Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 78

ПИСЬМО ШАМИЛЯ ЖИТЕЛЯМ СОГРАТЛЯ

(23 августа 1858 г.)

Размер: 10,5 х 6,8 см. На обороте, текста печатьвписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849-50] г.

***

Перевод

(Ср.: Дв.г., с. 608)

От наедающегося [в помощи Аллаха] Шамиля своим наилучшим избранникам: алимам, авторитетным лицам, старым и малым и всему обществу сограглинцев 1 — мир вам, милость Аллаха Всевышнего и его благословение! Да хранит вас [Господь] от соблазнов обоих миров милостью господина джинов и людей (Ср., Коран LXXVII, 31) и имама Двух святынь — Мухаммеда — избранника, да благословит его Аллах Всевышний и да приветствует. [183]

А затем. Поскольку до меня не переставали доходить [всякие] слухи, касающиеся вас, я послал к вам моих особо [доверенных] соратников Амир-хана 2 и Мухаммадафанди 3 разузнать о ваших намерениях. Вы должны письменно изложить, объяснить то, что [у вас] на уме, чтобы не коснулось вас зло в своих различных [проявлениях], не злорадствовали над вами враги и не думали о вас плохо друзья. И мир вам.

В ночь на понедельник (Понедельник, 13-е — день недели и число в 1275 г. совпадает только в мухарраме), 13 [числа] 1275 (23 августа 1858) года.

Ф. 16, оп. I, № 31


Комментарии

1. Общество Согратль (авар, сугъралъ; сугъур — согратлинцы, ныне в Гунибском районе). Общество располагалось на границе имамата с Газикумухом враждебным к мюридам.). Издавна занимаясь различными ремеслами, согратлинцы торговали со всеми соседними обществами, а с момента подчинения их Шамилю и назначения над ними имамского наиба, деятельность согратлинцев оказалась стесненной особыми порядками, установленными в имамате, носившем черты военного лагеря. Чрезмерное стеснение в торговых делах явилось причиной их жалобы имаму (см., коммент. 1 к № 3).

2. Амирхан, упоминаемый в письме как доверенное лицо, посланное для рассмотрения жалоб согратлинцев на месте, был секретарем и близким другом Шамиля. В первой резиденции Шамиля (Дарго), разрушенной в 1845 г., он был назначен муфтием. Позже некоторое время участвовал в операциях по покорению враждебных обществ койсуболинцев. С 1847 г. и до окончания войны находился при имаме в должности секретаря. В 1869 г. Амирхан совершил хадж (см.: РФ. 16, оп. 2, № 52). Умер в родном селении Чиркей в 1876 г.

3. Мухаммадафанди, Мухаммадэфенди ал-А'вар (букв, ”одноглазый”), Мухаммад ал-Мухаджир — переселенец из Гуйми (ныне в Лакском районе). Возглавлял поход в 1844 г., когда на Кайтаг и Табасаран (см.: коммент. 1 к № 16); летом 1848 г. он был среди защитников крепости Ириб. Абдурахман причисляет его к ближайшим сподвижникам Шамиля, среди которых первым был Амирхан, упомянутый нами выше, за ним казначей Хаджийав из Ороты, затем Раджабилмухаммад из Чиркея (имам был с ним в дальнем родстве) и, наконец, Мухаммадафанди из Гуйми (см.: Тазкират, л. 304 а). Однако ни секретарь, ни казначей, ни Мухаммадафанди не поднялись с имамом на Гуниб — то ли так сложились обстоятельства, то ли они просто изменили своему сюзерену. Все трое остались на земле карахцев (см.: Хроника, II, с. 73). Когда Гуниб был осажден, русское командование направило Мухаммадафанди к Шамилю, чтобы склонить его к миру, но Шамиль его не принял.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.