Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Отношение графа Паскевича к статскому советнику Грибоедову от 5-го декабря 1828 года, № 85.

Депеши вашего превосходительства от 26-го октября, 10-го и 11-го ноября дошли ко мне в одно время, и я искреннейше [105] благодарю вас за все сведения, в них мне сообщенные, в особенности же за попечение ваше об освобождении пленных наших, до сего времени удерживаемых персиянами, и о скорейшей уплате денег, следующих за очищение Хоя.

По последним известиям, мною от генерал-маиора Панкратьева полученным, принято было по 5-е ноября от персиян в число 8-го курура 344,189 туманов, в том числе ассигнация моя, на имя генерал-интенданта в пользу Мирза-Абдул-Вехаба, на 3 тысячи туманов и отношение вашего превосходительства о принятии вами векселя на 4 тысячи туманов от английского министра Макдональда. А как из отношения вашего, от 11-го ноября № 189, видно, что кроме вышеозначенных денег отправлено в Хой еще 30 тысяч туманов, то и получим мы в счет означенного курура всего 374,189 туманов; затем оставаться будет на персиянах 125,811 туманов, но из сих последних денег 100 тысяч туманов обеспечены уже залогом драгоценных каменьев, следовательно, в счет суммы, в залог коей Хойская провинция остается в руках наших, не доплачено Аббас-Мирзою только 25,811 туманов.

Вашему превосходительству уже известно, что коль скоро получил я верное сведение о приеме генерал-маиором Панкратьевым 300 тысяч туманов (в число 8-го курура), тотчас предписал ему очистить Салмасский округ и передать персиянам управление оным, что уже и исполнено; в Хое же оставлен только баталион Кабардинского пехотного полка и 200 казаков, при 2-х орудиях, под начальством полковника Швецова.

Хотя и нельзя усумниться, что персияне употребят все усилия, дабы заплатить нам за очищение Хойской провинции остальные 25,811 туманов сколько можно поспешнее, ибо сего потребует собственная их польза, но может также случиться, что описываемые вами всеобщая бедность и совершенное истощение денег поставят Аббас-Мирзу в невозможность собрать даже и сию незначительную сумму. В таком случае, согласно с мнением вашего превосходительства, я полагаю, что гораздо полезнее для нас в настоящих [106] обстоятельствах оказать персидскому правительству некоторое снисхождение, нежели строгою точностью, отягощая и без того неприятное положение наследного принца, возбуждать в нем неудовольствие и доводить его до мер крайних; почему я прошу ваше превосходительство насчет очищения Хойской провинции действовать совершенно по вашим соображениям, не останавливаясь на том, что за сию провинцию не получено нами еще 25,811 туманов, которые некоторым образом обеспечиваются ручательством английского министра. На сей конец я предписываю полковнику Швецову, дабы он, по уведомлению вашему, немедленно очистил бы всю Хойскую область и передал оную правительству персидскому; но, прежде отсылки отношения вашего к полковнику Швецову по сему предмету, прошу вас предуведомить о том его хотя за неделю, дабы он имел время приготовиться к походу и к сдаче провинции персидскому чиновнику, о назначении коего ваше превосходительство, конечно, не оставите снестись с Аббас-Мирзою. Впрочем, я уверен, что вы приступите к сему только тогда, когда увидите действительную невозможность получить в скором времени помянутые 25,811 туманов и, по соображениям вашим, таковое снисхождение признаете необходимым.

Что же касается до предложения Аббас-Мирзы, чтобы войска наши оставались в Хое, лишь бы предоставлено ему было поставить для податей и внутреннего управления своих собственных чиновников, а нашим более ни во что не вмешиваться, то я совершенно соглашаюсь с мнением вашим, что таковое распоряжение повлекло бы множество случаев неприятных. Наступившая зимняя погода, по моему мнению, выводу войск наших из Хоя препятствовать не может.

Затем, будет предстоять вашему превосходительству весьма трудный подвиг: получение в счет 8-го курура остальных 100 тысяч туманов, обеспечиваемых залогом драгоценных каменьев. Конечно, желательно было бы деньги сии иметь наличностью; но, соображая те затруднения, которые встречены в уплате отданной уже нам до сего времени суммы и описываемую вами всеобщую бедность, [107] весьма можно предвидеть, что если шах не окажет Аббас-Мирзе пособия, приняв от него в залог те же драгоценные камни, или уступку доходов с одной провинции, что ваше превосходительство почитаете, впрочем, ненадежным, то окончательное удовлетворение означенных 100 тысяч туманов может быть отдалено на неопределенное время.

В последней депеше вице-канцлера, от 12-го октября сего года, сообщено мне Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на принятие последнего предложения Аббас-Мирзы касательно уплаты 500 тысяч туманов, следующих за очищение Хоя, вследствие коего половина сей суммы должна быть отдана наличными деньгами; другая часть получена драгоценными каменьями и поставкою провианта в виде залога, а остальные — обеспечены порукою английского министра.

Таковое Высочайшее соизволение не разрешает, дабы драгоценные камни, в залоге у нас состоящие, в случае, если персияне не в состоянии будут выкупить оные, были приняты вместо наличной суммы; также не заключает в себе позволения, дабы вместо денег взяты были другие вещи, кроме провианта и других жизненных припасов; за всем тем, если бы уже совершенно было невозможно остальные 100 тысяч туманов в число 8-го курура получить наличными деньгами, то в сем случае по необходимости должно будет принять взамен оных те вещи, сбыт коих не доведет правительство наше до убытков. Обстоятельства укажут, каким образом вам будет полезнее действовать по сему предмету, а как окончательный срок уплаты помянутых 100 тысяч туманов отложен вами до 10-го марта будущего года, то вы имеете весьма достаточно времени для соображений, о коих прошу вас меня предуведомить.

Между тем, я повторяю покорнейшую мою просьбу о соглашении персидского правительства, чтобы в счет сей суммы выставлено было до 30-ти тысяч четвертей хлеба (20 тысяч пшеницы и 10 тысяч ячменя), с перевозкою на его счет до Аббас-Абада, по соображению цен, существовавших в Адербейджане во время пребывания там войск наших, и уведомить меня предварительно, к какому времени [108] начата будет доставка туда всего хлеба, дабы для принятия оного можно было назначить особого чиновника. Хлеб сей с перевозкою будет стоить до 30-ти тысяч туманов и сею сделкою обеспечим продовольствие войск наших, в Армянской области находящихся; с другой стороны мы облегчим Аббас-Мирзу в уплате остальной следующей нам суммы.

Впрочем, я отнесусь заблаговременно к вице-канцлеру об исходатайствовании Высочайшего разрешения, каким образом должно будет поступить в том случае, если уплата 100 тысяч туманов за остающиеся у нас в залоге драгоценные камни будет признана решительно невозможною, и сообщу ему мое мнение, что в таковом крайнем случае замен сих денег удобнее всего было бы сделать шелком и другими вещами ценными, но тем не менее находящимися в общем употреблении. Об отзыве, который мною от графа Карла Васильевича по сему предмету получен будет, я не оставлю известить немедленно ваше превосходительство.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.