Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 274

1864 г. ноября 8. – Рапорт начальника Даховского отряда генерал-майора Геймана временно командующему войсками Кубанской области с подробным описанием пространства между Туапсе и Шахе и результатов экспедиции отряда на южный склон Кавказского хребта

Вследствие разрешения его императорского высочества главнокомандующего Кавказскою армиею, Командующий войсками Кубанской области от 18-го сентября за № 1145 предписал мне в октябре м-це текущего года произвести движение мелкими колоннами для осмотра всего вновь приобщенного, но еще не заселенного края между реками Туапсе и Бзыбью, стараясь насколько возможно уничтожить те мелкие остатки горцев, которые остались в труднодоступных складках Главного хребта.

Прежде описания экспедиции, предпринятой мною согласно воли его императорского высочества на южный склон Кавказского хребта, я считаю не лишним представить положение страны, в которой мне приходилось действовать.

Горное и труднодоступное пространство между Туапсе и Шахе было заселено до наших настоящих действий Даховского отряда небольшими остатками горских обществ, по преимуществу [335] группирующихся в следующих местах: начиная от Туапсе по вершинам Пшинахо, Пшияхо, Кудесхаб и других речек жили горные шапсуги, в правом бассейне Аше общество Наузей, в левом бассейне той же реки общество Бекшей, при соединении обоих притоков Аше общество Тхагабш, между вершинами Аше и Псезуапсе общество Хазитляж, в правом бассейне Псезуапсе на реках Хахучипсы, Хахушишхо-Хакучи, в левом бассейне Псезуапсе в вершинах Чегмая остатки шапсугского племени, затем земля, принадлежавшая собственно убыхам и джигетам, оказалась совершенно необитаемою. Разноплеменное население, оставшееся еще на нашей земле, хотя и было увлечено общей идеей переселения в Турцию, но по недостатку вначале перевозочных средств долгое время должно было оставаться на берегу; между тем деревья одевались листвой и в некоторой части скопившегося на берегу населения родилась надежда, прикрываясь труднодоступною в летнее время местностью, удалившись в гору, посеять хлеба, собрать запасы и предпринять переселение не ранее будущей весны; большая часть из тех, которые решились привести в исполнение эту мысль, были люди бедные материальными средствами. Ими руководил простой расчет воспользоваться запасами, которые могли переселенцы перевести с собой на берег, значительными пространствами земель, оставшимися свободными для возделывания, и спокойно провести зиму.

Кроме этих людей, остались еще в горах и по преимуществу в ущельях у подножия Главного хребта люди, не захотевшие признать факта совершенного нами завоевания.

Дикие, живущие в едва доступных местностях, лишенные всякой общественной организации, не имевшие религиозной связи с остальными племенами и говорившие, кроме наречия адыге, еще своим собственным языком, они, опираясь на одну местность, всегда сохраняли в отношении своих сильных соседей полную независимость. Убыхи и шапсуги постоянно имели столкновения, не всегда для них удачные, с грабившими их Хакучами, Наузей и другими мелкими горными обществами.

Весной текущего года важные события, завершившие собой покорение всего Западного Кавказа, не позволили отвлекаться более мелкими целями. Хакучи, Наузей и другие племена, которых часть также переселилась в Турцию, оставались нетронутыми и спокойными, они ничего не предпринимали против наших войск.

Летняя экспедиция в центр общества Хакуч и поражение, им понесенное, заставили их расселиться по лесам и трущобам.

Едва доступная местность, густые леса, покрытые листвой, и другие препятствия, против поставляемых природой, не позволили войскам Даховского отряда в течение лета осмотреть во избежание могущих быть значительных потерь части горного пространства и прилегающего к Главному хребту. [336]

Итак, в предстоящей экспедиции пришлось иметь дело, во-первых, с людьми, оставшимися на нашей земле в надежде будущей весной переселиться в Турцию, и, во-вторых, с дикими, в некоторых местах еще не тронутыми племенами, к сожалению, как с первыми, так и со вторыми пришлось действовать силою оружия.

Вступать в переговоры было не с кем: разбросанное на большом пространстве население жило отдельными семьями, сколько-нибудь влиятельные старшины выселились в Турцию, притом, же и те, которые остались с мыслию будущего переселения, увлеченные примером Хакуч, Наузей и других и обеспечившись запасами, повели жизнь разбойничьих, что выразилось происшествиями на Хакучинской кордонной линии.

По полученным мною достоверным сведениям оказалось, что вся часть края южнее реки Шахе совершенно не обитаема, следовательно, театр военных действий ограничивался пространством, заключающимся между р. р. Шахе и Туапсе.

Таким образом, военные действия должны были происходить в бассейнах рек Аше, Псезуапсе и Шахе, берущих свое начало из Главного хребта и особенно замечательных по своей суровости и дикости.

Летучий Даховский отряд сформировался на северном склоне из 18-ти стрелковых рот и 1-й сотни казаков...

Войска летучего Даховского отряда в течение экспедиции понесли следующие потери:

убитых нижних чинов – 2

раненых офицеров – 1

нижних чинов – 1

выпущено патронов – 13046

разбито капсюлей – 15818

сорвалось с кручи и утонуло лошадей – 20

упущено ружей при переправах – 14

утонуло патронных вьючных ящиков – 6

Горцы понесли громадные потери, от которых они уже не в состоянии оправиться. Более 50-ти тел осталось в наших руках, 63 человека взято в плен (Часть из пленных, по преимуществу дети, розданы мною для воспитания некоторым из офицеров отряда), отбито более 1500 рогатого скота.

Аулы и запасы хлеба и фруктов выжжены; с достоверностью можно полагать, что население должно будет в течение зимы или умереть с голоду, или выйти к нашим приморским пунктам для переселения в Турцию, ручательством за возможность последнего могут служить прилагаемые при сем копии и переводы с письма ко мне Нузрет-Паши и моего ответа.

Остающиеся еще на нашей земле население крайне бедно, по рассказам пленных, имеет оружие едва только десятая часть (Во время настоящих движений горцы показывались иногда толпами от 50 до 70 человек, но стреляли некоторые из них), [337] запуганное настоящими движениями и действиями, оно рассыпалось поодиночке и едва ли превышает цифру 700 семейств, лишенных крова и всех запасов.

Для того чтобы не дать им опомниться, я предложил полковнику Жуковскому, о чем я уже имел честь доносить Вашему превосходительству, сформировать из остающихся на береговой линии пешего № 5-го батальона Кубанского казачьего войска и Кавказского линейного № 2-го охотничьей команды, которые и посылать еженедельно во внутрь края по указанным мною направлениям.

Считаю необходимым прибавить, что хотя остающееся на нашей земле население совершенно безопасно для нас и, конечно, выселится в Турцию, но между ими вероятно найдутся несколько семейств и одиноких людей, которые не захотят покинуть родину, уничтожение и изгнание подобных личностей может произойти только, как я уже имел честь доложить, с введением нашей колонизации.

Полагаю не лишним в начале весны будущего года, не посылая на южный склон частей регулярных войск, сформировать из казачьих пеших баталионов до одной тысячи человек пластунов, которые могли бы еще раз пройти по горной полосе вновь приобщенного края.

Госархив Краснодарского края, ф. 347, оп. 1, д. 54, л. 1–21.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.