Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 332

1872 г. марта 15. – Отношение начальника Кубанской области начальнику Главного управления наместника Кавказского о принятых мерах по ограничению «отлучек» на богомолье

По случаю возбужденного чрезвычайным нашим послом в Константинополе вопроса о необходимости принятия мер к ограничению отлучек кавказских мусульман в Турцию на богомолье Ваше превосходительство в отзыве своем от 6 марта № 1133, сообщая взгляд генерала Игнатьева на посещения мухаметанами святых для них мест, просит моего заключения по поводу предлагаемых мер, которые признаются возможным принять к ограничению отлучек на богомолье за границу мусульманских жителей вверенной мне области. Вполне разделяя мысль чрезвычайного нашего посла в Константинополе, что следование кавказских мусульман в значительном числе на богомолье развивает в них фанатизм, который поддерживает в них постоянное враждебное настроение к правительству и служит единственным препятствием к примерению их с существующим порядком вещей, я полагаю, однако ж, не вполне удобным препятствовать выезду их за границу на богомолье по одному лишь тому поводу, что существование в Константинополе и Аравии холеры и отказ по этому случаю пароходных обществ перевозить богомольцев в Египет поставит их в затруднительное положение и подвергнет разным лишениям и бедствиям на пути. [430] Религиозное рвение в мусульманском населении до того сильно, что в данном случае одни убеждения не могут повлиять на ослабление стремления его к посещению святых для него мест; прямое же запрещение, под каким бы то ни было предлогом, может произвести совершенно противоположные результаты, чем ожидаются, и усилит то враждебное настроение к нашему правительству, которое имеется в виду ослабить чрез ограничение отлучек на богомолье в мусульманских наших подданных.

Принимая в соображение это обстоятельство, я нахожу возможным частые отлучки мусульман вверенной мне области ограничить только следующими мерами: 1) Установить правилом, что отчасти сделано уже, чтобы каждый горец, являющийся за получением установленного паспорта на выезд за границу на богомолье, представлял удостоверение своего аульного общества в неимении препятствий к его выезду и обязательство этого общества платить за него все подати и повинности в течении 10 лет, если он не возвратится из-за границы. 2) При выдаче получившему разрешение от аульного общества паспорта на выезд требовать в залог, вместо установленных ныне 10 рублей, – 50 руб., с условием обратного их получения лишь в том случае, если он возвратится на родину в срок, предписанный в его паспорте, в противном же случае оставленный им залог обратить на нужды его аульного общества или на пополнение тех пособий, которые будут выданы нуждающимся богомольцам заграничными агентами.

Затем всякие другие более решительные меры могут породить ропот и неудовольствие в среде горского населения области и придадут им характер посягательства на религиозные верования народа.

В заключение считаю нужным присовокупить, что затруднения, встречаемые нашими консульствами в Турции при обращении к ним кавказских мусульман за вспомоществованиями, едва ли могут относиться до мусульман вверенной мне области, так как мне известно из донесений уездных начальников, что редкий из них выезжает за границу на богомолье не имея при себе необходимой одежды и денег менее 200–300 рублей, что достаточно обеспечивает их от случайностей на пути.

ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 672, л. 7-8.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.