Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

34. Рапорт полковника барона Розена 5 генералу Ермолову от 2-го августа 1826 года № 24. — Крепость Баку.

Не надеясь, чтобы донесения мои вашему высокопревосходительству и господину окружному в Дагестане начальнику, отправленные через шпионов, могли быть верно доставлены, а в этом меня убеждает неполучение на оные разрешений, и, не находя более средств к отправлению сухим путем бумаг, нарядил купеческую лодку и отправляю вместе с ним к Низовой пристани, к господину полковнику Мищенко, и почтеннейше доношу вашему высокопревосходительству о состоянии Бакинской провинции.

Истекшего июля месяца 24-го числа выбежавший из сальянских рыбных промыслов трухменец по имени Адин объявил мне, что Сальяны заняты Мир-Гассан-ханом талышинским; что [37] рыболовные промысла разграблены; что жители возмущены и передались к хану. Вслед затем ширванский комендант уведомил меня, что сухопутная коммуникация с Ленкоранью пресечена, и препроводил следовавшие по летучей карте бумаги к маиору Ильинскому и флота капитан-лейтенанту барону Левендалю, прося об отправлении оных водою. Вследствие чего, наняв купеческую расшиву, наложив на оную для ленкоранского гарнизона 60 четвертей муки с пропорциею круп, при двух нижних чинах морского ведомства отправил это, а также вышеуказанные бумаги к господину Левендалю.

25-го числа вечером старшина селения Гюздека через сына своего дал знать, что Гуссейн-Кули-хан бакинский с войском вступил в здешнюю провинцию и ночлег свой будет иметь при сем селении, отстоящем от крепости в 28 верстах, почему и принята по крепости должная осторожность. 26-го числа узнал я, что хан, действительно, ночевал у селения Гюздека и с ним до 200 человек персидской конницы и послал по селениям с приглашением к себе жителей. Вследствие таковых обстоятельств, объявив крепость в военном положении, сделал распоряжения и имел честь доносить о сем вашему высокопревосходительству за № 14, равно и господину окружному начальнику. Но сии донесения мои, также и почта в этот день в Тифлис отходившая, возвращены с дороги с уведомлением, что по совершенной опасности посты казачьи сошли с мест и следуют сюда; с тем вместе получил повеление господина военно-окружного начальника за № 71 с предписанием: посты снять и принять осторожность, ибо Сальяны в руках неприятеля и появились войска в Ширванской провинции; во исполнение предписания сняв посты и к Кубе лежащие, донес его превосходительству за № 16, приложив и возвращенные рапорты мои; отправил это через шпионов.

27-го числа донесено: хан из Гюздека перешел к селению Гюк-Мали, лежащем у шемахинской дороги верстах в 12 от крепости; жители города сим были крепко встревожены, но возмущения не проявили; хан вторично сделал приглашение к себе жителей и [38] бывший его адъютант Мамет-бек сирайский передался к нему; из многих деревень жители последовали его примеру и стали доставлять продовольствие хану. По всем трактам расставлены разъезды и пресечена всякая сухопутная коммуникация. Почему отдал я приказание городским жителям, что имеющие возможность к пропитанию себя, могут оставаться в крепости, а прочие выехали бы в селения; находящимся здесь бекам: Ибрагим-аге, Манаф-беку, Керим-беку и Гейбег-беку поручил наблюдение за спокойствием жителей

28-го числа осведомился я, посредством выехавшего из крепости под видом, что за семейством Ибрагим-аги, что Калпали-бека, Паша-бек, Ашур-бек, Мустафа-бек и Ахмет-бек передались к хану; хан перешел в Маюзур; пробыв до обеда, переехал в Балаханы и, как слышно, хочет укрепляться в Маштагах; запретил по провинции жителям продажу в крепость съестных припасов под строгим взысканием и казнью, для соблюдения же сего в точности поставил по дорогам караулы, пустил слух, что ожидает из Персии войска и по прибытии такового станет воевать с Баку, а до того никак не допустит дать продовольствие крепости; для открытия неприятеля были посланы казачьи разъезды, которые донесли, что при селении Гюк-Мали расположен оный в трех местах числом до 150 человек и содержит разъезды, и сии покушались напасть на казаков.

