Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Дворов

1.

Рохль-Кхенада

50

2.

Колоб

20

3.

Цымкал

20

4.

Охох

30

5.

Хахаб

80

Итого:

200

Исключая последней, все сии деревни мирны.

Народонаселение. Весьма трудно определить народонаселение в Антк-Ратлье; имеющиеся о сей стране сведения столь разногласные и неверные, что на них основываться нельзя. Примерно можно считать, что число дворов, или семейств, простирается до 5000. Полагая в каждом семействе по 5 или 6 душ, все народонаселение в Антк-Ратлье составит от 25 до 30 000 жителей.

Климат, произведения и промышленность. 3емли, обитаемые антк-ратльскими лезгинами, прилегают почти к самым высоким горам, составляющим северную покатость восточной части Кавказского хребта. По сей причине климат там чрезвычайно суровый и природа в произведениях своих очень скудна. Из хлебных растений созревает в верхних частях Антк-Ратлья рожь и ячмень; в нижних частях, т.е. в Тъаше и Анцухе, поспевает и пшеница, но хорошие урожаи весьма редки. Посев делается в разные времена, смотря по местоположению деревень, но нигде оные не производятся позже конца мая. Жатва также делается разновременно: в нижних частях в конце июля и в верхних в конце августа.

Жители Антк-Ратлья весьма мало и неуспешно занимаются хлебопашеством. По рассказам наших солдат, бывших в плену у горных лезгин, в России один человек обыкновенно вспахивает в один день такое пространство земли, которое у них должно давать хлеба на пропитание целого семейства. От своих собственных полей жители Антк-Ратлья получают хлеба только на два или на три месяца, для остального времени года они покупают таковой: анцухцы и капучинцы в Кахетии, а другие общества — в Джарской и Белоканской области или но владениях г.-м. Аслан_хана казыкумыкского. Земли общества 1 ваш не прилегают к самым высоким горам Кавказа, и они несравненно ниже, чем земли прочих обществ; потому казалось бы, что эта часть Антк-Ратлья должна быть хлебородная, но это совершенно напротив; жители сего общества более всех прочих нуждаются в хлебе, они получают таковой из владений Нуцал-хана аварского. По причине недостатка в пастбищных местах в Тъаш скотоводство хуже, чем в других обществах, и оттого оно всех беднее.

Фруктов и огородных овощей в Антк-Ратлье нигде не встречается, холодный климат не позволяет разводить таковых, [325] рогатого скота и лошадей весьма мало; богатый двор имеет от 8 до 10 коров и от 3 до 4 лошадей; в некоторых местах жители держат катеров и ишаков, но также не в большом числе. Овцеводство составляет главную отрасль хозяйства т промышленности антк-ратльских лезгин. Овец и коз они имеют в весьма значительном числе. Из шерсти их выделывают в большом количестве так называемые лезгинские шали, или некрашеное толстое сукно, в дурные ковры и паласы.

Избытки свои они частию продают в Кахетии и Джарской и Белоканской области на чистые деньги и там покупают красный товар, соль, железо и пр., а большею частию променяют оные в Аварии и во владениях Аслан-хана на хлеб, соль, бурки, оружие и другая потребности.

Образ жизни и характер. Тесные и скалистые ущелья, в которых обитают антк-ратльские лезгины, представляют им весьма мало способов к выгодной и удобной жизни; жители сей суровой страны с большим трудом получают от земли самые небходимые жизненные потребности. Полудикое их состояние и сродная им леность, конечно, также весьма много причиной тому, что они живут так бедно.

Антк-ратльские лезгины, подобно прочим горским народам Кавказа, имеют необузданный характер. Они недоверчивы, вероломны, мстительны, жестоки против врагов своих, в числе коих христиане занимают первое место, склонны к праздности, воровству и пьянству, вообще весьма храбры /жители Джурмута, Къенада и Хуанал, особенно последние, славятся своею храбростью/, легко переносят труды, в пище умерены, более однакож по необходимости. Мужчины ведут жизнь совершенно праздную и, исключая обрабатывания небольших полей своих, они никакими сельскими работами не занимаются; если имеют пленных или рабов, то заставляют их обрабатывать землю. Занятие мужчин в молодости состоит в упражнениях в искусстве владеть оружием, а в зрелом возрасте думают и говорят только о том, как и где выгодно можно пуститься на воровство или участвовать в каком-нибудь набеге. Женщины, напротив, отправляют все домашние работы и весьма трудолюбивы.

