Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Печати Шамиля

(Более подробно о печатях Шамиля и о его отношении к священным и магическим именам, упомянутым в надписях к овальным печатям (5 и 6), см.: Г. Г. Берадзе, Х. А. Омаров Из истории дагестанской сфрагистики (печати имама Шамиля). Ближний Восток и Грузия. Тбилиси: Мецниереба, 1991)

К удостоверениям публикуемых документов приложены шесть разных видов и форм именных (с выгравированной собственноручной подписью) печатей Шамиля. Оттиск печати к каждому письму дается с оригиналом самого письма. Рисунки всех шести видов оттисков печатей, обнаруженных на письмах Шамиля, даны в юнце Приложения.

1. Оттиск круглой перстневой печати (рис. 1.) на обороте недатированного письма № 80. На ее поле, обрамленном с двух с сторон точечными и линейными ободками (диаметр внутреннего линейного круга — 9 мм, наружного точечного — 12 мм), помещена надпись, идущая снизу вверх: *** — ”Раб творца (Аллаха) Шамуил” Дата на печати отсутствует. По содержанию письма, удостоверенного этой печатью, вероятное время применения ее могло быть 1832-1836 гг.

2. Оттиск перстневой печати (рис. 2) см. на обороте письма № 1 (с датой 1254/1838-1839) и № 82 (без даты, но написано не позднее 1940 г.) размером 10,5 х 9,5 мм, имеет форму прямоугольника с округленными уголками. Внутри однолинейного обрамления печати помещен картуш в виде прямоугольника с округленными уголками, на поле которого, горизонтально, снизу вверх сделана надпись из двух слов: *** — ”Раб Его (Аллаха) Шамуил’. Посередине надписи замазано еще одно, видимо, неудавшееся

Обе перечисленные выше печати имеют простейший рисунок, не выделяющийся особой выразительностью. [287]

3. Одновременно на письмах Шамиля, относящихся к концу 30-х и к первой половине 40-х годов XIX в., имеются также и оттиски его прямоугольной печати размером 22 х 15 (рис. 3) 1.

Печать выполнена скромными, но достаточно выразительными средствами. По краю печати — двухлинейный ободок. Поле украшено изящной трехстрочной арабской надписью почерком насх и тонкими декоративными деталями. В надписи сообщается имя владельца (в сочетании с эпитетом) и дата изготовления печати (по лунной хиджре). Дата выражена цифрами, вписанными в растянутую дугообразную часть буквы ”фа” (последняя расположена в самой верхней строке изолированно, в отрыве от основной части соответствующей словоформы). Эту часть буквы ”фа” снизу пересекают вытянутые вверх стержни ”алифа” и ”лама”, которые тем самым образуют ”перегородки” между цифрами. Текст надписи читается снизу вверх и гласит: ***

”Раб возвещающий Шамуил 1252”.

Как явствует из указанной в надписи даты, печать изготовлена в 1252 г.х. (= 18. IV. 1836 г. — 6. IV. 1837 г.), т.е. в начальный период правления Шамиля. 2

Как нетрудно было заметить, в легенде печатей нет той титулатуры Шамиля, которую мы встречаем в его письмах или в других письменных источниках. В них имя Шамиля сопровождается не его титулами, а лишь скромным выражением — эпитетов ”раб творца” /Аллаха/, просто ”раб Его” /Аллаха/ и ”раб возвещающий” /Аллаха/.

У читателя, который еще не ознакомился с легендами других печатей Шамиля, невольно может возникнуть вопрос: не связано ли отсутствие в надписи титулатуры владельца печатей с тем, что данные печати были изготовлены в начальный период его правления, когда реальная власть новоизбранного имама пока еще только начинала оформляться? На этот возможный вопрос, однако, необходимо сразу же ответить отрицательно. Дело в том, что титулатура точно так же не упомянута и на трех других печатях, из которых, как это будет показано ниже, еще две датируются соответственно 1845 и 1849-50 гг., т.е. относятся к периоду наибольшего могущества Шамиля, когда в его руках была сосредоточена практически вся верховная власть (как светская, так и духовная) в имамате. [288]

4. Рис. 4. Этот оттиск стоит на недатированном письме (№ 90), адресованном мудиру Галбацу. Мудир как должность управляющего четырьмя наибствами по многим свидетельствам официально была введена с 1844 г. В таком случае данная печать была предшественницей той формы (см. на государственной печати, рис. 5 и 6), которая употреблялась до окончания войны.

