|
Две речи к Русским воинам
Речь, говоренная к нижним воинским чинам пред сражением с Персиянами под предводительством Генерал-Лейтенанта Красовского, 16-го августа 1827 года, в лагере при реке Оборони, 20-й пехотной дивизии Священником Тимофеем Мокрицким. Победоносные, христолюбивые воины! Теперь стоите вы на праге самоважнейших подвигов. Скоро должны вы будете сразиться с неприятелем, общим врагом нашим, врагом церкви нашей, нарушителем спокойствия нашего — и сразиться со свойственным вам мужеством, храбростью и тою неустрашимостью, которая есть беспримерный характер каждого Русского воина, и которою вы приобрели уже бессмертную славу победоносному оружию вашему. О! да не усомнится же никто из вас об успехах, каковыми во всяком случае венчаются воинские подвиги ваши, и коими награждает вас Бог за верность и усердие ваше к природному Государю своему, за горячую любовь вашу к Отечеству, за преданность и сердечное повиновение ваше святой матери нашей Церкви Христовой! [157] Да и когда же священная надежда наша на всесильную помощь Божию оставалась для нас тщетною? Не вы ли были свидетелями поражения Галлов и с ними двадесяти язык, всемогущею десницею Божиею, нас заступающею? Не устрашитесь и теперь многочисленности врагов. Они только прославят мужество ваше и вящщие доставят вам лавры почестей и похвал. Всемогущей Бог силен малым числом избранных чад своих истребить тмочисленные полчища врагов и сопостатов, неведущих имени Его. Он поборал по возлюбленном Израиле своем так, что один воин гнал тысящи язычников, незнавших истинного Бога и противоборствоваших святой славе Его. Спобореть убо и по нас, любезные христолюбивые воины! Будьте только вы мужественны и во всем начальству своему послушны. Сими достохвальными качествами вы всегда отличались и отличаетесь от неверных; но за таковые только подвиги удостоивает нас Бог и высочайших милостей своих. Вооружите крепкие мышцы ваши победоносным Российским мечем, дух храбростью, а сердца верою и надеждою на Бога, помощника нашего; тогда поклонники лжепророка Магомета, рассеянные мужеством вашим, с посрамлением своим признают, что мы [158] на поле брани укрепляемся силою свыше и что на всяком месте и во всех делах наших споспешествует нам Бог! ______ Речь говоренная при благодарственном Господу Богу молебствии, по покорении Персидской крепости Эривани Священником Мокрицким, 1827 года, октября 2 дня. Победоносные, христолюбивые воины! И так пала гордая Эривань! Могущество и слава ее изменили ей столько, сколько прославили могущество России, и умножили трофеи победоносному оружию нашему. И кто же потряс непоколебимые стены сего нового Иерихона? Гнев Божий, гнев Царев, мужество ваше, победоносные воины! Так! Еще вопиют к Богу невинные жертвы, падшие от кровожадного меча ненавистных Персов, вопиют об отмщении к вечному Правосудию. Еще опустошенные житницы, разграбленные стяжания мирных жителей, тревожат дух и сердце чадолюбивого Отца отечества, Великого Государя нашего, и подвигают праведный гнев Его на усмирение врагов, нарушителей тишины и спокойствия нашего. Еще буйства и наглости, учиненные в пределах отечества нашего, волнуют и вашу, христолюбивые воины, [159] благочестивую кровь и побуждают вас карать врагов воинственною рукою за нанесенные ими тяжкие обиды соотечественникам нашим; но, победоносные воины! мужество, храбрость, ревность и усердие, верность к Царю и любовь к отечеству принадлежат вам, и делают честь достохвальному характеру вашему; а слава побед наших существенно принадлежит единому Богу. Пали стены Иерихона от одного звука мусикийских труб, когда Бог благоволил поборать по Израилю, и тогда действовал Он непосредственно Божескою силою своею, а теперь, в побеждении врагов наших, невидимо благословляет Он орудие наше, и наводя на врагов наших ужас и смятение, укрепляет на подвиги силы ваши, христ. воины! Тогда по всеблагому промыслу своему, в преселении Израильского племени в Обетованную землю, Он сам был высоким правителем оного; а теперь, по любви и благости своей к нам, даровал нам избранного по сердцу своему, возлюбленного Помазанника Своего, Благочестивейшего Государя нашего ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ Первого для защиты нашей, спокойствия и благоденствия России, и для продолжения мира и благосостояния святой Церкви своей, кровью единородного Сына своего Иисуса Христа, препрославленной. Тогда, [160] по превечным уставам своим, Сам избирал достойных мужей для руководствования своим народом; а теперь, возлюбленный Помазанник Его, помощью Божиею, избрал по сердцу своему сего знаменитого вождя для руководствования нами, утвердив и прославив его полным Монаршим доверием, да в благоразумии и опытности его, а в нашем беспрекословном ему повиновении и ревностном содействии, сосредоточатся и безопасность Ваша и успехи оружия нашего, и отечественное благо. И так один и тот же Бог действует в нас вся, по всеблагому промыслу своему, и не очевидны ли опыты неистощимые благости и неизреченные любви Его к нам? Недавно праздновали мы в душевном восторге и с признательнейшими чувствами благодарения ко Всевышнему победу над врагами нашими покорением славной крепости Сардар-Абада, а ныне и гордую Эривань предал Бог в руки наши: и сей величественный колосс Персии, посмевавшийся неоднократно ударам полководцев наших, ныне знаменитым Героем нашим опрокинутый, лежит у победоносных знамен наших! По истине; Бог очевидно поборает по нас. Воздадим убо Ему, Всевышнему Благодетелю нашему, должное благодаренье, и единодушно помолимся: да не лишает [161] Он нас и впредь высоких милостей своих; да осеняет благословением свыше воинские подвиги наши, не суетную славу, но благо Церкви, отечества и безопасность Всероссийского Престола, единственною целью имеющие, и да дни на дни приложить Цареви Нашему для славы своей и благоденствия нашего! Текст воспроизведен по изданию: Две речи к русским воинам // Московский телеграф, Часть 18, № 24. 1827
|
|