|
КАРЛ КОХ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И В КАВКАЗСКИЕ ЗЕМЛИ [В 1836, 1837 И 1838 ГГ.] REISE DURCH RUSSLAND NACH DEM KAUKASISCHEN ISTHMUS IN DEN JAHREN 1836, 1837 UND 1838 В это время в котле кипит вода, и так как черкесы любят пикантные кушанья, то там варятся различные травы, плоды и пряности, в особенности испанский и кавказский перец, лук, чеснок, тмин, майоран и др. Каким бы крепким ни был этот бульон, черкесы его не ценят и обычно выливают. Но зато они умеют приготовлять особый соус с перцем и луком. Мясные блюда являются любимой пищей черкесов, но они умеют готовить другие блюда, как, например, мясные колобки, пилав, рагу и так далее. Кроме этого, женщины приготовляют всевозможные молочные кушанья, сладости и печенья. Особенно вкусными я находил пирожки размером с хлебец, начиненные яйцами, луком и сыром, может быть, еще и потому, что они были похожи на излюбленные в Тюрингии пирожки с луком и салом. Клапрот называет их «халива». Деликатесными блюдами являются также «хинкаль» и «ширалдама». Мед они используют и для соуса к мясу и называют его «фаутго». Напитки для гостей не просты. Кислое молоко я уже упоминал выше. Мед, разведенный водой, называется «фауус». Смешанный с просяной мукой и в перебродившем виде он называется у черкесов «суат», а у татарских племен — «буза» или «бозе». Так как большинство черкесов исповедуют магометанскую религию, то вина они не пьют, но приготовляют зато очень вкусный напиток из виноградного сока. Чай и даже кофе неизвестны у черкесов, и когда Белл был приглашен своим хозяином к чаю, то оказалось, что вся посуда и чай были похищены с одного русского корабля. Я же удивляюсь тому, как черкесы сумели приготовить чай. [609] Каждый имеет право принять участие в таком пире, и если уж такой пир устраивают в честь гостя, то на него собираются все мужчины из округи. При этом было бы нарушением гостеприимства, если бы даже последнему нищему отказали в приеме. Прекрасным обычаем черкесов является то, что каждый делится тем, что он ест, с любым голодным, которого он увидит во время трапезы. Черкесы не знают потребности в различных столовых приборах, которые у нас делают такой прием гостей очень дорогим удовольствием. Обычно они располагаются на земле и то, что им подается в плоских деревянных мисках или на простых дощечках, поедается ими с таким же аппетитом, как и у нас, с той лишь разницей, что они берут еду непосредственно пальцами, обходясь без принятых для этой цели у нас приборов из благородных металлов. Во всяком случае, они не употребляют во время еды ни ножей, ни вилок, а ложки они используют либо для накладывания кушаний, либо вовсе их не употребляют. Кушанья обычно подаются на маленьких столиках. Перед этим слуга приносит воду для омовения рук и рта, для вытирания служит при этом длинный кусок хлопчатобумажной материи, который подают для всего общества. Понятно, почему черкесы не едят супы. Видимо, к этому их вынуждает недостаток ложек, а чтобы насладиться соусом, они крошат туда хлеб, и эту довольно густую массу едят руками. Все эти обычаи обусловлены тем, что Магомет запрещает им пользоваться вилками и ножами. После того, как все съедено, снова подается вода для омовения рук и лица. Вероятно, будет интересным описать здесь кушанья, которые подавались европейцам на подобных двух пирах на западе Черкесии. Мариньи был 4 мая 1818 г. на подобном пиру у упомянутого уже выше князя Индар-Оку. Кушанья подавались на восьми различных столиках, уставленных разнообразными мисками. На первом столике были различные сладости и молочные кушанья, на втором — определенный сорт паштета, просяная каша в твердом виде служила вместо хлеба. На остальных столиках были соленое мясо, пилав, яйца и т. д. В конце пира, как и вначале подавалась вода. Белл рассказывает, что в начале своего путешествия его угощали у Зубеша 26 апреля 1837 г. Сперва подавали сладкие пироги и молоко, а затем в большой деревянной миске принесли пастообразное кушанье, в середине которого стоял деревянный сосуд с соусом из молока, орехов и испанского перца. На том же деревянном блюде лежала вареная баранина. Затем подавались миски с виноградным сиропом и водой и, наконец, был подан мясной бульон с бобами. Сначала ел гость — турок и его слуга, а затем отец семьи, сыновья же доедали то, что осталось. [610] После того, как я описал жизнь мальчика от его рождения до совершеннолетия и привел при этом подробности домашней жизни черкесов, необходимо также остановиться на воспитании девочек. При ее рождении обычно имеют место описанные выше обычаи, но только в богатых семьях, и то редко, ее передают в руки воспитательницы. Но даже и в этом случае она не покидает родительский дом на столь долгий срок, а возвращается в него десяти — двенадцати лет. При этом устраиваются небольшие празднества. Обычно девочка с раннего возраста знакомится с различными видами женских работ: часто уже на седьмом году она умеет делать галуны, вязать кружева и даже шить платья. Для сохранения стройности фигуры верхняя часть ее тела бывает затянута в упомянутый выше корсет. Вследствие этого замедляется развитие груди, так как развитая грудь является по черкесским обычаям неприличной для молодой девушки, поэтому грудь остается обычно плоской вплоть до рождения первого ребенка, а затем развивается нормально и приобретает ту красивую форму, которая свойственна молодым черкесским женщинам. Обувь также очень, плотно облегает ноги. Скудная сама по себе пища черкесов является еще более скудной у девушек, чтобы таким образом не допустить сильное развитие тела. Благодаря этому черкесская девушка имеет, как правило, красивую фигуру, которой с особой гордостью любуется каждая черкесская мать. Если женщины у горных азиатских народов пользуются относительно большей свободой, то и черкесские девушки, даже достигнув зрелости, не исключаются из общественной жизни. Обычно девушка воспитывается вместе со своими братьями и так же ловко, как и они, умеет управлять лошадью и стреляет из лука. Оба путешественника по Черкесии — Мариньи и Белл — часто рассказывают нам, что их навещали молодые девушки. Молодые княжны из рода Индар-Оку делали все возможное, чтобы как можно дольше задержать своих гостей. Белля часто навещали незнакомые девушки, одаривая его при этом фруктами и сладостями. Если девушки вообще обычно подчиняются воле отца или старшего брата, то нередко также они проявляют в замужестве самостоятельность и отказывают тем, кто им не мил. На севере Черкесии известна девушка по имени Дисепли. Она прославилась по всему Кавказу не только благодаря: своей; красоте и любезности, но также и уму и ловкости. И еще несколько лет тому назад ни один юноша не мог похвалиться ее благосклонностью. Ее вышивки и галуны продавались