Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 340

1873 г. октября 13. – Отношение начальника Главного управления министру внутренних дел о «фанатическом религиозном настроении» горцев, о преждевременности полного запрещения их поездок на богомолье

При отношении от 27 апреля сего года № 1531 Управляющий Министерством внутренних дел препроводил ко мне копию полученного им от Министерства иностранных дел отзыва посла нашего в Константинополе, заключающего в себе разъяснения по поводу предположения генерал-адъютанта Игнатьева об ограничении числа русскоподданных мусульман, отправляющихся в Мекку на богомолье, прося при этом о сообщении [442] Министерства внутренних дел заключения Кавказского начальства по настоящему предмету.

Имею честь уведомить, что в начале сего года товарищ министра иностранных дел препроводил ко мне копию с отношения посла нашего в Константинополе за № 430, в котором генерал-адъютант Игнатьев, между прочим, высказал мысль о необходимости принятия мер если не к совершенному прекращению частных случаев поездок кавказских мусульман на богомолье за границу, то по крайней мере к постепенному, по возможности, сокращению числа таковых богомольцев на том основании, что посещение мусульманами святых для них мест, оживляя фанатические предрассудки, которые по возвращении на родину они в свою очередь стараются поддерживать в своих единоплеменниках, усиливает враждебное настроение их против правительства и служит, таким образом, единственным препятствием к примирению их с существующим взглядом вещей.

При этом генерал-адъютант Игнатьев присовокуплял, что существование холеры в Константинополе и Аравии и отказ пароходных компаний перевозить богомольцев могли бы послужить достаточным предлогом к задержанию мусульман разрешения отлучаться к святым местам, тем более, что будучи задерживаемы на пути, при недостаточных по большей части средствах, мусульмане делаются тяжким бременем для наших консульств на Востоке, которые нередко вынуждены давать им вспомоществование, не располагая для этого никакими источниками.

Признав с своей стороны настоящий возбужденный императорским посольством вопрос заслуживающим серьезного и всестороннего обсуждения, я нужным счел предварительно запросить от подлежащих начальников губерний и областей, а равно и от военного начальства, заключения их о тех мерах, которые они нашли бы возможным принять к ограничению отлучек состоящих в их ведении мусульманских жителей на богомолье за границу.

Из полученных от означенных властей отзывов усматривается, что все они единогласно и вполне убеждены в том, что всякое искание средств к прекращению или ограничению случаев мусульманам на богомолье не только преждевременно и бесполезно, но даже и небезопасно, так как при настоящем низком уровне их умственного развития и их фанатическом религиозном настроении всякие внушения и увещания к отклонению таких путешествий, имеющих единственной целью исполнение обрядов, поставляемого религиозным их учением в священную обязанность каждому, хотя бы таковые внушения и увещания и не имели другой цели, как только предупреждение стеснительного положения за границею богомольцев, неминуемо вызвали бы в среде их толки о религиозном стеснении, а следовательно, способствовали бы усилению фанатизма, могущего породить здесь в крае несравненно сложнейшие затруднения, [443] кои представляются ныне нашим консульским властям за границей.

При этом Кавказское военное начальство, между прочим, заявило, что оно признает совершенно излишним вмешательство в это дело администрации нашей еще и потому, что требование от лица желающего отправиться в Мекку представления общественного ручательства в том, что отправляющийся действительно обладает средствами для путешествия, ни в каком случае не может дать прочной гарантии к тому, что отъезжающий действительно может совершить путешествие, не прибегая к частной благотворительности, и что во всяком случае он находит необходимым сделать ныне же нашим консулам, а также посольству нашему в Константинополе, предложение решительно отказывать всем без исключения горцам, обращающимся с просьбою о пособии не только в безвозвратном денежном пособии, но даже и в ссуде денег.

О таковых соображениях начальников губерний и областей Кавказского и Закавказского края, а равно и здешнего военного начальства, я имел честь представить на воззрение государя великого князя наместника.

Его императорское высочество, при единогласно высказываемом всеми начальствующими в частях края убеждении, что всякое прямое или даже косвенное стеснение мусульманских жителей края в свободном удовлетворении религиозного побуждения, которое их влечет на богомолье к своим святым местам, и при том основном убеждении, что в делах верования всякое насилование приводит к результатам совершенно противоположным тем, которые имеются в виду достигнуть, – изволил признать вполне основательными вышеизъясненные мнения начальников губерний и областей и Кавказского военного начальства, тем более, что не могло бы не показаться в глазах мусульманского населения странным, чтобы правительство, которое не только не препятствует отправлению своих христианских подданных на поклонение святым местам Палестинским, но считает такие подвиги религиозного убеждения заслуживающими уважения, относится с иными взглядами к такому же стремлению в среде своих подданных другого верования.

Принимая за сим во внимание, что разновременно изданные законоположения о порядке выдачи паспортов горцам и разным туземным жителям здешнего края при отправлении их в Турцию или Персию (т. 14 уст. о пасп. 1857 г. ст. 446, 459 и дополнение к оной по продолж. 1863 г., 477 и полного собрания законов т. 19 1844 г. ст. 17507) достаточно представляют средств убедиться в состоятельности желающих отлучаться исполнением их обязательств в отношении казны; и что затем попечение о том, имеют ли обещающие средства для содержания себя за границей являться такою опекающею заботливостью, которая не входит вовсе в круг обязанностей какого бы то ни было Правительства, его высочество изволит находить, что [444] предлагаемое посольством нашим в Константинополе удостоверение такого рода, которым бы обусловливалась выдача паспортов, едва ли могло бы быть чем-либо оправдана; но что вместе с тем следовало бы, согласно вышеизложенному мнению военного начальства, предложить нашим консульствам, чтобы они ни под каким предлогом не выдавали денежных пособий безвозвратных в виде ссуды всем здешним мусульманам, отправившимся за границу по какой бы то ни было причине, исключая разве отдельных частных случаев, выходящих из ряда обыкновенных обстоятельств, как-то: болезни, кораблекрушения и т. п.

О таковом заключении государя великого князя сообщено было мною министерству иностранных дел.

Что же касается до полученной затем при вышеупомянутом отношении свиты его величества генерал-майора Шидловского за 1531, копия с отзыва Посла нашего в Константинополе, заключающую в себе, между прочим, предложение его о необходимости взимать со всех русских мусульман, отправляющихся на богомолье в Турцию, 5-ти рублевый сбор, установленный за заграничные паспорта, то со стороны его высочества не встречается препятствий к подчинению этих лиц общим действующим в империи правилам о заграничных паспортах, но тем не менее и принимая во внимание, что о порядке выдачи паспортов мусульманам как в разных местах Кавказского края, а также на Крымском полуострове разновременно изданы законоположения не вполне между собою сходные, государь великий князь наместник изволил полагать не бесполезным эти законоположения подвергнуть общему пересмотру для приведения их в возможно единообразный вид.

О решении же, какое последует по настоящему вопросу, я покорнейше прошу Ваше высокопревосходительство почтить меня уведомлением.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 672, л. 30 об, 31, 32, 33.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.