Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 35

ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ КЕБЕДМУХАММАДУ

(12 мая 1853 г.)

Размер: 9,3 х 7,8 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849-50] г.

***

Перевод

(Ср.. Дв. г , с. 621)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного.

От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Кебедмухаммаду 1 — мир вам.

А затем. Обуздай тех, кто притесняет жителей селения Хиндах 2 в отношении воды [для полива], будь то Инковхаджи или Мухаммад из Кудали, или кто-либо другой из кудалинцев и кехерцев; запрети же им орошать свои пашни их водой, в то время, когда они сами ждут, пребывая в нужде. И мир.

Четверг, 3 ша‘бана 1269 (12 мая 1853) года.

Ф. 16, оп. I, № 42


Комментарии

1. Адресат — один из выдающихся соратников имама Кебедмухаммад, наиб Телегля (совр. Шамильский район). Шамиль говорил Руновскому, Кебедмухаммад пользовался таким же влиянием, как и сам имам (АКАК. 1904, т. XII, А. И. Руновский. Дневник, с. 1450).

По свидетельству русских источников, Кебедмухаммад из Телетля во время всеобщих волнений среди аварцев (1840 г.) был одним из наиболее деятельных проповедников шариата: ”...он самым коварным образом истребил до 40 человек своих родственников, имевших большой вес и влияние на народ” (там же); ”в 1840 г., когда вспыхнуло восстание, он стал единственным человеком в обществах к югу от Аварского Койсу, около которого смогли группироваться горцы” (ВС. т. V, с. 363).

Кебедмухаммад был назначен наибом в 1840 г., вначале над мелкими хуторами общества Телетль (см.: Та'рих, с. 128-129), согласно Гасану Апкадари в 1837 г. (см.: СМОМПК. 1929, вып. 46, с. 138).

Шамиль считал Кебедмухаммада своим лучшим наибом, который с момента учреждения мудирств в 1845 г. управлял сразу семью наибствами. По словам Шамиля, взяточничества, распространенного в других наибствах, у него не существовало швее.

Среди горцев он пользовался большой популярностью как ученый, отважный воин и справедливый начальник.

В 1856 г. Шамилю стало известно, что Кебедмухаммад имел тайные сношения с русскими через Асланхана Газикумухского. За измену или явное намерение совершить ее Низам предусматривал смертную казнь. Кебедмухаммад же был лишь переведен в Дишны Ведено (в лагерь Шамиля в Чечне) под личное наблюдение имама и прощен ”за ученость, возраст и заслуги”. Он жил в лагере Шамиля, пока русские не овладели им. Затем Шамиль оставил его в Игали для участия в качестве мухтасиба на строительстве укреплений, рассчитанного на то, чтобы ввести русских в заблуждение. С началом отступления Шамиля к Гунибу Кебедмухаммад вернулся в Телетль, где одним из первых сдался в плен (см.: Сказание, с. 167), задержав у себя и тестя Шамиля идейного главу мюридизма Джамалуддина из Газикумуха.

Абдурахман обвинил Кебедмухаммада в ограблении казны имама (см.: Тазкират, л. 287 а).

По окончании войны Кебедмухаммад поступил на службу к русским и получил чин прапорщика милиции. Затем отправился в хадж и больше в Дагестан не вернулся. Умер в Турции.

2. Хиндал — авар. — жители селения Хиндах (ныне в Гунибском районе).

Письмо свидетельствует о том, что переселенцы, жившие в окрестностях Хиндаха, создавали для местных жителей дополнительные трудности в решении хозяйственных нужд. Шамиль принимает сторону местных жителей.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.