по высокой цене. Ее бедная семья со временем получила столько подарков, что стала богатой. Своим поведением и умением: себя вести она пленяла любого чужестранца, и тот, кто пользовался хотя бы небольшой ее благосклонностью, уже был счастлив. Со своими родными и юношами клана она так порядочно себя вела и так умела с ними ладить, что им [611] разрешалось шутить с ней. Однако один единственный поцелуй рассматривался бы как большое неприличие. Эта большая свобода девушек и общительная жизнь молодых людей является причиной того, что браки черкесов непохожи на браки у других восточных народов. Так же как женщина самостоятельна в выборе мужа, так же и молодым людям, по крайней мере молча, разрешается иметь свой голос при выборе будущей супруги. Отец или старший брат, как правило, предоставляют сыну, а часто и дочери выбор супруга. Юноше делает честь, когда он меньше принимает во внимание в таком случае богатство и красоту, а больше — обходительность и ум. Дисепли, о которой я рассказывал выше, вовсе не была красивой, по словам Белля, и все же многие богатые юноши просили ее руки, но она отказывала им вопреки желанию родителей. Даже рабыни часто сопротивляются своему господину в выборе супруга. Доказательством этому служит пример, приведенный Беллем: одна красивая рабыня должна была выйти замуж за раба ногайского племени. Так как она не выполнила этот приказ, то она была соответственно наказана. Несмотря на это, она продолжала сопротивляться, и так как ее господни все же хотел принудить ее к этому браку, то она с горя повесилась на дереве. Ее брат, озлобленный бессердечным отношением господина, стремился смыть кровь сестры смертью ее убийцы; к счастью, рана нанесенная им господину сестры, не была смертельной. В связи с этим я хочу сказать, что Скафи неправ, когда он утверждает, что у черкесов в их языке нет слова «любовь». Уже высказывания Мариньи противоречат этому: в своем собрании черкесских слов он приводит это обозначение. Черкесское «зедшиаз» (я люблю) содержит гораздо больше теплоты, чем немецкое, французское или английское «я люблю». Наряду с любезностью девушки, большое влияние при выборе молодого человека оказывает положение и власть семьи или клана. При этом решающим голосом пользуется и воспитатель. Нелегко, и это происходит только на западе, соглашается он с тем, что его воспитанник собирается жениться на девушке из низшего сословия. В этом случае, чтобы избежать больших неприятностей, он открывает его склонность родителям, но они редко имеют возможность отговорить его от этого. Иногда случается и так, что единственная дочь видного князя передает свой титул мужу, стоящему ниже ее на сословной лестнице. Так же как мужчина восхищается прекрасными качествами своей возлюбленной и отдает им предпочтение перед красотой и богатством, то и девушка прежде всего ценит в своем возлюбленном смелость, мужество и рыцарскую натуру. Мужчина, который никогда не был в бою и не участвовал в набегах, [612] напрасно будет добиваться благосклонности черкесской девушки. Невеста с радостью смотрит, как ее жених идет участвовать в кровавом побоище, и с нетерпением ждет его возвращения, когда ей, возможно, достанется часть добычи. Неестественный обычай женить детей до достижения ими зрелости не встречается у черкесов, зато бывают случаи, когда молодые люди вступают в брак только на тридцатом году жизни. Обычно же молодые люди вступают в брак в возрасте от двадцати до двадцати четырех лет. Также этой причиной можно объяснить, почему черкесский народ, несмотря на чужеземное вмешательство, сохранил в течение тысячелетия свой облик. Этому, далее, способствовало в немалой степени то, что у черкесов не распространены браки между родственниками. Молодому человеку не разрешается жениться даже на девушке из того же клана, так как все члены этого клана рассматриваются как родственники. Так же как и у нас, молодой черкес поклоняется девушке, которую любит, и не упускает никакой возможности выразить ей свое внимание. Возлюбленная его сердца так же, как в образованной Европе, старается показать себя неприступной и так же хорошо умеет привязать к себе своего поклонника притворным равнодушием и следующими за ним небольшими знаками внимания. Как только он думает или даже может сказать с уверенностью, что она его любит, он стремится завладеть ею. Вместо того, чтобы получить вместе с женой определенную сумму денег, как это нередко бывает у нас, черкесы, и вообще восточные народы должны заплатить за свою возлюбленную ее родителям определенную цену, а именно: цену невесты (калым). Поэтому сначала посылают хорошего друга или бывшего воспитателя к родителям невесты, чтобы узнать их волю или тотчас же с ними, переговорить. Родители же, как правило, умеют использовать возможность, и такая цена назначается в зависимости от богатств молодого человека, а также любезности и красоты дочери. После долгих переговоров обычно заключается сделка. Но часто жених бывает не в состоянии заплатить калым, в этом случае он созывает к себе своих друзей и родных и взывает к их доброте и щедрости. На этом собрании он объявляет о своем желании жениться. Каждый из собравшихся стремится предоставить в распоряжение своего друга то, что ему не хватает, и через несколько дней он уже бывает в состоянии заплатить калым, о чем он сообщает родителям своей возлюбленной. Часто и родители разрешают своему будущему зятю постепенно выплатить калым по частям. Как только радостная весть сообщается всем родным, они созываются на большой праздник, в котором принимает участие стар и млад. Однако до этих пор у жениха еще нет прав на свою невесту, которая более чем когда-либо разыгрывает неприступность. Как правило, оба главных действующих лица совсем не [613] принимают участия во всеобщих увеселениях молодежи. Нет необходимости подробно описывать их, так как они происходят так же, как и при возвращении воспитанника, о чем я уже упоминал. Большей частью праздник длится только один день и заканчивается праздничным пиром. Невеста редко остается у родителей; ее берут к себе кто-либо из родственников родителей или жениха. В некоторых местностях не разрешается предоставлять ей комнату во время ее обручения. Сестры или кузины жениха обязаны заботиться об ее развлечениях и подсластить ей ее состояние всевозможными сладостями и лакомствами. Во все это время невеста не имеет права много говорить, а сестры ее жениха обязаны вести беседу во время многочисленных посещений гостей. Она сама обычно сидит неподвижно на ковре и смотрит прямо перед собой. Жених не имеет права видеть ее днем и еще менее в присутствии третьего лица, вследствие чего он вынужден прибегнуть к чужой помощи, чтобы достигнуть своей цели. Но ему при этом помогают его сестры или кто-либо из хороших