Печать имеет размеры 2,9 х 2,4 см, форму восьмиконечной звезды, образованной сложением двух обрамленных двойными линиями ромбиков, вписанных в овал. В центре овала, сверху вниз расположена надпись: ***

”Раб Его /Аллаха/ Шамуил”

5. В 1845 г. на письмах Шамиля появляется тоже ”нарядно” украшенная другая овальная печать с иной арабской легендой и орнаментальным оформлением талисманического характера. Отныне оттиск этой овальной печати становится своеобразной ”визитной карточкой” имама.

Размеры новой овальной печати Шамиля (по оттиску) 27 х 22 (рис. 5). По краю — однолинейный овальный ободок (на публикуемом оттиске видны лишь фрагменты этого ободка). В центральной части поля — надпись в две строки (о ней см. ниже), обрамленная картушем. По форме картуш представляет собой шестиконечную звезду, составленную из двух перекрещивающихся треугольников, из которых один расположен основанием вниз, другой — основанием вверх:

В середине картуша, во внутреннем растянутом шестиугольнике, помещена вышеотмеченная двухстрочная надпись, которая состоит из имени владельца печати (в верхней строке) и традиционной для мусульманских печатей краткой формулы, выражающей покорность Аллаху (в нижней строке). Надпись читается снизу вверх: ***

”Раб Его /Аллаха/ — Шамуил”

В двух малых треугольниках (в нижней части картуша), расположенных под этой надписью, выставлены две пары цифр (соответственно *** в левом от зрителя нижнем треугольнике и *** в правом), образующие дату изготовления печати, т.е. 1261 г.х. Вдоль овального ободка и в шести [289] внешних отсеках вне картуша выведена круговая надпись, исполненная курсивным почерком и в нескольких точках сливающаяся с картушем. В этой круговой надписи упомянуты имена широко почитаемых в мусульманском мире ”семи спящих отроков” и их верной собаки Китмир 3: ***

”Йамлиха, Максалина, Маслина, Марнуш, Дубарнуш, Шазнуш, Кафштатийуш, Китмир”.

Указанная на печати дата — 1261 г.х. — при переводе на наше летоисчисление соответствует периоду с 10 января по 29 декабря 1845 г.

При анализе данной печати необходимо уделить особое внимание функциональной семантике ее двух компонентов — картуша и круговой арабографической надписи.

Выше уже отмечалось, что картуш имеет форму гексограммы — шестиконечной звезды, составленной из двух перекрещивающихся треугольников. Геометрическая фигура указанной формы и конструкции, как известно, является древнейшим магическим знаком с широким ареалом распространения. Этот знак входит в основной фонд важнейших графических символов ряда религиозно-магических систем древности и средневековья, в том числе системы мусульманской. В исламской традиции (вслед за традицией христианской) гексограмма обычно связывается с библейским Соломоном (коранический Сулайман) и в числе ”семи магических знаков” графически символизирует т.н. ”печать Соломона” (араб. хатам Сулайман), пользующуюся репутацией сильнейшего оберега и талисмана.

