Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ФЕТТЕР Ф.

МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРУЗИЮ В 1827 ГОДУ

 

Феттер Ф. 113

Лейпциг, 1829.

Дорога от Минарета 114 до Ардона (21 верста) одна из наиболее опасных. Каждое мгновение надо быть готовым к тому, что на тебя нападут и могут напасть, и именно одна народность, называемая чеченцами 115. [218]

Путешествие по Кавказу

февраля... мы покинули Владикавказ и направились в Ларс... По правой стороне от нас мы видели много маленьких селений осетин или других горцев, поселившихся здесь. Многие, как я ясно видел, были заняты постройкой (помещений) для своих стад; с топорами в руках они, казалось, были заняты только своей работой; но от нас не ускользнуло, как зорко они рассматривали нас; что мы намеревались предпринять большое путешествие по Кавказу, было ясно, как день, но то, что мы начали это путешествие", так сказать, уже с наступающими сумерками, вызвало у них удивление. Многие казаки из нашего конвоя полагали и заверяли нас, что жители всех этих селений являются настоящими шпионами, которые с помощью условных знаков быстро передают разбойникам с гор сведения о приближающихся путешественниках. Это предупреждение оказало на нас тем большее действие, что ночь увеличивала опасность, грозившую нам... Однако мы не отказались от поставленной цели (достигнуть Ларса).

...Когда мы проезжали между двумя скалами, нам встретилось несколько здоровых молодых пар, о свежести и юности которых говорили черты их лица. Они мне напомнили об идиллии древних времен... Они прошли мимо так дружелюбно, смотрели на нас так весело, что нам стало стыдно за наши подозрения...

Следует признать, что дорога от Ларса до Казбека одна из лучших... Тамошний князь, именуемый по названию горы Казбек... проводил нас до Коби... Я мог бы привести здесь несколько романтических рассказов, например, о том, что на его (Казбека) вершине находится монастырь, что два монаха, которым удалось подняться туда, обнаружили богатые залежи золота и в доказательство истины этой находки преподнесли большое количество его царствовавшему в те времена парю Грузии Ираклию в качестве добровольной дани... Однако это является скорее вымыслом, нежели правдой...

Феттер совершил подъем к каменному кресту и хижине отшельника на дороге от Коби в Кайчаур... [219]

Хижина построена из положенных друг на друга камней, причем эти последние не скреплены ни цементом, ни глиной. Тем не менее следует сказать, что камни положены друг на друга с известной симметрической точностью, так что в целом можно говорить о доме так же, как и о больших башнях. Аналогичным образом строят обычно свои дома осетины, одно из племен кавказских горцев. Был ли обитатель этой хижины, прозванный отшельником, осетином, я не могу с уверенностью утверждать. Однако он говорил по-русски, что, впрочем, неудивительно при современных сношениях с Россией... Мы продолжали путь к ближайшей станции Кайчаур...

Некоторые объяснения по поводу основных народов Кавказа и жителей Грузии

Иронистан, страна осетин. Численность их определяют в 3000 человек; они разделяются на 7 главных племен, которые в свою очередь подразделяются на многие побочные племена и ветви. Их язык представляет собой настоящую смесь персидских, славянских, грузинских и даже немецких слов. Они живут в селениях, дома в которых построены из положенных друг на друга камней; это действительно большие высеченные камни, которые положены друг на друга с математической симметрией. Во время моего путешествия по Кавказу я отметил, что осетинские селения обычно расположены только в долинах, или, вернее сказать, в котловине, образованной несколькими горами. Дома знатных (так называемых мурз) выделяются своей величиной; однако это уже настоящие жилища, часто маленькие замки (нечто вроде маленьких средневековых городов), окруженные стенами и башнями. Стремясь по привычке к низкорасположенным местам, они строят свои жилища всегда в котловине, образуемой несколькими горами; это приводит к тому, что они зимой защищены этими последними от настоящих сильных холодов. В настоящее время осетины являются подданными России. Нет сомнений в том, что когда-то этот народ исповедовал христианство 116. Об этом [220] говорят многочисленные остатки и развалины христианских церквей.

К осетинам относят еще черкесатов, донифарсов, бадилар и бадилетов. У донифарсов республиканское государственное устройство; в их округе имеется священная пещера, называемая пещерой святого Николая. Черкесаты также совершают богослужения в священной роще. Ежегодно они устраивают здесь пиршество, продолжающееся 8 дней. Каждая семья, так сказать, имеет в этой роще свое собственное место и свою хижину. Каждый чужестранец, который случайно проедет через их территорию, приглашается ими принять участие в этом празднестве; они принимают его у себя так предупредительно, будто знают его уже в течение ряда лет.

Что касается деятельности осетин, то в этом отношении особенно выделяются бадилары. У них имеются хорошие фабрики, на которых изготовляются ружья, сабли, ножи и пр.; они выращивают лучший кавказский табак.


Комментарии

113. Ф. Феттер (1820 г.) — стряпчий Ставропольского надворного и земского суда. По национальности немец, родом из Тюрингии. Путешествие его по Кавказу относится к 1827 г. Он побывал в Георгиевске, в станице Екатериноградской и во Владикавказе, оттуда проехал по Военно-Грузинской дороге в Тбилиси. Материалы, собранные Феттером и касающиеся осетин, публикуются впервые на русском языке.

114. Здесь, вероятно, имеется в виду Татартупский минарет, находящийся на левом берегу Терека, против селения и железнодорожной станции Эльхотово, недалеко от моста, переброшенного через эту реку. Местность, где находится древнее Татартупское городище с минаретом называется у осетин «Арджы нараг» («Теснина Арга»),

115. Прим. Феттера: «Их численность достигает 3000; самый значительный князь среди них носит титул — львиный князь Асланбей. Помимо этого народа, если речь идет собственно о жителях гор, имеются еще так называемые осетины и ингуши, о которых я, однако, скажу подробнее при более удобном случае. Очень вероятно, что осетины, так же как ингуши, были когда-то христианами. Об этом говорят бесчисленные развалины христианских церквей; ингуши в особенности чтят старую церковь, около которой находится 30. маленьких жилищ, вероятно, прежних монахов. Они очень строго соблюдают ежегодно два поста. Это же относится и к осетинам. У них происходят собрания, напоминающие богослужения, около так называемой пещеры чудес, получившей название пещеры дружбы пророка Ильи. Они часто собираются также высоко в горах около старой церкви, в которой еще сохранилось 2 колокола; кроме того, там хранятся рукописи, облачение священников, чаши и кресты. У чегемов, подданных кабардинцев (населяющих 20 селений), на высокой скале над рекой Чегем стоит старая разрушенная церковь. В ней сохраняются остатки рукописных экземпляров наших библейских книг и отдельных страниц евангелия на древнегреческом языке».

116. Прим. Феттера: «Начиная с 1751 г. к ним часто посылают, в особенности по согласованию с Сенатом, священников, преимущественно из Грузии, в результате чего изрядное количество их принимают крещение. Остальные — магометане, но без храмов и священников; некоторые не придерживаются никакой веры, но соблюдают какие-то, похожие на христианские обряды, например, посты и т. д. Эти последние имеют сборища, похожие на богослужение около пещеры чудес, называемой пещерой пророка Ильи. Отшельники, живущие в ближайшей местности, называют себя его слугами. Аналогичные собрания имеют также место у старой церкви высоко в горах; там сохранились еще колокола, кроме того, там хранятся рукописи, священное облачение, чаши и кресты».

(пер. И. С. Зевакиной)
Текст воспроизведен по изданию: Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.) Орджоникидзе. Северо-осетинское книжное издательство. 1967

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.