друзей. По отношению к семье, в которой находится его невеста, он бывает в высшей степени предупредительным, старается завоевать ее благосклонность всевозможными лакомствами и подарками, и ночью, когда все сладко спят, тогда только появляется он в комнате своей возлюбленной. С этого момента он считается обрученным, а в очень бедных семьях сразу и женатым. Время между обручением и женитьбой точно не определено, но обычно не бывает длительным, если нет особых препятствий. Обычно ждут только четырнадцать дней, четыре недели или, по крайней мере, четыре месяца, и таким же образом, как праздновалось обручение, празднуется свадьба. Так же, как и тогда, когда сами обрученные не участвовали в празднике, то и в этот раз сей праздник является лишь церемонией, которая превращает жениха и невесту в мужа и жену, и, наоборот, оба они не играют никакой роли в празднике, который был созван в их честь; считается даже неприличным, когда один из брачущихся появляется перед людьми. В то время, как молодежь веселится на свадьбе, невеста возвращается в свои покои, а жених прячется, ожидая с нетерпением темной ночи. Как только начинает смеркаться, близкие друзья удаляются и разыскивают жениха, чтобы помочь ему при похищении невесты..Обычай похищать невесту существует у многих азиатских, в особенности кавказских, народов и не требует, по-моему, дальнейших объяснений. Спокойно и медленно заговорщики проникают в покой невесты, выбирая для ее похищения момент, когда остальная молодежь особенно шумно веселится. Жених хватает невесту, сажает ее на своего коня и в то время, как его друзья удерживают родных невесты, которые якобы противятся этому, он быстро мчится, уходя от преследователей. Таким образом, заключается брак, и молодой человек привозит свою возлюбленную [614] уже в качестве своей жены в отведенную ей комнату в его доме. Теперь он имеет право снять корсет, который до этого времени был на ней надет, и тотчас хватается за острый кинжал, чтобы освободить прекрасное тело от его безобразной оболочки. На следующий день появляется отец и спрашивает своего зятя; он ли похитил его дочь. Тот это спокойно подтверждает и второй раз происходят переговоры в отношении калыма. Наступает момент, когда в зависимости от контракта, надо полностью или частично платить калым. Он редко выплачивается деньгами, так как они неизвестны во многих местах, но, как правило, выплачивается оружием, скотом или рабами. Раньше было принято у князей и богатых дворян иметь при себе кольчугу, налокотники и прочее; теперь же калым платят главным образом лошадьми. Сумма калыма довольно значительна, и в то время, как в Германии дочери доставляют отцу много забот, в Черкесии, если они хоть немного красивы и любезны, могут увеличить благосостояние своей семьи. Со времени выплаты калыма жена становится собственностью мужа, и отец ее не имеет права требовать ее возвращения. Я уже упоминал, что черкесам свойственна чистота обычаев, и поэтому неудивительно, если муж, обнаружив в брачную ночь, что его жена потеряла невинность раньше, он тотчас же отправляет ее обратно к родителям. Только в этом случае они обязаны вернуть весь калым. Непорядочная дочь часто не признается отцом равной с другими детьми, и, как правило, ее вскоре продают. Нередко бывают разводы. Тогда муж просто отсылает свою жену обратно к родителям. Однако калым не может быть в этом случае востребован обратно. Но подобное обращение с женой вызывает к мужу вражду, и его клан старается заставить его взять жену обратно. В течение первого года родители обязаны вернуть жену по требованию мужа, позднее же зависит от них, удовлетворят ли они требование мужа; а в некоторых местностях они имеют право вторично потребовать выплату калыма. Однако эти отношения различны в различных областях. То, что у черкесов случается похищение женщин и девушек, не может не броситься в глаза. Однако они происходят, как правило, в тех случаях, когда, как и у нас, отец не дает согласия на брак, вследствие неравенства сословного положения, а молодые люди сами приходят к соглашению. Если же похититель увозит похищенную без ее согласия и его клан поддерживает его в этом, то нередко происходят длительные споры и возникает вражда, причем интересы родины и опасность для общества отступают на задний план. Когда русские в 1837 году захватили Адлеру то между двумя кланами из-за такого похищения возникло целое побоище, при котором пятнадцать человек были либо убиты, либо тяжело ранены. Напрасными были предписания народного собрания; все снова и снова возникали драки, [615] при которых два или три были убиты, а многие ранены. Подобное похищение было далее причиной того, что прекратили свое существование ярмарки, возникшие на Черкесском побережье возле Геленджика и Пшады. Один из агентов Скафи — Мудров, грек по рождению, похитил с помощью Ногая, одного из сыновей Индар-Оку, дочь дворянина. Так как он отказывался вернуть ее, а могущественный Индар-Оку защищал от оскорблений своих гостей, русских, то это стало причиной вражды между черкесами и недоверия по отношению к Индар-Оку, о чем до сих пор еще не забыто. Об этом подробно рассказывает Мариньи, на описание путешествий которого я уже ссылался выше. Я уже рассказывал о занятиях отдельных членов семьи, и мне остается только рассказать об этом более подробно. Торговля и промышленность никогда не процветали в Черкесии и не процветают теперь. Любимыми занятиями черкесов, как и тысячу лет назад, является охота и война. В непроходимых лесах, особенно на севере, имеется множество диких зверей, и это дает черкесам возможность проявить свое мужество и ловкость. Но он охотится только за тем, что ему приносит пользу: шакалы, медведи. В Черкесии мало волков, но зато много лисиц. Любимым охотничьим зверем является кабан. Охота бывает опасной, и охотники получают часто опасные повреждения и даже умирают от ран. Черкесия богата дичью и, к сожалению, об этом не так много известно, чтобы дать подробное описание. Водоплавающая птица в большом числе населяет эту страну, особенно богата она фазанами, без особых усилий их можно ловить с помощью силков и ловушек. Для черкесов же они слишком незначительны, чтобы стрелять в них из ружья. В этой стране распространены также куропатки и дикие голуби, однако, несмотря на то, что водоплавающая птица распространена там в большом количестве (утки, гуси), она не находит там применения. О войне я уже писал выше. Черкес, в особенности с тех пор, как кабардинцы водворились в Крыму, привык господствовать, и набеги на чужую землю стали постепенно религиозным убеждением. В течение тысячелетий черкесы делали набеги в долинах и на море, и, по уверениям Дюбуа де Монпере, листригоны, упоминаемые у Гомера, — черкесы. Именно черкесы не позволили царю Митридату