Шестиконечная звезда из двух треугольников — один из популярных и часто используемых в мусульманском декоративно-прикладном искусстве геометрических орнаментов. Простые (однолинейные) или несколько усложненные (двухлинейные, узорчато-фигурные...) варианты этого знака-орнамента, изображенные самостоятельно или занимающие центральные места в других орнаментальных композициях, встречаются на памятниках мусульманской архитектуры и предметах прикладного искусства эпохи средневековья и нового времени 4, на различных амулетах и талисманах (в том числе на талисманических перстнях и печатях частных лиц), на монетах ляда династий и т.д. Засвидетельствованы они и в Дагестане в орнаментальном убранстве местных памятников. Так, например, изображения магической гексограммы мы находим и на деревянном столбе внутри средневековой мечети в дагестанском селении Луткун 5, на камне с арабской надписью, [290] обнаруженном в стене бывшей мечети в селении Ихрек 6, в орнаментике мусульманских каменных надгробий и других разных камней XVII — начала XX вв. из селений Тлах, Хотора, Ириб, Ках и т.д. 7

Функцию охраны от всякого зла и ”нечистой силы” на печати имама Шамиля наряду с шестиконечной звездой выполняла также круговая надпись, состоящая, как уже отмечалось, из имен ”семи спящих отроков” и их собаки. Имена эти в мусульманском мире считались священными, им придавалось особое магическое значение, приписывались разные сверхъестественные свойства. В своей повседневной жизни мусульмане часто обращались к талисманической силе указанных имен, украшая ими письма, рукописные книги, оружие, доспехи, посуду, драгоценные украшения, печати (из камня или металла) и другие предметы, надписывая эти имена (или вешая амулеты и талисманы с этими именами) на стенах домов и мечетей, на городских воротах и т.д. 8

Кстати, об особом отношении Шамиля к этим священным и магическим именам, помимо круговой надписи на его печати, свидетельствуют и другие факты. Приведем лишь один конкретный пример. Так, в начальной фразе своего письма к обществу аварского селения Чох (1847 г. Шамиль называет себя ”смиренным факиром” и ”Китмиром” 9, т.е. уподобляет себя собаке, которая, согласно легенде, сопровождала и верно охраняла ”спящих отроков” в пещере 10 Данная деталь в письме Шамиля имеет двойное функциональное назначение. Во-первых, она подчеркивает преданность и верность автора письма делу ислама и его благоговейное отношение к священным именам; во-вторых, играет роль своеобразного оберега — известно, что в мусульманских странах магическое имя Китмир надписывали на письмах (или вносили в текст) с профилактической целью, чтобы навести страх на злых духов и уберечь письма от пропажи 11.

6. Рассмотренной выше овальной печати, которая, помимо прямой ”обязанности” (скрепление писем и актов), выполняла одновременно и функцию охранительного талисмана, недолго пришлось ”служить” своему хозяину. На письмах Шамиля, относящихся к 50-м годам XIX в., засвидетельствованы оттиски не этой, а другой овальной печати, внешне почти такой же, но с указанием иной даты.

Размеры третьей овальной печати Шамиля (по имеющимся оттискам): [291] 27 х 22 (рис. 6). 12 По краю — однолинейный овальный ободок. В центральной части поля — двухстрочная арабская надпись, обрамленная картушем. Содержание, состав и размещение текста этой надписи (***), равно как форма картуша (гексограмма из двух перекрещивающихся треугольников), здесь такие же, как и на предыдущей овальной печати, хотя графическое исполнение букв несколько иное. В двух малых треугольниках картуша, расположенных под надписью, также выставлены цифры, указывающие на дату изготовления печати. На сей раз, однако, в качестве даты указывается не *** , а *** (т. е. 1266 г.х.), причем эти цифры по своим размерам и конфигурации отличаются от цифр, имеющихся на предыдущей печати. Новая овальная печать Шамиля, как и ее ”предшественника”, снабжена круговой надписью, состоящей из тех же восьми магических имен, переданных в той же орфографии, но в несколько ином графическом начертании. Сплетением и перекрещиванием отдельных букв круговой надписи образована та же орнаментально-талисманическая композиция с шестиконечной звездой в середине.