29-го числа утром дознал, что ночью на форштате была неприятельская партия человек из 60; отбили у почтовых нукеров три лошади; у жителей были разбиваемы ворота, взято пять лошадей и угнан скот. Проживающий в Талышах Гашим-хан с 10 конными в полдень прибыл в крепость, объявив, якобы отыскивает свое семейство; в Ленкорани войска наши расположены в крепости и пока еще без большой опасности; Мир-Гассан-хан верстах в 2 от крепости в лесу; с ним Касим-хан и ардебильский Искандер-бек; от Персии даны им войска, и присоединились делегардинцы и шахсеванцы. [39]

30-го числа разъезд мною посланный донес, что неприятель на прежних местах и в том же положении; после прибытия его появились вблизи форштата разъезды ханские; по ним сделано четыре выстрела из пушек; послана была против них команда казаков, которая имела перестрелку, и замечено, что из неприятелей один убит или тяжело ранен; часов с 10 утра и до 6 часов вечера ханские партии и скопища шатались у берега моря к стороне кубинской, а к вечеру всею толпою взяли направление в верх к шемахинской дороге. В предосторожность посылал в городе произвести по домам осмотр: не укрываются ли злоумышленники, но таковых не оказалось и жителей в городе остается мало.

31-го числа с утра появились вновь партии и показалась верстах в пяти толпа конных; пронесся слух будто бы хан сделал распоряжение заготовить лестницы и предполагает штурмовать крепость и непременно положил в следующие три ночи произвести сие действие. На сих днях в помощь прибыло к нему 250 человек персидской конницы и поджидает доставления оружия и припасов.

1-го августа узнал я, что неприятельские партии, воровски пробравшись на форштат, (где нет никого из жителей) отбивали армянские дома, искали добычи; с полудня появились разъезды, а вслед выступила из-за гор от кубинской дороги верстах в 5 от крепости толпа довольно значительная и, сделав небольшое движение, при захождении солнца скрылась; по приближавшимся к крепости партиям сделаны выстрелы с батарей и были посланы казаки, коих в крепости человек тридцать и весьма худоконных.

Из всех доходящих до меня сведений оказывается, что хан имеет при себе персидской конницы до 500 человек, а здешние жители большая часть неохотно передались к нему и единственно благодаря возмущению беков; они составили более 1000 человек вооруженного разными ружьями скопища.

На основании вышепрописанного повеления военно-окружного [40] в Дагестане начальника, господина генерал-маиора и кавалера фон-Краббе за № 71, его превосходительство изволил известить, что предписано маиору Ильинскому, смотря по обстоятельствам, оставить Ленкорань и прибыть на судах в Баку, подтверждение чего и мне поручено, почему относился я о сем к нему, Ильинскому, посредством водной коммуникации от 28-го июля месяца с № 19; но и доселе не имею никакого отзыва, а получил только вчерашний день уведомление от 23-го июля за № 620 с просьбой о присылке двух лодок для пересылки бумаг и что он преодолевает критическое время и терпит самое бедствие. В ответ чего и в подтверждение воли начальства я сообщил сего числа, дабы по таковым обстоятельствам оставил Ленкорань, съехал на гору, а оттуда прибыл бы сюда.

Командующий в Дагестане войсками и тамошним краем артиллерии полковник Мищенко сношением от 28-го июля за № 34, полученном мною вчерашний день черев шпиона, присланного кубинским плац-адъютантом капитаном Пархомовым, спрашивает моего уведомления о положении здешнем, ибо ему ничего неизвестно; дав мой ответ с тем же присланным с сообщением вкратце настоящих происшествий, просил довести оные до сведения начальства.

Кубинский плац-адъютант, представляя ко мне указанное отношение полковника Мищенко, доносит, что он с частью конницы находится при посту Хидизринском и ожидает к себе 500 человек кубинской пехоты, уведомляя при том, что 30-го числа должны прибыть в Дивичи и две роты Куринского полка назначенные к следованию в Ширвань, а потому испрашивает моего разрешения: вступить ли им в Бакинскую провинцию? я предписал ему остановить роты и, соединясь с ним, следовать сюда.

Донося о всем вышепрописанном вашему высокопревосходительству, имею честь почтеннейше доложить, что бакинский гарнизон состоит из людей до того изувеченных и дряхлых, что едва половинное число мажет быть во фронте, с каковым не только не [41] осмеливаюсь я сделать из крепости движения, но удерживать оную по обширности своей; употребляю все меры распоряжения и осторожности. По разумению моему полагая вверенную мне крепость довольно важным пунктом в здешнем крае, предаю положение ее благоусмотрению вашего высокопревосходительства и имею честь ожидать нетерпеливо разрешения.

Для подобного сему отправлению бумаг и для сношения с Кубою, Сарою и Ленкоранью нарядил я для мореплавания несколько бакинских лодок, а господина Левевдаля прошу отправить людей мореходство знающих.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.