|
Крушение «Варны» и «Мессемврии»При Соче в мае 1838 г.1) Копия с рапорта командующему отрядом, действующим со стороны Абхазии, генерал-майору Симборскому, капитана 2 ранга Тишевского, от 31 мая 1838 года: При нахождении фрегата «Варна» на сочинском рейде, 30 мая по полудни, вверенное мне судно стояло на якоре на глубине 8-ми сажень, имея грунт ил с песком; состояние атмосферы было: маловетрие между S и W, продолжавшееся до 6-ти часов; по случаю сделавшейся увеличенной зыби было вытравлено даглистоваго якоря канату до 50 сажень. В начале 8 часа ветер сделалось от SWW, и, хотя предполагалось сняться с якоря, но по тихости ветра и более усилившейся зыби невозможно сего было исполнить, [513] почему предпринимались меры к обеспечению якорного стояния; брошен был плехтовый якорь, коего канату было вытравлено 40 сажень, а даглистового 90, и в 8 часов спустили брамстеньги на найтов; в исходе 9-го часа усилившися свежим прежним ветром развело сильное волнение, которым сделало разные повреждения на фрегате; валы переходили поперёк и вдоль последнего и большею частью вода попадала на низ, которая была беспрерывно откачиваема кетенс-помпами. В начале же 12-го часа ветер вдруг скрепчал и развёл необыкновенное волнение, коего валы восходили на фрегат, а вскоре за сим фрегат стал дрефовать; почему тотчас были брошены той и бухтовый якоря, канатов коих вытравили до 50-ти сажень, но не могли на оных задержаться; фрегат сильно подавало назад и он стал кормою касаться дна; почему для подания сигнала об опасности, в которой он находился, были бросаемы ракеты. Вслед за сим фрегат бросило на берег, по каковому постигшему бедствию, не имея уже никакой надежды на спасение онаго, согласно с мнением составленного консилиума из гг. штаб и обер-офицеров, были срублены мачты для облегчения фрегата, имея уже в виду одно лишь спасение команды. Когда же фрегат ыбл совершенно уже на мели, усмотревши на берегу стоявших солдат командуемого вашим превосходительством отряда, начали с фрегата бросать концы, посредством чего немедленно стала спасаться команда, что и продолжалось до 8-ми часов утра. Последними бросились с фрегата боцман и четыре матроса, с которыми спасся и я почти одновременно. Из числа людей этих, двое, оборвавшись с поданных им для помощи концов, утонули. При сем же крушении из гг. штаб и обер офицеров не утонуло никого, а из нижних чинов, из числа 322-х человек, погибло по поверке 17-ть. Донося вашему превосходительству о постигшем вверенное мне судно несчастии, долгом считаю засвидетельствовать об общем рвении, оказанном при спасении экипажа всеми чинами бывшими при этом случае сухопутных войск, в особенности же о примерной деятельности и неустрашимости, состоящего при вашем превосходительстве 36-го флотского экипажа лейтенанта Скоробогатова, инженера-капитана Горбачевского, мингрельского егерского полка майора Пышкина, штабс-капитана Дягилева, Эриванского карабинерного полка поручика Сигинова 3, унтер-офицеров из дворян Дмитрия Водопьянова, Абамеликова и Сонарева 2, сотенного начальника гурийской милиции ,подпоручика князя [514] Тавумрадзева и имеретинской милиции князя Наджерадзева, наконец, имеретинских же дворян Ивана Калинторова и Давыда Месха. В заключение, имею честь почтительнейше доложить вашему превосходительству, что как гг. штаб и обер-офицеры, так и нижние чины экипажа вверенного мне судна спаслись почти нагие, оставив всё имущество на фрегате. 2) Копия с рапорта командующему действующим отрядом со стороны Абхазии, генерал-майору Симборскому, капитан-лейтенанта Бутакова от 31 мая 1838 года: С 8 часов утра 30 мая до полудни, ветер дул от разных направлений с северовосточной стороны, в самой тихой степени, а в полдень переменился от SW; в половине 3-го часа, при той же силе ветра развело зыбь; не желая оставаться при сем ветре на якоре и приняв намерение при первом благоприятном случае сняться с оного, я поднял барказ и все гребные суда на свои места; на как за тихостью ветра в сравнении с зыбью, снявшись с якоря, корвет более приблизило бы к берегу, находясь от онаго в 4-х кабельтовах расстояния, для защиты левого фланга лагеря, то и принужден я был остаться в прежнем положении, чего и во все последующее время до претерпения кораблекрушения не мог исполнить, ибо сила зыби гораздо превосходила силу самого ветра. В четыре часа ветр и зыбь теже; в 8 часов ветр сделался средний от SWW и со стороны оного сильная зыбь; почему на фрегате «Варна» спустили брам-стеньги на найтов, чего на вверенном мне корвете не было исполнено, чтоб, форсируя парусами, можно было всё-таки сняться с якоря; в ? 