Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Муки пшеничной около

450 четвертей

Пшеницы до

1300 “

Сухарей более

1300 “

Дров и углей более 300 халваров.

Ячменя весьма малое количество.

Сена и самана значительный запас. [94]

Сверх того некоторое количество бумажного холста, сарбазских и артиллерийских мундиров, писчей бумаги для делания патронов и несколько артиллерийских хомутов. Для приведения в точную известность всех сих запасов наряжена мною комиссия, а между тем приняты надлежащие меры для сохранения всего в целости.

По окончании церемонии входа, я имел честь в сопровождении г.г. генералов, штаб и обер-офицеров навестить персидских принцев, которые с малым числом приближенных пожелали остаться на жительстве в доме ими занимаемом в крепости. Г. полковник барон Ренне назначен находится при них.

Крепость Ардебиль хотя не велика, но как укреплениями, так и строениями представляет самое лучшее устройство, и в сих отношениях гораздо превосходит мне доселе известные крепости персидские; почти все строения предохранены от действия бомб.

Собрав надлежащие сведения о людях более почитаемых в народе, я решился сегодня, впредь до получения приказаний от вашего высокопревосходительства, учредить здесь временное правление. Председателем оного и комендантом крепости назначен гвардии полковник Синявин, а со стороны персидской членами помянутого правления почетнейшие два здешние хаджи, Магомед-Гассан и Гаджи-Багир. Предки обоих со времен династии Сефиев из рода в род были представителями ардебильского народа, и выбранные мною хаджи самими каджарами, из уважения к общему мнению, сохраняемы были в том же звании. О сем назначении я почел нужным сделать для общего сведения объявление и сколько до сих. пор могу заметить, выбор сей (общим мнением) одобряется. Не скрою при том от вашего высокопревосходительства, что Ардебильская область, будучи всегда отделена от прочих частей Азербейджана, выказывает нежелание, даже опасение здешних жителей зависеть от тавризского правления. Заседания имеют начаться с завтрашнего числа. При сем честь имею представить копию с объявления моего по сему предмету.

Не взирая на запасы найденные в Ардебиле, первый предмет [95] моих занятий обращен будет на приобретение больших средств продовольствия. Я постараюсь достигнуть того, чтобы запасы ардебильские не были растрачены, но сохраняемы на случай продолжения войны или для усиления магазинов Мешкина на случай, если бы войска наши по заключении благополучного мира возвратились в Россию по направлению к нижнему Араксу. Также составление нового подвижного вьючного транспорта для дальнейшего движения отряда левого фланга из виду упущено не будет. Некоторые ханы шахсеванцев уже обнадежили меня в готовности оказывать нам в сем отношении свое пособие. Ардебильская провинция по-видимому представляет довольно изобильные средства и я полагаю, что в оной можно будет в продолжении некоторого времени избегать покупки провианта для продовольствия войск.

Сообщения с Мианою и к берегам Кизил-Озана, сколько я до сих пор мог узнать, должны быть в настоящее время года весьма затруднительными, но я утвердительного о сем сказать еще ничего не смею; буде же окажется возможность действовать далее, я всячески постараюсь исполнить намерение вашего высокопревосходительства и открыть сообщение с отрядом г. генерал-маиора барона Розена которого я вместе с сим уведомляю через нарочно посланных татар о занятии Ардебиля.

Я предписал г. генерал-маиору барону Раллю остановить дальнейшее следование кегорновых мортир и снарядов к оным, ожидаемых из Ах-Оглана, разрешив возвратить мортиры сии в Российские пределы, если транспорт сей еще не дошел до Мешкина

Известия из Талыша позволяют предполагать, что первое появление наших войск достаточно будет для изгнания самими талышинцами Мир-Гассан-хана; я полагал бы весьма полезным, если б сальянский гарнизон сделал действительно движение вперед к Ленкорани, или по крайней мере подал бы вид такового намерения. А потому не излишним почел уведомить г. генерал-маиора Фон-Краббе о здешнем положении дел. На всякой [96] однакоже случай мне весьма желательно было бы знать, не противно ли будет видам вашего высокопревосходительства если, буде окажется, что дороги к Кизил-Озану действительно непроходимы, часть отряда левого фланга в ожидании лучшего времени была, бы направлена мною к Талышу, для скорейшего приведения сей провинции в первобытное послушание?

Бывший персидский гарнизон Ардебильской крепости весь разошелся по своим домам, и даже выгодные обещания Махмеда-Мирзы не могли склонить артиллеристов отправиться во внутренность Персии. Все они с начальником их, италианцем Бернарди, бывшим артиллерийским сержантом в армии принца Евгения Богарне, явились ко мне, прося о пропускных билетах для возвращения к своим семействам, каковые я выдать им согласился. Сам же Бернарди отправится в Тавриз, где находится его семейство.

Я покорнейше прошу ваше высокопревосходительство принять в уважение отдаленность, в которой находится от главной квартиры вашей отряд левого фланга. Обстоятельства побудили меня учредить здесь временное правление впредь до разрешения вашего и обращаться к многочисленному народу объявлениями, в противность военным постановлениям воспрещающим сие частным начальникам.

Я удостоверился после многих разысканий, что при персидских войсках, крепостной гарнизон составлявших, знамен вовсе не было.

Имея честь чрез юнкера Борисоглебского Уланского полка графа Игельштрома представить ключи Ардебиля, я непременным долгом поставляю принести вашему высокопревосходительству поздравление мое с благополучным покорением Ардебильской крепости, засвидетельствовать пред вами об усердии и неусыпной деятельности г.г. начальников и войск отряда левого фланга, участвовавших в сем предприятии. В особенности я в сем случае назвать должен начальствующего передовыми войсками г. подполковника Миклашевского, исправляющего при авангарде должность офицера генерального штаба 42-й Егерского полка подпоручика Искрицкого, 8-го [97] Пионерного баталиона поручика Соломку, подпоручика Еринова и инженер штабс-капитана Чеснока; гвардии капитана Философова и бывших мною особенно употребленными при переговорах о сдаче крепости, штабс-капитана Корганова, адъютанта моего поручика Гекке и прапорщика Мирзоева, равно как переводчика иностранной коллегии Бироева и поручика Трубачевского.

Оканчивая донесение сие, присовокупляю, что сыновья Аббаса-Мирзы непритворно кажутся уверенными в безотлагательном исполнении наших требований и скорого по сему заключения мира.

Там же.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.