Антк-ратльские лезгины в домашнем быту своем очень неопрятны, и самые необходимые, можно сказать, удобства для жизни им неизвестны. Они живут в нижних деревнях, дома каменные, построенные на манер грузинских саклей, с плоскими земляными крышами. Для лучшей обороны в случае нападения дома обыкновенно обнесены каменною оградою, образующею небольшой двор, где они имеют все свое хозяйство и куда на ночь загоняют свой скот. Некоторые деревни имеют хутора, где зимою держат овец и коз. Почти все общества Антк-Ратлья пасут свои стада зимою, т.е. от конца октября до конца мая, на южной стороне Кавказских гор. Анцухцы и капучинцы имеют свои зимние пастбища на Бежаниенском поле и вдоль реки Шарохеви. Некоторые деревни анцухские держат свои стада зимою на уроч. Картубани, а тхебельцы и джурмуцы на Лагодехском поле. Хотя жители и говорят, что стада обществ Бохну, Унхада и Тъаш не пасутся зимою на Алазанской долине, но полагать должно, что стада всех обществ Антк-Ратлья, [326] исключая, может быть, Тъаша, зимуют на южной стороне Кавказских гор, потому что жители запасаются только фуражем для лошадей и рогатого скота, а для овец и коз заготовлений на зиму никаких не делают; впрочем, говорят и то, что козы и овцы зимою в хорошую погоду пасутся около деревень и из-под снегу доставляют себе сами пищу.

Язык. Господствующий язык в Антк-Ратлье лезгинский, но почти все жители понимают по-татарски. Анцухцы и капучинцы по беспрестанным сношениям своим с Кахетиею знают хорошо по-грузински. Лезгинский язык гортанный и для выговора чрезвычайно труден. Собственного письма лезгины не имеют, они пишут по-татарски, а большею частью по-арабски.

Вероисповедание. Жители Антк-Ратлья, как и все прочие лезгинские племена, исповедают магометанскую веру. По рассказам жителей, анцухцы и капучинцы в древние времена были христиане, но как давно они переменили веру, неизвестно, о том между жителями и предания даже не существует.

Образ правления. Весьма легко себе представить, какое должно быть правление у народа, находящегося еще в первобытном состоянии.

Антк-ратльские лезгины, подобно другим полудиким народам не знают, что такое значит обуздывать свои страсти и принуждать себя в чем-либо; у них, напротив, всякий привык действовать по произволу своему, соображаясь только с собственными выгодами; повиноваться себе равному для лезгина вещь непостижимая. Где нет законной власти, там не могут существовать законы, а без законов устроенного правления быть не может. Если можно назвать законами несколько принятых обычаев, по коим одна часть народа придерживается, а другая нет, то правление в Антк-Ратлье есть смесь олигархического с республиканским.

Жители каждой деревни выбирают себе старшин, число коих и время, на какое они должны быть облечены сим званием, неопределены. Собрание старшин называется джаматом. Власть джамата весьма ограничена и даже ничтожная; в оном разбираются дела самые маловажные, как-то: несогласия или недоумения между соседями, покражи, заплата долгов и т.п., и то между лицами, в одной деревне живущими; если же из разных деревень, то дело не решается иначе, как с общего согласия джаматов обоих деревень. Если дело важное и касается до целого общества, то собираются джаматы всех деревень /собрание джаматов деревень также называется джаматом/, разбирают дело и оное решают. Старшины потом обязаны объявить жителям своих деревень решение джамата, которое принимается за закон. Если же кто-нибудь воспротивился бы решению джамата или не захотел бы исполнить приговора онаго, то его или силою заставят повиноваться, или исключат из общества; в последнем случае он должен выбрать себе другое место для жительства

Личные обиды и смертоубийства не разбираются в джаматах; обиженным и родственникам убитого предоставлено отомстить, как они сами заблагорассудят. В случае смертоубийства обыкновенно делается кровомщение между семействами убитого и убийцы, которое нередко простирается на самые дальние родственники и [327] даже на потомство. Случается иногда, что за смертоубийства мирятся на деньги, но это чрезвычайно редко и считается постыдным.

Джаматы целого общества бывают очень шумны и редко кончаются без смертоубийства. Если дойдет до драки, то женщины обыкновенно прибегают и разнимают ссорящихся. У дарить женщину считается самым низким преступлением, оттого они только могут остановить драки и ссоры.

Самое большое и постыдное наказание есть ломать оружие над головою. Наказанный таким образом в глазах всех потерял свою честь и в обществе терпим быть не может, да и сам остаться не захочет. Небольшие покражи наказываются возвращением украденной вещи и положением сверх того пени, а иногда просто отдают украденное или цену за оное. Воровство между своими очень редко, тому может служить доказательством то, что у антк-ратльских лезгин замки не в употреблении. Украсть же чужого не считается предосудительным, лишь бы вора не поймали.

