Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 21

ПИСЬМО ШАМИЛЯ РАМАДАНУ

(6 октября 1850 г.)

Размер: 10,2 х 6,7 см. На обороте текста печатьвписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849-50] г.

***

Перевод

От повелителя правоверных Шамиля его брату Рамадану 1 — мир вам. А затем. К нам прибыл податель [сего] с женой своего покойного дяди, рассказывал нам нечто странное и жаловался на твоего человека [по имени] [67] Амирав. Мы повелеваем тебе выслушать его слова от начала до конца, разобраться в сути дела и посмотреть на нее (женщину), подходит ли она для замужества или нет. Что касается нас, то мы, когда разглядели ее, то нашли, что она стара: один бок у нее отсох, сгорблена спина и она уже в преклонном возрасте. Обязать ее [выйти замуж], когда она такая, — значит подвергать ее насмешкам детей. Помешай тому, кто принуждает ее к этому, и не проявляй оплошности в подобных делах, ибо обязанность правителей устраивать дела подданых согласно Низаму, а не по произволу. И мир.

Воскресенье, 29 зу-л-ка’да 1266 (6 октября 1850) года.

Ф. 6, оп. I, № 7882


Комментарии

1. Рамадан (в русских источниках — Лабазан Андийский), наиб андийцев (см. о нем: КС. 1879, т. III, с. 470, 477, 487; 1879, т. IV, с. 339; 1880, т. V, с. 61-62; 1890, т. XIV, с. 313 и др.). В воспоминаниях Абдурахмана он также назван Лабазаном (Тазкират, л. 37 б).

Именно он сообщил Шамилю о намерениях Байсулава (см., коммент. 1 к № 2).

В ”Хронике” во время ”сухарной экспедиции” Воронцова сообщается, что ”имам еще ранее взял с наиба Анди Рамадана и его мюридов клятву в том, что они выполнят любое его приказание или запрещение. Сейчас он приказал им сжечь их селения, начав прежде всего со своих собственных жилищ... ” (Хроника, II, с. 23).

Осенью 1858 г., ’’когда начались бедствия и испытания для Шамиля и его единомышленников, пришли русские в селение Буцра (Хунзахский район), предпринятые Шамилем попытки укрыться в вилайате сурового Рамадана не удались, и его (Рамадана) вилайат был уже занят русскими” (Хроника, II, с. 69).

По характеристике Абдурахмана ”он был смелым, умным, красноречивым, справедливым, правосудным, авторитетным в своем вилайате. Количество казненных в вилайате Анди за время его наибства достигло ста. Ни один не был казнен без вины. Он казнил за шпионаж среди своих в пользу русских, за воровство, прелюбодеяние или другое преступление. Если бы он не был дерзким человеком с жестоким сердцем, то было бы больше порочности в его вилайате, так как наши мужчины из Анди не справедливы по своей природе, не правосудны и боятся из своих представителей власти только тех, кто твердо берется за них. Кроме того, в них много притворства и распутства. Однако они всегда храбры. Каждый раз, сражаясь с русскими, они возвращались домой, оставив [на поле боя] несколько своих воинов.

За справедливость, смелость и честность в делах любил Шамиль этого Лабазана” (Тазкират, л. 38 а).

В 1859 г. после покорения Анди, Рамадан, очевидно, сдался русским.

В последующие годы он упоминается в качестве наиба в Анди от царской администрации при военно-народном управлении Дагестана.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.