|
ЛЕННАЯ ГРАМОТА АВАРСКИХ ХАНОВ 1 (19 в.) Особенности и формы развития феодальных отношений Нагорном Дагестане, а в частности в Аварском ханстве, уже давно являются предметом изучения. Почти никто из предыдущих исследователей не сомневался в существовании там ленных отношений, а некоторые даже относили их зарождение еще ко временам сасанидского господства. 2 Однако все эти выводы, и в особенности по отношению к Аварии, большей частью строились на данных русских и иностранных источников, а также современного устного полевого материала с очень ограниченным привлечением местных исторических хроник и документов. Поэтому нам кажется, что введение в научный оборот даже единичных документальных материалов, касающихся ленных отношений в Дагестане, будет небесполезным для их более подробного изучения. Текст. Извещение. Килилай-бика и Баху-бика отдали их обоих сыну и брату Сурхаю селение Куаниб, владение (милк) им и дань (магало) его [лежащую] на нем [Куанибе] и [еще] дань (магало), [лежащую на] селении Цолода. А. Баху-бике отдала [ему] также и гору Г. ц. л. На условии, что он послужит им обеим чистой возможной службой. [87] На условии, что он постарается для того, в чем [будет] добро и польза им (обеим) и ее [Баху-бика] детям, [состоящие] из требования (талаб) джизьи и хараджа от Хиндалал, Буртиял, Андал и других. На условии, что он постарается к отражению того, в чем [будет] им ущерб. И если [же] он не сделает [этого], поленится и пренебрежет исполнением надлежащей службы, а [также] сбором дани (магало) и джизьи, то он отдает, принадлежащее им, владение (милк) и оно остается в их [давших] собственности (мулькият). При свидетельстве: кадия Мелел, Алимчу и Омара. Комментарии Андал (ГIандал) — группа населенных андийцами селений, кроме Муни и Кванхидатля. По крайней мере уже с конца XV в. 3 они находились в сфере влияния нуцалов Аварии. Буртиял — чеченцы, населяющие территории, прилегающие к Аваристану, Часть их также уже с конца XV в. 4 находилась на положении, аналогичном положению Андал. Гора Г. ц. л. — при ее отождествлении наиболее вероятными нам кажутся следующие два варианта: или это какая- то используемая под пастбище гора, находящаяся в окрестностях селения Гацалух (ГьацІалухъ — гьецІел) или такая же гора около Гоцатля (ГьоцІалъ — гьоцІал) 5; обе они расположены в нынешнем Хунзахском районе. Как видно из контекста документа, если дани с селений Цолода и Куаниб составляли общую собственность наследников Султан-Ахмад-хана, то эта гора принадлежала лично Баху-бике. Куаниб (Кьваниб) 6 — находится в Советском районе. Хиндалал (Хьиндалал) — здесь имеются в виду, вероятно т. н. Наха-Хиндалал (Нахъа — Хьиндалал); в промежутке [88] между 1823-1828 гг. они, Вступив в подчинение поддерживаемого царскими властями Махди-шамхала Тарковского, перестали платить дань нуцалу. 7 Цолода (ЦІолода) 8 — это, находящееся в Ахвахском районе селение, платило дань еще Дугри-нуцалу (1646-1667-1668 гг.). Алимчу б. Абд ал-Кадер — из селения Хунзах. Выходец из рода алимов (с XVII в.), был одним из приближенных Султан-Ахмад-хана Аварского, однако несмотря на это, впоследствии он перешел на сторону мюридизма. Баху-бика (уб. в 1834 г.) — дочь Умма-хана Аварского (1773-1800) и жена Султан-Ахмад-хана, от которого имела трех сыновей и дочь. Кадий Мелел — неизвестный по имени кадий селения Мехельта (МельелтІа — мелъел) в Гумбетовском районе. Килилай-бика (КІилъилай) — была жива, по крайней мере, еще в 1829 г. 10 Она дочь Мухаммед-Мирзы (уб. в 1186/1772-73 гг.), брата Мухаммед-нуцала (уб. в 1774 г.). Первым браком она была замужем за своим двоюродным братом Умма-ханом б. Мухаммед-нуцалом, а вторым — за Султан-Ахмад-ханам, мужем своей падчерицы. Сурхай б. Гебек-нуцал (уб. в 1834 г.) — его отец был сыном Мухаммед-нуцала от грузинской княгини Марии (Абашидзе? — Т. А.). После смерти в 1800 г. своего сводного брата Гебек стал нуцалом Аварии, но уже в 1801 г. он был умерщвлен в результате заговора, организованного Баху и Килилай. Сурхай после убийства своего отца проживал у своих родственников по матери (дочери Ханкалава Сиухского? — Т. А.). В 1819 г. 11 в противовес Султан-Ах'мад-хану он был назначен Ермоловым ханом Аварии. Нам кажется, что эта грамота составлена приблизительно в 1830 г., когда после хунзахской победы над мюридами Абу-Султан-нуцал-хан был признан Паскевичем единственным ханом в Аварии 12. Сурхай признал это (в документе он не имеет титула «хан» 13), и здесь, конечно, наряду с действиями [89] русских, не последнюю роль сыграл и страх его как феодала перед разгоравшейся освободительной борьбой горцев. Ведь известно, что на первом этапе в ней значительное место занимала борьба против «своих» феодалов. При анализе конкретных понятий, встречающихся в разнообразных дагестанских документах — будь то титулатура феодалов, различные термины для обозначения форм землевладения, структура государственного аппарата, конкретное положение определенных классов и слоев общества и т. д. — всегда нужно учитывать то, что часто терминология, употребляемая в подобных документах, не совсем адекватно отражает положение вещей, реально существовавшее в изучаемую нами эпоху. И