Указанная на печати дата — 1266 г.х. — при переводе на наше летоисчисление соответствует периоду с 17 ноября 1849 г. по 5 ноября 1850 г. Имеются, однако, данные, которые позволяют значительно сузить эти хронологические рамки. Так, например, среди известных нам писем Шамиля, скрепленных его овальной печатью с датой ”1261”, самым поздним по времени является послание к Инковхаджи от 17 раджаба 1266/29 мая 1850 г. 13 Что же касается тех писем, которые заверены новой овальной печатью имама с датой ”1266”, то наиболее раннее из них составлено 24 шавваля 1266/2 сентября 1850 г. (письмо адресовано тому же Инковхаджи) 14. На основе этого материала можно констатировать, что новая овальная печать Шамиля (с датой ”1266”) должна была ”родиться” где-то в июне-августе 1850 г.

Оттиски новой овальной печати с датой ”1266” засвидетельствованы на посланиях Шамиля вплоть до самых последних дней его борьбы. После этого они вообще исчезают. Из писем Шамиля, датированных периодом после его капитуляции (т.е. после 25 августа 1859 г.), ни одно не скреплено печатью — на всех этих письмах вместо печати поставлена подпись имама.

В чем же причина отсутствия печати на письмах Шамиля, относящихся к годам его поселения в России (1859-1869 гг.), а затем ко времени его предсмертной поездки к мусульманским святыням в Хиджаз (1869-1871 гг.) 15?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сведениям письменных источников. [292]

В этом отношении особый интерес представляет свидетельство самом Шамиля, зафиксированное в его арабском письме к наибу Мухаммад амину, посланном им из Калуги 26 раби’ ас-сани 1276/22 ноября 1859 г. 16 В конце этого письма Шамиль сообщает своему адресату следующее: ”Сие послание я не скреплю печатью по той причине, что печать моя осталась в руках Амирхана, который изменил мне”

Упомянутое в письме лицо — это личный секретарь-письмоводитель Шамиля, хранитель его печати Амирхан, сын Нурмухаммада, выходец из аварского селения Чиркей, о котором в источниках сообщается, что он был высокообразованным человеком, прекрасно разбирался в ”арабских науках”, ”обладал красивым письмом” и т.д. 17

Амирхан на протяжении двух десятилетий верой и правдой служил имаму Шамилю, долгое время был начальником его канцелярии 18. Однако в самый последний и наиболее критический для Шамиля момент, когда, говоря словами местного поэта, ”...уже затих перед ним (т.е. перед Шамилем. — О. Х.) восточный ветер побед, и подул вдруг западный ветер истребления” 19, когда многие из бывших верных соратников начали покидать имама и переходить на сторону противника, Амирхан тоже дрогнул. Он отделился от своего патрона и не поднялся в аул Гуниб — последнюю обитель восставших горцев, где летом 1859 г. Шамиль с горстью мюридов был осажден русскими и после непродолжительного сопротивления был вынужден капитулировать.

Именно эта измена личного секретаря имеется в виду в цитированном выше отрывке из письма Шамиля к Мухаммадамину.

Краткое упоминание об этом факте мы находим также в известном сочинении Мухамадтахира ал-Карахи (ум. в 1882 г., в 1850-1858 гг. служил писцом в канцелярии Шамиля) ”Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах”. Повествуя о судьбе ряда видных сторонников Шамиля и об их действиях до и после капитуляции имама, ал-Карахи в одном месте пишет: ”Что же касается шейха слепого Мухаммеда Эфенди ал-Хуми, то не случилось ему подняться на Гуниб. И причина этого в том, что он, его семья, Амирхан с семьей, секретарь имама, у которого хранилась печать имама, до этого восхождения на Гуниб находились в одном месте. Эфенди жил там, ожидая выхода Амирхана, но тот не вышел. Амирхан отстал, намереваясь отделиться от имама, а Эфенди не знал намерения Амирхана. 20