Бывают дела, касающиеся до целого Антк-Ратлья, как например вступление в подданство России. В таких важных делах джаматы всех девяти обществ собираются обыкновенно на урочище Череле, потому что на сей долине можно удобно расположиться и она почти в центре Антк-Ратлья. На таких джаматах собирается до з несколько сот человек и совещания продолжаются иногда по целым неделям. На этих джаматах собираются не одни старшины, всякий, кто только может отлучиться из дому, завлекается туда любопытством, чтобы узнать, что там происходит, и всякий там имеет право, подать свое мнение; старшины, однакоже, всегда решают дела; будучи выбраны из богатых и опытных людей, они всегда имеют перевес в народе. Если джамат собран для разбирательства выгод или невыгод какого-либо предпринимаемого общего набега или других военных предприятий, тогда так называемые веллады, или предводители (Велладами называются такие люди, которые известны своею храбростью и на войне приобрели славу и опытность: они также должны знать хорошо все дороги и места, где скрытно и удобно можно пройти), имеют большой верх и мнением своим обыкновенно решают дело.

Военная сила и образ войны. Дурное положение, в каковом находятся хлебопашество, скотоводство и хозяйство вообще у антк-ратльских лезгин, при суровости климата страны, ими обитаемой, не может доставить им достаточно способов к пропитанию себя и своих семейств. Оттого они прибегнули к другим средствам, более согласующиеся с их нравами и склонностями: к воровству и грабежам. Это средство доставлять себе способы к пропитанию сначала, действительно, может быть, было необходимо. Продолжая потом вести тот же образ жизни, это сделалось привычкою и так вкоренилось, что теперь для них всякая работа есть величайшая тягость. Одна только крайность может заставить лезгин обрабатывать землю или заниматься другими сельскими работами вот причины, почему антк-ратльские лезгины по необходимости должны быть воинственны. Они с младенчества упражняются в [328] искусстве владеть всякого рода оружием и потом в зрелом возрасте на деле совершенствуются. Так как хорошее оружие составляет главное их богатство и с тем вместе и щегольство, то вовсе неудивительно, что все вообще хорошо вооружены. В каждом семействе имеется по меньшей мере 3 или 4 ружья, а в богатом от 10 до 15 таковых. Вооружение лезгин состоит из ружья, кинжала, прямой сабли на поясе; некоторые имеют к этому еще пистолеты. Они всегда сражаются пешком; конницы у них не бывает, потому что лошадей мало и вообще к верховой езде неспособны.

Лезгины весьма хорошо умеют пользоваться местоположением, вообще очень осторожны, на чистое поле без особенной нужды не выходят, явную опасность всегда избегают, нападение делают только тогда, когда в удаче уверены. Антк-ратльские лезгины весьма редко делают набеги в большом числе, и без вспомоществования или участия жителей Джарской и Белоканской области они таковых не могут делать по южной стороне Главного Кавказского хребта, ибо в дальнем расстоянии от домов своих они всегда будут встречать затруднения в продовольствии. Для них вовсе невыгодно делать набеги большим числом: их скорее можно открыть, и цель тогда останется неисполнена. Маленьким же числом они везде могут пробраться скрытно, и всегда имеют удачу, и без добычи редко возвращаются домой.

В случае общего набега антк-ратльские лезгины могут собрать от 4-х до 5000 человек хорошо вооруженных пеших, а с тем, чтобы защищать свои дома, они могут выставить несравненно больше. [Помечено:] Составлено штабс-капитаном Норденстамом.

ЦГВИА, кол. 414, д. 301, лл. 193-205 об.; заверенная копия


Комментарии

1. Антк-Ратль, правильнее Антль-Ратль, по-аварски 'семь земель'.

2. Иван Иванович Норденстам /1802 — 1882/, с 1829 г. на Кавказе, с 1832 г. старший адъютант штаба Отдельного Кавказского корпуса, с 1839 г. оберквартирмейстр Кавказской линии и начальник штаба линии, в 1845 г. ставропольский губернатор, с 1847 г. в Финляндии нюландский губернатор, с 1873 г, вице-председатель финляндского сената /о нем: Н. П. Глиноецкий, История Русского Генерального штаба, т. II, СПб., 1894, стр. 209 и 284, прим. 14; 'Акты Кавказской археографической комиссии', X, 1885; 'Азбучный указатель имен русских деятелей для Русского биографического словаря', ч. II , М. — Ф. ; 'Сборник Русского Исторического общества', т. 62, СПб., 1888; краткий отзыв о Норденстаме: М. Я. Ольшевский. Кавказ с 1841 по 1866 г. 'Русская старина', 1896, 6; см. также М. О. Косвен, Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. 'Кавказский этнографический сборник,' 1, 1955, стр. 304/.

Норденстам является также автором 'Краткого военно-статистического описания Чечни', составленного в 1834 г.; напечатано в книге: 'Материалы по истории Дагестана и Чечни /первая половина XIX века /' т. III, ч.1, 1801-1839, Махачкала, 1040, стр. 298-329. Он же соавтор / вместе с прапорщиком Руденко / 'Карты части Северной покатости Кавказа, составленной из маршрутов, глазомерных съемок и расспросов во время экспедиции 1832 г." /ЦГВИА , ф. ВУА, д.20595/.

Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.