нас Турции и Англии и придают всем словам Сафар-бея и подобных ему возмутителей, уверяющих горцев, что они подданные турецкого султана и должны во всем повиноваться постановленным им властям.

АКАК, т. XII, № 602, стр. 705-706.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.