происходит это от того, что алимы, записывавшие их на арабском языке, находились под влиянием культурной традиции позднесредневековых стран Ближнего Востока, а эти последние имели развитый бюрократический аппарат, разнообразные формы землевладения, податей и налогов, многочисленные категории крестьянства и рабов, четкую иерархию внутри господствующего класса и многое другое, чего не было в маленьких бедных дагестанских княжествах. И поэтому часто какой-нибудь кадий, записывая по-арабски изложенное ему на родном языке, переводил конкретный местный термин целой тирадой близких ему по смыслу, арабских слов, точное значение которых для данной эпохи он часто не понимал 14. Учитывая это, мы не решаемся пока с категоричностью высказываться о точном значении каждого термина, употребленного в приводимой грамоте и признаем, что наше истолкование этой ее стороны содержит какую-то долю предположения. Джизья и харадж — учитывая данные, извлекаемые по этому вопросу, из некоторых бывших нам доступными документов XVIII в. — XIX вв. 15, мы склоняемся к тому, что оба они являются синонимами аварского «магало» и обозначают всевозможные натуральные дани. 16 Таким образом, в Аварском нуцальстве XIX в., подобно тому как это было и при [90] раннем исламе, харадж и джизья не отличались строго друг от друга. 17 Мильк — как хорошо видно из самого текста грамоты (концовка), этот термин обозначал в ней лишь временную условную собственность на селение Куаниб. Вероятно, это «владение» им предполагало, что Сурхай будет получать не только различные дани (магало) с жителей селения, но еще и добавочные доходы за управление в виде всевозможных штрафов, выморочного имущества и т. д. Мулькият — здесь этот термин обозначает полную верховную собственность сюзерена (будь то правящий род или какое-либо частное лицо) на то, что он передает под каким-либо условием своему вассалу и что этот сюзерен может правом, а не силой опять возвратить в свое владение. Как видно, в этом документе говорится о пожизненном и условном пожаловании, и невыполнение вассалом изложенных условий неизбежно влекло за собой преждевременное отнятие полученного лена. В заключение еще раз отметим, что лишь публикация ряда подобных ленных грамот дает возможность полностью разобраться в них. Комментарии 1. Подлинник нравился раньше в селении Геничутл, копия же ее была предоставлена нам М. С. Саидовым, которому я выражаем за это искреннюю благодарность. 2. Б. Алиев, Ш. Ахмедов, М. С. Умаханов. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970; Р. М. Магомедов. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII— начале XIX веков. Махачкала, 1957; X. X. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964; X. М. Хашаев. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. 3. «Завещание Андуника». Рук. фонд ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, ф. 14, оп. 1, д. 220; X. М. Хашаев. Указ соч., стр. 135. 4. Там же, — однако в данном случае мы имеем в виду пятые из «ворот», ведущих в Авар — т. н. Харусел (Хьаруссел). Подчиненное ханам Аварии положение их и Андал хорошо отражает и старинная аварская поговорка, с которой нас познакомил М. С. Саидов «МугІрул гІандадерил, гІи буртиязул, ясахъ ГІумма-хание — гьеб гІадат щиб?», т. е. «Горы андийские, овцы буртиев, а ясак Умма-хану — это что за обычай?». 5. Аварско-русский словарь. Составитель М. С. Саидов. М., 1967, стр. 637. 6. Он упоминается в перечне тех селений, которые выплачивали дани наследникам Султан-Ахмад-хана (здесь мы имеем в виду т. н. «Баян ал-харадж амира Аварии»), Рук. фонд ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. ф. 1, оп. 1, д. 2195. (Перевод М. С. Саидова). Феодальные отношения в Дагестане XIX — начало XX в. (Архивные материалы). Составление, предисловие и примечания Х. М. Хашаева. М., 1969, стр. 266. 7. Материалы по истории Дагестана и Чечни. Под ред. Р. Магомедова. Махачкала, 1940, стр. 196. В первой половине 20-х гг. XIX в. они платили дани еще нуцалу. (Феодальные отношения..., стр. 263-264). 8. Также упомянуто в «Баян ал-харадже». Феодальные отношения..., стр. 266. 9. Эпиграфические памятник« Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках, ч. 2. Надписи XVIII-XX вв. Издание текстов, переводы, комментарии и приложения Л. И. Лаврова. М., 1968, стр. 171. 10. Материалы по истории Дагестана и Чечни..., стр. 126-129. 11. История Дагестана, т. II, М., 1968, стр. 70. 12. Там же, стр. 70. 13. Мы имеем его письмо, отправленное к Джанбулату Эндереевскому. В этом датированном 1827 т. послании он именует себя еще «благородным амиром Сурхан-ханом». 14. К примеру, вместо аварского «нуцал» он мог написать «хай», «султан», «малик», «хакан» и даже «халиф». Точно так же дело обстоит и с другими терминами. 15. В своем письме в Орота Умма-хай (1774-1800) требует, чтобы жители этого села заплатили ему ту джизью, которая уже издавна лежит на них. 16. Количественное выражение этих даней с Куаниба и Цолода для 20-х гг. XIX в. изложено в упомянутом «Баян ал-харадже амира Аварии» (Феодальные отношения..., 265-266). 17. В. В. Бартольд. Сочинения, т. VI. М.-Л., 1966, стр. 522-525. (пер. Т. М. Айтберова) |
|