продвинуться по их земле в Фанагорию, главный город Босфорского царства, и именно черкесы были виновниками частых набегов в Грузии. Вероятно, из черкесов возникли, как я уже говорил выше, как днепровские, так и донские казаки; и так же черкесы отличались разбойными нападениями в то время, как Шарден путешествовал из Крыма в Мингрелию. И, наконец, снова черкесы отваживаются сейчас противопоставить себя русскому войску и смело защищают каждую пядь своей земли. Русские приносят большие жертвы, чтобы усмирить такой незначительный народ, как черкесы. [616] Захваченные люди продавались черкесами большей частью в Константинополь, где особенно высоко ценились дочери соседних кавказских народов. Только благодаря большим усилиям и значительным жертвам русских положен конец разбойничьей жизни черкесов. Все места, откуда они уводили захваченных людей, оккупированы русскими; и если все же черкесы совершают набеги, то они вынуждены сохранять пленных и, по крайней мере, предлагать их для обмена на пленных черкесов. Разбойничьи набеги на море сейчас для них также невозможны благодаря тому, что русские захватили побережье, и их корабли постоянно крейсируют вдоль побережья, но еще пятнадцать лет тому назад Хасан-бек, брат тюркского генерала, уже упомянутый нами, был одним из самых смелых морских разбойников, в то время как на севере простой черкес Дисси Дунахай совершал бесстыдные набеги на суше. В первую очередь черкесы пользовались маленькими плоскими суднами, которые могли вместить от шестидесяти до семидесяти человек, и с большим искусством они плавали под парусами на этих легких и опасных галерах в открытое море, чтобы совершать нападения на торговые судна или грабить на чужом побережье. Когда их преследовали, они как можно быстрее гребли к берегу и попадали в какую-нибудь небольшую речонку, где их более нельзя было преследовать. Суда лее команда прятала в густых лесах. Мариньи подробно описывает их галеры; и я коснусь этого описания. Они плоски, не имеют никакого киля, и их обшивка прикрепляется гвоздями и деревянными колышками. На передней части обычно прикрепляется какая-нибудь фигура, изображающая голову зверя. Черкесы уверяют, что это голова козы. Весла короткие, но прикреплены на длинных уключинах. На судне имеется руль и четырехугольный парус. Если мы обратимся теперь к описаниям домашней жизни, то в первую очередь стоит описать земледелие и скотоводство. Земледелие распространено в той мере, в какой оно необходимо для собственного потребления. Излюбленным видом злаков является просо, из которого приготовляется большинство напитков и кушаний. Всем другим сортам проса предпочитается Panicum italicum L.. Однако возделываются также и другие сорта проса (Panicum miliaceum L.), которые отличаются высокой урожайностью. Наряду с этим черкесы сеют турецкую пшеницу (или кукурузу). Согласно Беллю, пшеница сеется редко, зато чаще рожь, гречиха и овес. Что касается меня, то я нигде не видел, чтобы возделывали рожь, и ржаной хлеб я получал только из казармы, куда этот вид злаков присылали, из России. В Кабарде, в той части Черкесии, которую я объездил, рожь была совершенно неизвестна; и мне сказали, что ее нет нигде на Кавказе. Причина заключается в особой любви к белому хлебу, и мои переводчики только с большим [617] отвращением ели ржаной хлеб, к которому я привык на родине. Вполне возможно, что Белл, который слабо разбирался в экономике Черкесии, спутал рожь и пшеницу. Однако я не могу с уверенностью сказать, что рожь не возделывается на Кавказе, потому что я ее не видел, может быть она там и есть. Также я не видел на Кавказе овса, и он, мне кажется, там и не нужен, так как лошади питаются ячменем. Этот сорт ячменя используют только в высоких горах, и из него пекут хлеб. В плодородных долинах и равнинах черкесам легко дается сельское хозяйство, так как они выбирают себе плодородный участок земли, разрыхляют его плугом или мотыгой и делают его пригодным для земледелия. Об удобрении никто не заботится. Если же почва истощается, то возделывается другой участок земли. Для этого выжигается участок леса и выкорчевываются корни. Жителям горного юга дается это не так легко, и с большим трудом они используют неплодородную каменистую землю и получают с нее убогие плоды. Урожай, как правило, зависит от судьбы, и если кусок земли обрабатывается в первый раз, то необходимо в первую очередь выполоть многочисленные сорняки. Жатва происходит в разных областях в разное время, на севере раньше, чем па юге. В это время земледельцы оказывают друг другу взаимопомощь. Общая работа вызывает веселье, и кто проходит мимо, нередко участвует в работе. Так же как и у нас, в Черкесии имеется обычаи, что каждого, кто идет через поле, где собирают урожай, связывают соломенным жгутом, и он должен откупиться каким-либо подарком (по описаниям Белля). Амбаров у черкесов нет, и для хранения зерна устраивают так называемые скирды. Способ молотьбы различен в разных местностях и отличается от нашего, но похож на описанный в Библии. Так как у черкесов хлеб пекут редко, то мельницы для приготовления муки употребляют также редко, и поэтому они находятся в примитивном состоянии. Как правило, просо толкут в ступке. Если же его хотят очистить, то используют два чурбана из твердого дерева. Чтобы сделать муку, используют вид мельничных камней и вращают их руками. Только изредка можно видеть маленькие простые мельницы с горизонтальными колесами. Такое же внимание уделяется огородничеству и садоводству. Большинство сортов плодов с зернами и косточковых плодов произрастает в диком виде, стоит их немного возделать, и можно получить прекрасные плоды; но если вблизи жилье и сажают плодовые деревья, то дальше их рост предоставляют на произвол судьбы. Поэтому Зубов сильно ошибается, когда он восхваляет культуру плодоводства черкесов, так как нигде нет таких плохих плодов, за исключением [618] винограда и персиков, как в странах Кавказа, настоящей родине плодов. Даже в землях Грузии плохи яблоки и груши, а в Кабарде я пробовал яблоки, едва съедобные. Сливы и вишни там вообще не любят. Несмотря на это, на восточном побережье Черного моря имеется большое богатство плодовых деревьев каждого сорта. Виноградные лозы растут в южных местностях у Черного моря диким образом и обвивают деревья. Ягоды используют в большом количестве, и для того, чтобы их собирать, идут в лес, чтобы принести столько, сколько нужно. Убыхи с давних пор приготовляют прекрасное вино, которое известно по всему западному Кавказу под именем «зана». Также и абазинцы занимаются там и тут его изготовлением. Еще более важны эти ягоды для приготовления упомянутого выше «тушага» или густого виноградного сока. Тутовые деревья встречаются часто, но их не используют вообще, по крайней мере, не