|
№ 27 ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ ХАДЖИ ИЗ ОРОТЫ (30 августа 1852 г.) Размер: 8,5 х 8 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849-50] г. *** Перевод Во имя Аллаха милостивого, милосердного. От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Хаджи из Ороты 1 — мир вам. А затем. Когда к нам пришло письмо братьев наших Халида 2, Галбаца и Курамухаммада 3 с просьбой разрешить ему (Халиду) перебраться в твою тюрьму, ибо он заинтересован в этом, мы удовлетворили их просьбу и ответили им согласием. Тебе приказываем дать там место (Букв.: «дать отдохнуть») ему и двум его товарищам — каратинцам и охранять их днем и ночью. И мир. Понедельник, 14 зу-л-ка’да 1268 (30 августа 1852) года. Ф. 16, оп. 1, № 1938 Комментарии 1. Хаджи из Ороты, (авар. Гиорота ныне в Хунзахском районе) — б русских источниках исследуемого периода — казначей Шамиля под именем Хаджийав из Ороты (варианты его имени в тех же источниках: Аджиев, Хаджио, Хадзио и т. д.). В форме имени Хаджийав отразилось аварское произношение имени Хаджи. По сообщению Абдурахмана, ”казначей Хаджийав из Ороты не покидал специальную комнату имама ни днем, ни ночью, особенно, когда люди подавали жалобы и он разбирал их. Он же брил головы имаму и его малолетним детям. Загидат и Шоанат от казначея Хаджийава закрывались покрывалом, хотя его жена Тыла молочной матерью для детей имама, как того и хотел Шамиль согласно шариату... ” (см.: Тазкират, л. 260 а, б). В письме (см., РФ. 16, оп. 2 № 585) он назван наибом, но не указано общество, которое было ему подвластно. С 1847 г. он действовал в качестве мудира в Шобуте (Шобут — дагестанское название чеченского общества Шотой; чеченское же название — Шуйта. Аварцы называли его Шобут, Шобутиб — ныне Шотоевский район Республики Чечня). С 1857 г. и до конца войны Абдурахман упоминает его как казначея Шамиля: ”казначей имама Хаджийав ал-Ораты оставался в окрестностях Цуриба со всей казной: книгами, оружием и другими громоздкими вещами. Имам сказал мюридам: ’’Нам нужно в эту ночь добраться до горы Гуниб, не ожидая доставки оставленных вещей. Если мы благополучно вырвемся из земли бунтарей с нашими детьми и женщинами, остальное не важно” Когда мы приблизились к подножию горы Гуниб, уже стемнело. В темноте, ночью, над селением Ругуджа нас встретили пять ругуджинцев. Имам подумал, что это разбойники, но те сообщили, что в дороге нас не ожидает опасность, можем отправляться дальше. Уже после мы услышали, что эти люди направлялись к казначею Хаджийаву из Ороты, который оставался на карахской дороге, и ограбили его, соединившись с каратинцами и ругуджинцами. Затем Кебедмухаммад из Телетля отправил всем, кто грабил казначея имама, письма, в которых говорилось, что наместник подарил ему все, что принадлежало Шамилю. ”Кто из вас захватил что-нибудь из его (Шамиля. — X. О.) вещей — пусть привезет мне. Пусть каждый знает, что если он утаит что-нибудь из имущества Шамиля и не возвратит мне, тому прощения не будет” Одни люди возвратили то, что награбили, другие утаили. В Гуниб доставили несколько мешочков, полных серебра, некоторые мюриды привезли похищенные ценности самому Шамилю... ” (см.: Тазкират, л. 286 а, б, 287 а). Сведения Мухаммадтахира об обстоятельствах ограбления казны имама Шамиля существенно отличаются от приведенных здесь сведений Абдурахмана (см., Хроника, II, с. 72). 2. Халид упоминается в качестве наиба во время похода на Кабарду (см., Хроника, II, с. 36) и в письмах (ф. 16, оп. 2, № 82, 360) в качестве наиба каратинских селений, где он просит у старшины селения Инхо (Гумбетовский район) мулов для доставки винограда русским пленным Шамиля в Дишны Ведено. 3. Курамухаммад упомянут в недатированном письме (см.: ф. 16, оп. 2 № 1291) в качестве наиба Унцукуля (ныне райцентр Унцукульского района). В письме наиба Халида Галбацу (см., ф. 6, 7882, № 9) сообщено, что Курамухаммада можно выкупить из плена за 300 куруш. |