10-го часа ветр, постепенно более и более усиливаясь, сделался уже гораздо свежее прежнего, с пребольшим волнением, а потому, отменив уже намерение съёмке с якоря, предприняты были мною меры к удержанию корвета на месте, состоящия в спуске на найтов брам-стенег, в отдаче в помощь плехтовому якорю, при 80 саженях онаго, якоря даглист, вытравив его 45 сажень, причем плехтового каната было 120 сажень. До 12-го часа корвет стоял спокойно, но с сего времени усилившимся волнением начало корвет чрезвычайно размашисто, сломивши висевшую гичку на кормовых боканцах, а вскоре после того лопнул штуртрос и румпелем ушибло 6 человек матрос; самый же рудер-пис, в голове своей получил значительную трещину, почему немедленно руль и румпель были принайтовлены; после чего корвет сильно рыскал в обе стороны, а в половине 12 часа лопнут плехтовый канат, взамен коего отданы были якоря бухт и той, и пока пришёл [515] корвет на их канаты, имея даглиста на ключе 90, бухта и тоя по 45 сажень, его сильно дрейфовало; когда же он на них удержался, то под кормою было 4 ? сажени глубины и на зыби корма касалась мели, а вскоре после того, когда по лоту оказалось, что корвет дрейфует, то помышляя, единственно о удобном постановлении корвета на берег для спасения людей, по приказанию моему, отрублены были канаты всех отданных якорей и, обрасопив передние реи, направил нос к берегу, стал плотно на мель в 2 верстах расстоянием от укрепления; при сем мгновенно вышибло руль, и висевшие на боковых боканцах гребные суда сломало волнением, причём 6 человек матрос снесены были в воду, а вслед за тем положило корвет на береговую сторону; ходившим же через весь корвет буруном сорвало запасный рангоут и барказ с ростер, причём сильно ушибло мичмана Скворцова и несколько человек матрос, число коих невозможно было в то время общего бедствия узнать. Вскоре за сим видны были пускаемые ракеты фрегатом «Варна», тоже выброшенным на берег. В начале 1 часа 31 числа мая отправлены были на берег вплавь через буруны 3 человека матрос, чтобы просить присылки конвоя для сопровождения команды от нападения черкес, не сомневаясь, чтоб они не воспользовались бы нашим положением к завладению людьми при переправе их на берег и переходе до лагеря. В исходе 3 часа снова был отправлен корпуса морской артиллерии прапорщик Перембский в лагерь с сим же предметом, причём ему удалось доставить фалинь, устроив чрез то, посредством протянутого леера, удобное сообщение с берегом, по коему перебирались 6 человек матрос с юнкером Филатовым, но в виду нашем были взяты в плен черкесами, что и остановило переправу нашу на берег. В 4 часу, по прибытии из лагеря конвоя, вся команда и самые даже больные были благополучно переправлены на берег, кроме лейтенанта Зорина и 4 человек, взятых при переправе их вслед за мною в плен черкесами, кои в четыре раза в большем числе шашками нападали на конвой, защищавший переправу людей с корвета на берег, что заставило офицера, командующего конвоем, видя, что число их значительно всё прибывает, чтоб не потерпеть большой потери в людях, немедленно ретироваться, причём черкесы столь сильно преследовали, что трудно-больных, кои с трудом могли идти, принуждены были оставить на дороге. О числе экипажа корвета до кораблекрушения бывшего, сколько из числа того по какому случаю погибло, сколько взято в плен [516] неприятелем и сколько спасено от кораблекрушения, имею честь представить вашему превосходительству о гг.офицерах именной список, а о нижних чинах перечневую ведомость. Текст воспроизведен по изданию: Крушение "Варны" и "Мессемврии". При Соче в мае 1838 г. // Морской сборник, № 2. 1865
|
|