культивируют. Лавровое дерево имеется в западной части Черкесии, но на него не обращают никакого внимания.. Более распространено огородничество, и как я уже говорил выше, вблизи каждого дома имеется огород. По всему Кавказу любят бобы, и во время поста замаринованные с уксусом они представляют собой почти единственное блюдо магометан. Абадзехи больше всего возделывают эту культуру и обладают сортами с хорошим вкусом и богатым урожаем. Они большей частью напоминают наши так называемые восковые бобы. Арабских бобов я не видел нигде. Горох и чечевицу можно встретить редко, а наши сорта капусты, так же как и картофель, совершенно неизвестны. Так как все кавказцы любят травы с пикантным вкусом, то они возделывают множество сортов лука-порея как особую культуру, а также сажают испанский перец и базилик. Еще большее внимание черкесы уделяют животноводству, и по количеству голов лошадей и быков определяется богатство каждой семьи. Встречаются часто стада, состоящие из многих сотен голов различного скота, которые принадлежат одному хозяину. Скот постоянно находится на пастбище, за исключением южных долин, и особое помещение для скота на зимнее время большей частью неизвестно. Так как скот постоянно находится на пастбище, то летом он хорошо упитан, а зимой, наоборот, тощий; в случае суровой зимы большая часть его обычно погибает. Прежде всего любят лошадей, верных спутников черкесов на пути славы и чести. Они превосходны и дорого стоят по всему Кавказу. Черкесы, так же как и арабы, заботятся о чистоте лошадиной породы и не терпят ни малейшего отклонения от нее. Цены на лошадей различны, но в общем отличная лошадь стоит [619] не менее двухсот рублей, а посредственные можно купить за тридцать — сорок рублей. Наряду с лошадьми разводят также и рогатый скот и преимущественно быков, которые при всех торговых сделках представляют собой твердую монету. В то время, как у нас считают на таллеры, здесь считают на штуки быков. Несмотря на то, что их мясо, как я уже говорил выше, не любят а предпочитают баранину, однако этот скот приносит много пользы, не досаждая никакими неприятностями. В течение всего года он кормится сам, не требует никакого ухода и используется как тягловая сила. Лошадей здесь ценят слишком высоко, чтобы использовать их для этого; поэтому рогатый скот используют повсюду. Для езды используют простые арбы, о чем я уже писал. Однако в Черкесии, по крайней мере в горных ее местностях, они более или менее приспособлены к местам, по которым они должны передвигаться. Буйволов любят меньше, однако используют их в некоторых местностях так же часто. И, наконец, в хозяйстве черкесов имеются в большом количестве овцы и козы. Первые больше, чем наши, и обычно черные. Они выделяются запасами жира, который находится в хвосте, и делают таким образом хвост особым деликатесом всех восточных народов. В заключение я должен упомянуть больших собак, которые служат в большинстве семей для защиты открытых жилищ, и мирному чужеземцу, приближающемуся к ним, они скалят зубы. К сельскохозяйственным занятиям черкесов относится также пчеловодство. Если уж сельское хозяйство и животноводство преимущественно лежат на плечах женщин, то тем более это относится к домашнему хозяйству. Женщины отличаются большой искусностью в изготовлении всевозможных рукоделий. Кроме того, из уст в уста передаются похвалы мужественным женщинам, отличившимся также при набегах на вражеские поселения и прославившимся угоном быков и так далее. Женщины искусно изготовляют из овечьего пуха и коровьей шерсти особый вид ткани, похожей на нашу фланель, из которой они затем шьют мужскую одежду. Особенно искусны они в изготовлении галунов. Их искусство проявляется также в вышивании и изготовлении ковров. Прекрасно изготовляют они также бурки. Для мужчин они часто делают ножны для сабель и кинжалов, а также чехлы для ружей. Мужчины, если они не вынуждены работать, лежат обычно вытянувшись на своих бурках или сидят, скрестив ноги, на коврах, дымя своими трубками. Только немногие из них занимаются более серьезными вещами, например, изготовлением пороха или кузнечным ремеслом. Кроме обычных железных изделий, как гвозди, крючки, ножи и так далее, они [620] изготовляют также превосходные ружейные стволы и другие изделия. Кроме металлических изделий, мужчины изготовляют также всевозможные катаные изделия. К сожалению, они не искусны в дублении кожи. При таком малом развитии промышленности торговля развита незначительно, тем более, что русские заняли нее побережье и из-за этого торговля вовсе прекратилась. С другими народами Кавказа она также развита незначительно. Я уже имел раньше возможность упомянуть о том, что деньги у черкесов малоизвестны. Еще недавно главным предметом торговля на Кавказском побережье и в глубине страны были рабыни. С давних пор черкесские женщины прославились на всем Востоке своей красотой. Гаремы султана и турецких богачей полны черкесскими женщинами, и многие из них имеют большое влияние на своей новой родине. Только немногие из этих рабынь являются представительницами черкесов, так как черкесы редко продают своих дочерей. Зато они занимаются продажен девушек соседних пародов, особенно русских, абазов, грузин и других. Но черкесские женщины имеют преимущество перед другими рабынями в том, что они на своей родине получили более естественное и свободное воспитание. Цена черкесской, женщины зависит от ее красоты и от других обстоятельств и составляет часто от шести до восьми тысяч пиастров, что иногда понижается до нескольких сотен. Теперь, когда русские, в основном, положили конец торговле рабами, возросла торговля мехами; и большая часть так называемых астраханских овец происходит от черкесских. Кроме того ведется торговля волчьими, лисьими и куньими мехами, причем каждый вид доходит ежегодно до ста тысяч. На Кавказе же они дешевы, и каждую штуку можно купить за несколько грошей. Медвежьи шкуры продаются реже; они исчисляются тысячами штук, так как медвежья охота опасна и не особенно выгодна. Шкуры коз, оленей и так далее, которые у нас используются для изготовления перчаток, здесь, за исключением волоса и пуха, почти не используются. Немалое распространение имеет торговля оленьими и другими рогами с турками и русскими. Особенно много лошадей и рогатого скота продается в Крым, где они или обрабатываются, или перепродаются дальше. Из своих собственных изделий черкесы продают свою фланелеобразную ткань (чекмен) или целыми рулонами, или в сшитом виде (куртки и брюки, а также и бурки). Высоко ленятся их ружья, а также серебряные изделия. При той простоте, в которой живут черкесы, ввоз товаров является незначительным и ограничивается преимущественно [621] хлопчатобумажными, шерстяными и шелковыми тканями. С тех пор, как