Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 92

ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ БАШИРУ

(не датировано, но не ранее апреля 1845 г. н не позднее нюня 1850 г.)

(Датируется по дате оттиска печати письма)

Размер: 17,8 х 11,2 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1261 [1845] г.

***

Перевод

От повелителя правоверных Шамиля его любимому брату наибу Баширу 1 — мир нам многократный.

А затем. О благородный брат, никогда не думай, что я помышляю [поступать] относительно тебя, поверив словам доносчиков, клевещущих на [215] тебя. Я [достаточно] испытал на себе деяния людей с давних пор и понял, что многие из них поступают как собаки, волки, лисы и дьявол-искуситель. Приободрись. Распоряжайся в своем вилайате, руководствуясь высокочтимым шариатом. Запрещай им неприличные дурные поступки и распутство. Избавь себя и семью свою от того, что ненавистно твоему Господу — и люди будут довольны тобой. Об остальном расскажет тебе податель сего. И мир.

Ф. 16, оп. I, № 1943


Комментарии

1. Башир, сын Тахира (в некоторых источниках Баширбек), из Газикумухцев — племянник Аслан-хана (ум. 1836), переселился к Шамилю весной 1843 г. (см.: Дв. г., с. 373; Сказание, с. 35), который назначил его наибом над багвалалцами, жителями селения Хуштада и соседних населенных пунктов (ныне Цумадинский район), расположенных на правом берегу Андийского Койсу, к северу от бассейна тиндинской речки. Позже Шамиль, узнав, что Башир поддерживает отношения с газикумухским ханом Агларханом, сместил его с наибства и пригласил к себе в Новое Дарго в качестве преподавателя своего сына Газимухаммада. Некоторое время Башир жил у Шамиля, а затем вторично получил наибство. Башир погиб в бою на чеченской земле ”враги унесли его голову” (Тазкират, л. 41 а).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.