|
№ 5 ПИСЬМО ШАМИЛЯ АБДУЛГАНИ (20 мая 1846 г.) Размер: 10,5 х 6,5 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1261 [1845] г. *** Перевод Во имя Аллаха милостивого, милосердного. От имама Шамиля его брату Абдулгани 1 — мир вам многократный. А затем. Прикажи кванхидатлинцам 2, разрушившим постройки 3 подателя [сего] Хаджисалихилава в Кванхидатле, отстроить их в прежнем виде, без задержки и отлагательства. И мир. 23 джумада ал-ула 1262 (20 мая 1846) года. Ф. 16, оп. 1,№ 13 Комментарии 1. Об Абдулгани см.: коммент. к № 75. 2. Кванхидатлинцы — жители селения Кванхидатль (совр. Гумбетовский район). В АКАК (1885, т. IX, с. 312) говорится, что в 1838 г. ’’Шамиль, проходя через общество Кванхидатль, убил тамошних кади”). К 1842 г. селение Кванхидатль уже признало власть Шамиля, и с того времени Шамиль, по его собственным словам ”освободил жителей селения от военной повинности, считая их неспособными к военному делу, и обязал их доставлять ему ежегодно 150 мерок соли” (АКАК. 1904 т. XII, с. 1398). В ”Своде наблюдений в горном отношении”, составленном инженером штабс-капитаном Тилеви (АКАК. 1904 т. XII, с. 142) сообщается, что около селения Кванхидатль, в семи верстах ниже Преображенского мостового укрепления, в Андийское Койсу впадает большое количество ключей, содержащих поваренную соль и сернистый водород. Из их воды местные жители вываривают соль, которая идет потом в продажу. Шамиль, характеризуя жителей Кванхидатля как совершенно неспособных к военному делу, говорил, что они с незапамятных времен занимаются добыванием соли, что и составляет для них единственное средство к существованию. 3. Постройки — здесь, очевидно большие деревянные емкости для отстоя воды из соленых ключей. |