побережье захвачено русскими, черкесы почти не получают ни оружия, ни табака. Необходимым товаром для ввоза является также соль, и в этом смысле черкесы полностью зависят от русских. Большая простота и умеренность, характерные для черкесов, стали причиной того, что у них мало распространены болезни, и нередки случаи, когда черкесы живут до 100 и более лет. Так как среди них нет врачей, то врачеванием занимаются преимущественно лица духовного звания и старые женщины. Основные болезни: лихорадка, чесотка, воспаление легких, болезни печени и другие болезни. Чума бывает у черкесов редко, но зато свирепствует с такой силой, что от нее умирает половина жителей. Лихорадка распространена по всему Кавказу. Оспа также бывает там часто и приносит большие опустошения, так как больные, как правило, бывают брошены на произвол судьбы; поэтому очень редки случаи, когда такие больные выздоравливают. Так как черкесы верят в то, что болезни приносят злые духи, то они стараются их выгнать. Особенно большое значение они придают тому, чтобы больной не спал ночью, так как в это время злые духи особенно опасны. Поэтому все родные и друзья приходят в дом, шумят и даже затевают воинственные игры, чтобы не дать больному уснуть. Белл часто говорит о том, как трудно ему было во время его медицинской практики удалить разбушевавшихся гостей, особенно когда речь шла об излечении раненого. Нередко и врач руководствуется при лечении больных всевозможными предрассудками. Что касается магометан, то главным средством врачевания они считают Коран. Если же не помогают больше никакие средства, и смерть неизбежна, тогда все прекращают шум, и каждый обращает взор на умирающего. С того момента, как его душа покидает тело, поднимается страшный шум. Женщины, особенно близкие покойного, и прежде всею, вдова и дочери, вцепляются себе в волосы и немилосердно рвут их. Они расцарапывают себе лицо и другие части тела. Каждый старается по-своему выразить глубокую печаль. И мужчины хватают свои кнуты и бьют себя. Часто при этом некоторые бегают как безумные, бьются головой и в конце концов падают обливаясь кровью. Как только первая боль проходит, все родственники собираются и совещаются по поводу отдания мертвому почестей, при этом подробности зависят от вида смерти и сословного положения покойного. Наибольшие почести воздаются воину, погибшему на поле брани. С меньшей торжественностью хоронят умерших от ран. Если же черкес умирает в глубокой старости, то ему отдаются большие почести, чем в случае смерти [622] людей в расцвете лет. Женщин, девушек и рабов хоронят с меньшей торжественностью. Погибшего на поле боя хоронят только через много дней, так как для торжественной церемонии должна быть проведена соответствующая подготовка; в случае же смерти девушки или раба их хоронят через несколько часов после смерти. Для проведения торжественной церемонии все женщины и девушки клана тотчас же собираются вместе и начинают готовиться к общему застолью. Если же семья умершего бедна, то все необходимое приносят другие члены клана. Члены семьи покойного не заняты ничем, кроме как его оплакиванием. Покойника, если он погиб в бою, кладут посреди жилища на циновку; если же он умер дома от ран или от болезни, то его сначала омывают, а потом надевают на него самую лучшую одежду. Если же одежда плохая, то за счет клана делается новая. Остальную принадлежавшую покойнику одежду кладут на подушку сбоку от покойника. Его оружие развешивается или в комнате, или перед дверью. Вдова стоит в ногах покойного, неотрывно глядя на своего любимого супруга, издавая время от времени стоны и вытирая слезы большим белым платком. Дочери сидят по обеим сторонам покойника, неподвижно глядя перед собой. Остальная часть помещения заполнена рыдающими и всхлипывающими родственницами покойного. Мужчины находятся снаружи дома, у входа; в зависимости от степени родства и от возраста они входят один за другим во внутренние покои, издавая крик боли, который сейчас же подхватывается и повторяется женщинами; держа руки на лбу со сплетенными пальцами, мужчины падают на колени перед вышеупомянутой подушкой и склоняют голову до земли. В этом положении они остаются до тех пор, пока дочери умершего не подхватывают их под руки и не помогают им подняться. Таким образом они дают понять, что глубокая скорбь уже выражена. Если же входит старик, то он не выражает вслух свою скорбь, а лишь говорит: «На все божья воля», что и служит успокоением для семьи. В это время молодые люди роют могилу, делая ее, как правило, длиннее и шире тела покойника. Если он магометанин, то его кладут головой на юг в направлении Мекки. Обычно на третий день вечером покойника выносят несколько молодых людей. Духовное лицо становится во главе процессии, читая отрывки из Корана; за ним следуют присутствующие в зависимости от степени родства. Над могилой палят из ружей, и самый храбрый из присутствующих вынимает из ножен шашку покойника и несколько раз взмахивает ею, над ним. Любимую лошадь покойного трижды проводят вокруг могилы и часто в качестве жертвоприношения или в память об этом дне отрезают ей ухо. Как только все церемонии [623] заканчиваются, покойника опускают в могилу. Приносят большое количество земли, чтобы сделать могильный холм как можно выше. В изголовье кладут камень. Раньше у черкесов были могильные плиты, и Белл в свое время неоднократно имел возможность видеть их. Пять больших и плоских камней примерно в пять футов высоты ставятся один на другой, и самый большой, пятый, камень, длиною часто в девять футов и шириной в пять футов, закрывает отверстие сверху. В одном из камней с передней стороны имеется круглое отверстие величиной с голову ребенка. На могиле забивают большое количество овец и одного или нескольких быков, и это мясо служит для большого пира, а частично его раздают беднякам. Небольшое количество мяса приготавливается и кладется на могилу, чтобы каждый, кто случайно пройдет или поедет мимо и помолится за упокой души умершего, мог также попробовать этой еды. Райнеггс утверждает, что у кабардинцев существует обычай приносить жертвоприношение на могиле, для чего убивают рабов и пленников. Однако приношение человеческих жертв не характерно для Кавказа, и никто из более ранних, а также современных путешественников не упоминает об этом варварстве. Поскольку все присутствующие принимают участие в организации торжества, то они имеют право и на часть наследства и в первую очередь могут получить те вещи, которые они в свое время дарили покойному. То что лежит на подушке, обычно раздается. Однако оружие, лошадь и постель покойного остаются в семье покойного и должны находиться в течение полугода или года на том же самом месте. Оружие время от времени вынимается и чистится, затем снова кладется