Отделившись от имама и его свиты, Амирхан явился к русским и добровольно сдался им в плен. Последние во время досмотра изъяли и [293] конфисковали у шамилевского секретаря хранившуюся у него личную печать имама. К сожалению, о дальнейшей ”судьбе” этой печати известий нет. Была ли печать уничтожена тогда или же кто-нибудь из победителей забрал ее в качестве трофея, мы не знаем. Что касается самого Амирхана, то известно, что его вскоре отпустили и остаток своей жизни он провел в родном Чиркее. Скончался Амирхан 19 мухаррама 1293/15 февраля 1876 г., о чем сообщается в арабской эпитафии, высеченной на лицевой стороне дошедшей до нас каменной надмогильной плиты. В тексте эпитафии Амирхан назван ”секретарем и другом (***) шейха Шамуила, имама Дагестана”. Примечательно, что оборотная сторона каменной плиты украшена достаточно крупным изображением (размеры изображения: 40 х 35 см; размеры самой плиты: 120 х 78 х 16 см), имитирующим оттиск той самой свальной печати Шамиля, хранителем которой являлся при жизни сам Амирхан. В центральной части поля этого своеобразного ”оттиска”, внутри аккуратно выведенной шестиконечной звезды, углы которой (т.е. малые треугольники) покрыты фигурами шестилепестковых цветочков, высечена двухстрочная рельефная арабская надпись (читается снизу вверх): ***

”Это печать Шамуила” (рис. 8) 21


Комментарии

1. РФ ИИАЭ. Ф. 17. Оп. 1 Док. № 819 (письмо Шамиля к правителю Аварского ханства Мухаммадмирзе, хану Газикумухскому. Письмо не датировано, однако, учитывая биографию адресата, оно должно относиться к 1836-1838 гг. Дело в том, что Мухаммадмирза был назначен ханом Газикумухским и Кюринским после смерти его старшего брата, Нуцал-хана, последовавшей 20 августа 1836 г. Сам же хан Мухаммадмирза скончался 15 октября 1838 г. в Курахе. См.: Комаров А. Казикумухские и Кюринские ханы // ССКГ. Вып. II. Тифлис, 1869. Отд. ІV. С. 30-32.

2. Напомним, что движение горцев Шамиль возглавил после гибели второго дагестанского имама Хамзата, убитого в Хунзахе 19 сентября 1834 г. Летом 1835 г. Шамиль был официально избран и провозглашен новым (третьим по счету) имамом Дагестана.

3. Имеются в виду персонажи ”исламизированного варианта известной раннехристианской легенды о семи спящих отроках Эфесских, [294] укрывавшихся в пещере. Легенда эта очень рано проникла в мусульманский мир, где получила самое широкое распространение и огромную популярность. Подробно об этой легенде и ее персонажах (араб. ”Асхаб ал-кахф” или ”Ахл ал кахф”, т.е. ”те, кто в пещере”, ”обитатели пещеры”) — см., Крымский л., Аттая М. Семь спящих отроков Эфесских. М., 1914 (ТВЛИВЯ, вып. 41); Пиотровский М. Б. Асхаб ал-кахф. — МНМ. Т. 1. М., 1980. С. 119; Он же. Асхаб ал-кахф // Ислам. Энциклопедический словарь. 1991. С. 24.

4. См., например: Ремпелъ Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, 1961. С. 138, 141, 187. Рис. 56, 58, 78; Аскерова И. С. Архитектурный орнамент Азербайджана. Баку, 1961. Табл. 3, 28, 31; Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии ІХ-XV вв. М., 1988. С. 273, 274, 282, 296.

5. Дебиров П. М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966. С. 55. Рис. 24; Он же. Резьба по дереву в Дагестане. М., 1982. С. 160. Рис. 118.

6. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи Х-ХVII вв. / Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л. И. Лаврова. М., 1966. С. 66. Табл. V. Рис. 28.

7. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. С. 105, 107, 131, 184. Рис. 24, 26, 66, 170 а-б.

8. Об этом см.: Лейн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. / Перевод с английского. М., 1982. С. 217.

9. См.: Казем-Бек А. Указ. соч. С. 236.

