|
№ 3 ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ МУХАММАДУ ИЗ СОГРАТЛЯ (11 марта 1846 г.) Размер: 8,2 х 5 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1261 [1845] г. *** Перевод (Ср.: Дв. г., с. 502) От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Мухаммаду из Согратля 1 — мир [вам] постоянный. А затем. Надели этих двух подателей [сего] Маллача и Ахмада 20 кайлами 2 из [зерна], имеющегося у вас продовольствия, так как они оба нуждаются в нем, а на нас — обязанность заботиться о них. И мир. 12 раби‘ ал-аввал 1262 (11 марта 1846) года. Ф. 16, оп. I, № 1922 Комментарии 1. Мухаммад из Согратля — наиб Согратля и окружающих селений с 1842 г. ” Имам время от времени говорил: ’’Попадет еще шея этого кадия (Андалалского кади Мухаммада из Согратля. — X. О.) под наш топор”, но тогда Шамиль сказал ему: ”Эй, кадий! Ты знаешь такой аят из Корана: ”Спросит тогда человек — где мое убежище?”. После этого, однако, Шамиль назначил кадия наибом над согратлинцами и их вассалами (табии н) (см.: Хроника, I, с. 105). Он являлся верховным кади всего общества Андалал с 1832 г. (АКАК. 1881, т. VIII, с. 580). Описывая селения, входившие в состав государства Шамиля, о Согратле Абдурахман пишет: с древних времен селение славится видными алимами, богобоязненными и храбрыми людьми, кузнецами и златокузнецами, прекрасными наездниками и меткими стрелками, могилами шейхов и красивыми женщинами. В этом селении изготавливают андийские бурки и продают их в Тифлисе, Нухе, Ширване, Гянже и Дербенте” (см.: Тазкират, 2456). Андалалское общество, управляемое кади, ”славилось как одно из промышленных обществ нагорного Дагестана”(см.: ВС, вып. 2, с. 42) и вело торговлю со всеми соседними обществами, а с момента подчинения его Шамилю и назначения в Анд ал ал наиба деятельность общества оказалось стесненной правилами, установленными имамом. В это время царское командование ”за участие [согратлинцев] в скупищах кади-муллы приказывает соседним обществам прервать с согратлинцами торговые сношения до изъявления с их стороны полной покорности” (АКАК. 1881, т. VIII, с. 580). Кади Мухаммад вынужден был маневрировать, не желая ущемлять интересы своего общества и в то же время опасаясь навлечь на себя гнев имама. О его лояльности к русским было известно Шамилю и его ближайшим сподвижникам, поэтому кади Мухаммад не пользовался особым доверием в имамате. В 1844 г. кади Мухаммад участвовал в походе Шамиля на А кушу в качестве согратлинского наиба и оказал содействие Даниял-султану из Елису (о нем подробнее см.: коммент. 1 к № 9; о переходе к Шамилю см.: ССКГ 1873, вып. VII, с. 28, КС. 1882, т. VI, с. 175, а также РФ ИИАЭ Ф. 16, оп. 1 на араб. яз.). В середине сентября 1847 г. во время осады селения Салты царскими войсками кади Мухаммад в числе других наибов без приказа Шамиля ночью покинул обороняемое укрепление и, по словам автора ”Сказания” ” с большой потерей едва пробился сквозь ряды русских” (см.: Сказание, с. 45, КС. 1882, т. VI, с. 665; АКАК. 1885, т. X, с. 454-468). Тогда кади Мухаммад был смещен Шамилем с должности наиба Согратля и на его место назначен Нурмухаммад из Согратля (см.: № 14). Это произошло, по-видимому, на собрании должностных лиц осенью 1847 г. 2. Кайл (араб.; общедагестанское название — кьали) — мера веса, равная приблизительно 14 кг. У заведующего шариатской казны (байтулмал) при наибе хранили зерно, поступившее в качестве налога (заката) от населения (см.. Хашаев. Общественный строй, с. 52). |