на прежнее место. Лошадь не должна в это время покидать стойло, и ее хорошо кормят. Вдова и дочери в течение первых четырнадцати дней или четырех недель, вплоть до большого пира, не имеют права покидать жилище, чтобы всегда быть на месте, если явится какой-нибудь дальний родственник для выражения своего соболезнования. В зависимости от богатства семьи покойного через какое-то время после погребения устраиваются большие поминки, на которые приглашаются все члены клана и родственники. У богатых такие торжества происходят несколько раз в течение года, а у более бедных устраиваются один раз через полгода или год. Подобные поминки организуют на свежем воздухе при любой погоде непосредственно вблизи от могилы. Обычно собирается от трехсот до пятисот человек. В зависимости от достатка, на могиле снова забивается скот, и это мясо служит для приготовления кушаний для пиршества. Женщины сидят в отдалении от мужчин, как правило, на возвышенном месте. Каждый, чужестранец, случайно проезжающий в это [624] время мимо, обязан принять участие в пиршестве, иначе в случае отказа он наносит оскорбление покойному. Торжества заканчиваются скачками на лошадях и соревнованиями, нередко превращающимися в кровавые побоища. Весь клан следит за тем, чтобы принять гостей с честью, особенно чужеземцев, и не жалеют ничего, чтобы праздник был как можно более блестящим. В качестве награды победителю предназначаются оружие, одежда и лошади. Спенсер с большой поэтичностью описал подобный праздник. Согласно его описаниям, поминки начинаются трехкратной пальбой из ружей и пистолетов. Четверо или шестеро ближайших родственников обходят трижды вокруг могилы, держа на поводу копя, и надрезают себе ухо, чтобы несколько капель крови упало на могилу, приговаривая при этом: «Это принадлежит тебе». Подобные праздники повторяются в течение нескольких лет, и поэтому не удивительно, что семьи умерших нередко разоряются. Зачастую разоряются целые кланы. Кто умер дома от болезни, тот не может рассчитывать на подобные почести; его тело после смерти моют и затем заворачивают в чехол из белой хлопчатобумажной материн. В течение короткого времени его показывают в таком виде родственникам и соседям и часто хоронят в тот же день. На могиле также забивают скот в качестве жертвоприношения, однако в меньшем количестве. На степень скорби вдовы и детей о покойном, как нам кажется, влияет в большей мере не то, насколько они его любили, а то, какой смертью он умер. Так, например, вдова и дети, закутанные в черные одежды, гораздо дольше скорбят о нем, если он погиб от рук врага. Вдова не пропускает ни одного дня, чтобы не посетить могилу, громко выражая свою скорбь, бичуя себя и вырывая свои волосы. Белл несколько раз видел выдернутые волосы глубоко скорбящей вдовы, обмотанные вокруг могильного камня. После того, как я описал общественную и семейную жизнь черкесов, мне еще только остается уделить внимание описанию религии и религиозных обрядов. Однако весьма нелегко описать религиозные отправления народа, ведущего замкнутую жизнь в труднодоступных горах. Основой всех религиозных взглядов черкесов является вера в высшее существо. Когда в кубанские области пришли племена из Индии, они принесли с собой свою культуру, вместе с тем свои религиозные взгляды, а именно: веру, наряду с богом, в существа, которые хоть и были по своему происхождению людьми, сумели приблизиться к божествам. Впоследствии на морском побережье Черкесии появились греки, и они принесли с собой веру в своих богов. Когда же в начале нашего летосчисления из [625] Палестины пришла новая вера, то она нашла плодородную почву для своего распространения в южной части Кавказа и на восточном побережье Черного моря. В этих местах возникла превосходная церковь. Хотя арабы-фанатики и пытались распространить свою религиозную веру на Кавказе, все же христианская религия оставалась господствующей в Черкесии. Распространению христианской религии способствовало русское княжество Тьмутаракань, а позднее — господство грузин по всему Кавказу, особенно в период правления царицы Тамары. Татаро-монголам, стремившимся огнем и мечом внедрить на Кавказе ислам, не удалось склонить черкесов в свою веру. В настоящее время среди черкесов распространена христианская религия, смешанная с различными языческими верованиями. Белл вместе с тем уверяет, что среди черкесов, особенно проживающих в долинах от Ваджа до Зутша, господствует магометанство. Вера в единого бога, в неотвратимость судьбы и в недолгую жизнь на этом свете составляет основу религии черкесов. Благодаря выполнению различных обязанностей, а также уважению к старости, мужеству, гостеприимству и им подобным качествам черкесы ведут добродетельную жизнь и стараются проявить себя в этом направлении, чтобы получить право на блаженство после смерти. Чтобы заслужить милость, божью, черкесы стремятся помогать бедным и выполнять заповеди божий. Для служения богу и его святым существуют определенные дни. Религиозные праздники длятся по-разному и начинаются приношением жертвы, обычно состоящей из различных кусков мяса скотины. Собственно духовные лица обычно при этом не присутствуют, и их место занимают старейшины с незапятнанной репутацией и образом жизни. Так как верующие впоследствии сами съедают жертвенное мясо, то эти пожертвования бывают многочисленными, и каждая семья вносит свою лепту. Место, где приносятся пожертвования, считается святым. Обычно это происходит в тенистой роще. Если при этом присутствует духовное лицо, то оно шествует во главе процессии с непокрытой головой. По прибытии на место оно зажигает факел и благословляет пожертвования. После вышеописанной церемонии начинается собственно праздник, в котором участвуют все присутствующие, и каждый из них веселится на свой лад. При этом проводятся игры, танцы, скачки и устраивается застолье. Кушанья и напитки для пиршества приготовляются за день до этого, и духовное лицо их благословляет. Большинство праздников или уходят своими корнями в доисторические времена и являются поэтому обрядами языческого происхождения; или же они оказались введенными лишь с началом проникновения христианской религии; или же они [626] видоизменились на христианский лад в процессе смешения религиозных верований. Магометанский характер они носят лишь на севере, где ислам постепенно стал господствующим верованием, но и там христианские и языческие тем не менее тоже празднуются. Как правило, происхождение самого праздника бывает уже никому не известным, и его празднуют потому, что так повелось от дедов и прадедов. Если же мы исследуем это явление более внимательно, то можно найти соответствующее объяснение. Среди праздников христианского происхождения следует прежде всего указать на поклонение кресту. Все те