10. Как известно, одни мусульмане версию этой легендарной пещеры локализуют в Малой Азии, другие — в Южной Аравии, Палестине, Испании, Кирмане, Восточном Туркестане и т.д.

11. Об этом см.: Пиотровский М. Б. Асхаб ал-кахф. С. 119.

12. См.: РФ ИЯЛИ, Ф. 16. Оп. 1. № 818 (письмо Шамиля к Инковхаджи от 24 шавваля 1266/2 сентября 1850 г.); № 240 (письмо к тому же лицу от 14 сафара 1269 /27 ноября 1852 г.); № 822 (письмо к наибу Исмаилу от 15 джумада ал-ула 1271/3 февраля 1855 г.); № 46 (письмо к жителям сел. Аракани от 18 шавваля 1271 /4 июля 1855 г.); № 44 (письмо к обществу сел. Согратль, датированное 1275 г.х. без указания месяца и числа; 1275 г.х. соответствует периоду с 11. VIII. 1858 г. по 30. VII. 1859 г.).

13. РФ ИИАЭ. Ф. 16. Оп. 1 Док. № 45.

14. Там же. Док. № 818.

15. В 1869 г. Шамиль получил разрешение выехать из России и отправиться в паломничество в Мекку и Медину. Во время этой поездки он тяжело заболел и скончался в Медине 24 зу-л-ка’ да 1287/15 февраля 1871 г. О точной дате кончины Шамиля и об эпитафии на его каменном надгробии в Медине см.: Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 3. Надписи Х-ХХ вв. Новые находки / Издание текстов, перевода, комментарии, статья и приложения Л. И. Лаврова. М., 1980. С. 84-85, 115-116.

16. Известный сподвижник Шамиля Мухаммадамин с 1848 г. действовал от имени имама на Северо-Западном Кавказе, руководил борьбой горцев Закубанья. Борьбу продолжал в течение нескольких месяцев и после капитуляции Шамиля и дал присягу на верноподданство русскому государю лишь 20 ноября (по новому стилю — 2 декабря) 1859 г. См.: Смирнов Н. А. Указ. соч. С. 130-131; История народов Северного Кавказа. С. 169-172, 185-191, 200-202; Киняпина Н. С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (вторая половина XVIII — 80-е годы XIX в.). М., 1984. С. 163, 172, 176 и др.

17. Рукопись арабского подлинника этого письма хранится в Дагестанском государственном объединенном историческом и архитектурном музее в Махачкале (шифр хранения: 14601, № 1).

18. См.: Гасан Апкадари. Книга Асари-Дагестан. — СМОМПК. Вып. 46. Махачкала, 1929. С. 142.

19. См.: Хроника. II. С. 91.

20. См.: Хроника. II. С. 72.

21. Сельское кладбище, где над могилой Амирхана была воздвигнута интересующая нас мемориальная каменная плита, ныне не существует. Сейчас вся эта местность находится под водой, на дне водохранилища. В связи со строительством плотины (для ГЭС) жителей старого Чиркея переселили на новое место. При переезде в новый поселок Чиркей родственники Амирхана заблаговременно сияли со старого кладбища вышеупомянутую надмогильную плиту и унесли с собой. В настоящее время плита хранится в том же Чиркее у правнука Амирхана, Футулхаджийава, который и сообщил нам любезно о существо ванта этого интересного эпиграфического памятника. Памятник еще не издан. Фотография памятника с изображением шамилевской печати, высеченной на задней стороне плиты, публикуется нами впервые. Четырехугольная надмогильная плита (120 х 78 х 16) на лицевой части имеет надпись: ***

1) 19 мукаррама 1293 г.х. (15 февраля 1876 г.)

2) Это усыпальница несчастного благочестивого хаджжи Амирхана, писателя и близкого друга имама Дагестана шейха Шамиля; Амирхан — сын Нурмухаммада из Чиркея, — да смилостивится над ним Аллах (см. рис. 7, 8).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.