|
Об Ахалцыхском Пашалыке.(Ахал - цыхе значит: новая крепость) Страна сия, называемая у Географов Турецкою Грузиею, теперь известна в Грузии, равно как и прежде со времен глубокой древности, под именем Джавахети, от Джавахоса, которой был внук Картлоса, основателя или преобразователя Грузии. В летописях Грузинских область сия называется еще и Самцхе, именем, которое можно объяснить словами сами цихе (т. е. три крепости); или же тем, что жители сами себя называют Месхи; или наконец тем, что она была в зависимости от Мцхете, древней столицы Грузинской, [294] основанной Мцхетосом, сыном Картлоса и отцем Джавахоса. Владетели сей страны, некогда носившие титло Мтавари, то есть Великого Князя, признаваемы были от Царей Грузинских в сане Емин-Спассалари, или Главного вождя, Фельдмаршала. Царь Георгий VI, государствовавший в 14-м веке, известный по военному его уставу, которой помещен в Уложении Царя Вахтанга, дал владетелю Сергию Джакелу титло Ашабага (первенствующего Князя, или Ерцгерцога) вместо прежнего Мтавари: с того времени вся область называется Самцхе-Саатабаго, или просто Саатабаго, то есть Ерцгерцогством. При Георгии VIII, в 15 столетии, когда Империя Греческая пала под иго Оттоманов, Атабаг Кварквар, человек хитрый и коварный, происками достигший сана сего и признанный, в нем от Царя, к которому втайне питал он вражду непримиримую, успел многих других владельцев возмутить против упомянутого Государя, уверив их, что, будучи сильнее всех между [295] ними, не подаст ему никакой помощи. Предприятие удалось, и Кварквар сделался независимым. Грузия разделилась на три Царства: на Карталинию, Кахетию, Имеретию; и на пять Княжеств: Саатабаго, Мингрелию, Гуриель, Абхазию и Сванети. Все усилия Георгия VIII снова покорить отторгнувшиеся части своего Царства остались бесплодными, сколько по причине сопротивления внутри, столько и по нашествию на Карталинию Персидского Шаха Гассан-Бега, которой, опустошив сию провинцию, обратился в Саатабаго для покорения Кварквара. К несчастию Царь Георгий взят был в плен, из коего освободился, уже после смерти Кварквара, не иначе, как изъявив свое согласие признать независимым Баладура, сына и преемника Кваркварова. Он возвратился тогда в Карталинию, единственно оставшуюся у него область от всего Царства (Царство Карталинское в прошлом веке было присоединено к Кахетии Царем Ираклием II, которой, покорив скипетру своему сопредельные Ханства Персидские, властвуя над прочими областями Грузии и простирая виды свои на Ахалцых, не однократно пользовался благоприятными обстоятельствами для овладения в оном некоторыми городами. Ему однако же не удалось удержать их за собою). [296] Область Саатабаго, сделавшись таким образом независимою, подобно другим соседственным, хранила веру Христианскую до половины 17 столетия, а язык Грузинский сохранила она даже до нынешнего времени. Но страна сия не долго наслаждалась независимыми своим состоянием: владетели ее, ближайшие из всех соседей к Турции, не иначе могли утвердить права свои против соперников, принадлежавших к их же собственной фамилии, как при содействии Порты, которой обязаны были приносить дары значительные. Все другие подвластные владетели, прежде утверждаемые в достоинстве своем Царями Грузии, в последствии времени подвергнулись тому же самому жребию и по тем же причинам. Напоследок некто Бека, дядя Атабага Манучара, отравив своего племянника, прибыл, в Константинополь, [297] сделался мусульманином, иаименован от Султана Сафар-Пашею и получил достоинство Паши двухбунчужиаго. Он покорил всю область Саатабаго; в1625 году вверил охранение крепостей янычарам и начал угнетать Христиан; сперва обложил их харачем (податью за вероисповедание, обыкновенною в Турецких владениях); отнял у церквей и монастырей зeмли с крестьянами, от прежних Царей им пожалованные; стал преследовать духовенство (Доколе вера Христианская была исповедуема в Саатабаго, там находилось тринадцать Епархий с приходскими церквами, с монастырями, и столько же Епископов, подвластных Грузинскому Кафоликосу); великолепные храмы и монастыри с гробницами Государей благочестивых превратил в мечети и построил новые: таким образом Исламизм распространился повсюду мерами насилия. Знатнейшие особы, как духовного звания, так и благородные, не захотевшие изменить своей вере, бегством спаслися от преследования и нашли пристанище в странах соседственных, особливо в Карталинии и в Имеретии, где поселились на малых [298] участках земли, данных им тамошними владетелями. После Сафар-Паши, сын его Юсуф с 1635 года, и внук Ростом в 1647-м, равно как и преемники их даже до последнего из фамилии, были в зависимости от Паши Арзрумского; они преследовали Христиан еще с бoльшим ожесточением; никто не дерзал открыто исполнять обряды православия, после того как Ростом-Паша всею жестокостию мук принудил жену свою сделаться магометанкою. Народ непереставал втайне отправлять обряды Христианства, когда духовные особы находили средства посещать страну, ими обитаемую; но сия ревность многим из них стоила жизни, как скоро начальникам Турецким удавалось узнать об их присутствии. Еще недавно некоторые из членов духовенства Греческого и Грузинского обрели в Ахалцихе пальму страдальчества. Сверх того страна сия, некогда по многим отношениям лучшая почти в целой Грузии, в последствии времени сделалась для нее пагубною: не только [299] служила она убежищем для всех горцев полудиких, которые, по наущению Турков, распространяли убийства и грабежи по Грузии и уводили плененных жителей в Турцию; но она же часто давала вожатых войскам Турецким, многократно вторгавшимся для опустошения Имеретии и Грузии. Пашалык Ахалцыхский замечателен положением своим при южном береге моря, обширностию и плодородием; виноградные лозы деревa масличные, лимонные, тутовые, гранатовые, померанцовые и смоковницы растут здесь в большом изобилии и дают лучшие плоды нежели в Северной Грузии при подножии Кавказа, где находится их мало или даже и совсем невидно. Поля богаты зернами всякого рода, хлопчатою бумагой и проч. Горы и леса, предлагая хорошие пастбища для скотины, изобилуют дичью, а реки и озера наполнены сортами превосходной рыбы. Пчелы дают мед и воск отличной доброты. В сей провинции есть также и минеральные воды целебных качеств. Прибрежные обитатели не нуждаются в строевом [300] лесе, из которого делают они небольшие суда, употребляемые в торговле. (Journ. d. St. Petersb.) Текст воспроизведен по изданию: Об ахалцыхском пашалыке // Вестник Европы, Часть 162. № 20. 1828 |
|