места, где имеется изображение креста, считаются святыми. Большей частью это руины церквей. В предшествующие времена был распространен обычаи выносить крест из разрушенных церквей и вешать его на большое дерево в какой-нибудь роще. С этих пор этому кресту поклонялись молодые воины, идущие в бой, и старейшины перед проведением народного собрания; двое любящих клялись здесь друг другу в своих чувствах; преступники, которым грозила кровная месть, находили здесь убежище, и никто им не мог здесь сделать ничего дурного; отец, сын которого был близок к смерти, приходил в эту святую рощу молить о спасении жизни сына и приносил в жертву свое оружие и так далее. Уважение перед святостью креста настолько широко распространено, что поэтому достаточно сделать из двух деревяшек крест, и поставить его, чтобы быть вполне уверенным, что с этого места никто ничего не унесет. В определенные дни, большей частью шесть раз в год, в первое воскресенье февраля, апреля, июня, августа, октября и декабря повсюду распространено поклонение кресту, и все верующие идут в святую рощу молиться. Подобные церемонии описывают Белл, Дюбуа де Монпере и де ля Мотрен. Черкесы не знают, что обозначает «крест», но они ему поклоняются, так как это делали их предки. Тюркские магометане напрасно пытались уничтожить обряд поклонения кресту у черкесов. В тех областях, где господствует ислам, постепенно начинают все меньше поклоняться кресту; и бывали случаи, когда отдельные черкесы требовали уничтожить крест, но они встречали при этом у остального населения сильное сопротивление. Другой праздник также христианского происхождения — почитание Марии — божьей матери — сильно распространен у черкесов. Мария называется у черкесов Мариам или Мэриам, и этот праздник, носящий название «Мэрем» или «Мэрейм», празднуется обычно в начале октября. Жертвоприношения состоят не из скота, а из различных мучных и медовых кушаний, преимущественно из пирогов, начиненных сыром (халива). В то время, как все это приносится в дар святой Марии, весь [627] народ молится о здоровье, плодородии и счастье. Этот праздник особенно любит молодежь; после жертвоприношения молодежь собирается и движется длинными рядами с пением и криками, переходя от дома к дому, требуя угощения. Вечером все собираются в открытом месте и предаются веселью до поздней ночи. Третьим праздником христианского происхождения является освящение детей, вероятно, заменяющее крещение. Освящение ребенка заключается в том, что воспитатель или отец с обнаженной головой приводит сына на святое место, где висит крест, приближается к нему и приносит в жертву богу животное, подготовленное к закланию духовным лицом. Оно же кладет обе руки на голову ребенка, стоящего на коленях, и просит у бога его благополучия. Четвертым праздником является пасха. Так же как и у людей, принадлежащих к греческой и католической церкви, у черкесов распространен обычай соблюдать перед пасхой строгий пост. Сама пасха празднуется в роще, освященной крестом, и сопровождается жертвоприношениями. После этого следует всеобщее веселье с тем различием, что в нем играют большую роль крашеные яйца. Каждая семья красит множество яиц по числу членов семьи и одаривает друг друга. Юноши часто вешают такое крашеное яйцо на шест и соревнуются в стрельбе. При этом тот, кто сумел попасть в него из ружья, получает определенный приз. Как и у других христианских народов, у черкесов воскресенье является днем отдыха и радости. На Востоке оно называется поэтому «божьим днем». Черкесы празднуют еще четыре праздника языческого происхождения, посвященные различным божествам и духам; это праздники богов грома, огня, ветра, воды и лесов. Нет сомнения в том, что эти божества первоначально были определенными святыми, которых впоследствии спутали с некими духами или богами. Особенно почитается из этих полубогов бог грома, которого иногда путают с богом огня, похожим по названию. Первого называют Тишблей или Шиблей, а второго — Тлипсей, Тлибс или Тлепс. Вероятно, что этот праздник отмечается несколько раз в году. Большое количество людей собирается в этот день в святой роще, где заранее строится хижина. Жертвоприношение приносится на святом месте внутри хижины и состоит большей частью из козы, убитой громом. Духовные лица молятся богу грома и просят охранить их от его гнева. Весь народ принимает участие в молитве, после чего козья голова вешается на длинный шест. На этом кончается собственно этот праздник и начинается обычное веселье. Праздник бога огня Тлепса проводится весной и является [628] одновременно праздником бога кузницы. Земледельцы рассматривают его как своего покровителя, так как он дает им плуг и мотыгу. Поэтому известные кузнецы, кующие оружие, заменяют духовных лиц на религиозных праздниках. Народ снова собирается и приносит жертвоприношения, состоящие из мучных кушаний и напитков. Одновременно оружие и сельскохозяйственные инструменты окропляются святым напитком. Бог воды и ветра называется Сеозерес. Считается, что он раньше был известным человеком, много путешествовавшим и отличавшимся мудростью и добродетелями. Ему удалось собрать разрозненные ранее племена и распространить скотоводство, поэтому его особенно почитают пастухи. Во время своих путешествий он приобрел определенные знания, благодаря которым подчинил себе ветры и воды. Символом его служит сухое грушевое дерево, которое и почитается. Этот праздник проводится в конце весны; в горах жгут костры, приносят сухое грушевое дерево и втыкают его в землю. По числу присутствующих зажигаются огни. В жертву богу приносится несколько коз. Бога просят о том, чтобы в течение трех дней праздника не было ни дождя, ни ветра. После этого все предаются веселью. Бог леса Мелитша рассматривается одновременно как бог пчел, и на этом празднике приносятся в жертву кушанья и напитки, приготовленные из меда. Путешественники также имеют своего покровителя Зектша, которому они перед путешествием приносят в жертву козу или овцу. Праздники и обряды магометанского происхождения бывают только на севере Черкесии, особенно у кабардинских черкесов и у черкесов, живущих к югу от Кубани, но и они обычно смешиваются с праздниками, описанными выше. Духовные лица обычно не умеют даже прочесть Коран. Их обязанности выполняют лезгинцы или татары западного побережья Каспийского моря. Они выполняют все церковные обряды и получают за это, как правило: один процент меда, десять процентов зерна, по одной скотине из тридцати голов рогатого скота и по одной козе или овце из сорока штук. Преимущественно празднуются два главных праздника — Рамадан и Бейрам, и во время празднования последнего существует обычай посещать друг друга. Текст воспроизведен по изданию: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974 |
|