Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 20

ПИСЬМО ШАМИЛЯ ИНКОВХАДЖИ, НУРМУХАММАДУ ИЗ СОГРАТЛЯ И БУКМУХАММАДУ

(4 сентября 1850 г.)

Размер: 9,9 x 8 см. На обороте текста печать вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849-50] г.

***

Перевод

От повелителя правоверных Шамиля его братьям, Инковхаджи, Нурмухаммаду из Согратля и Букмухаммаду 1 — мир вам.

А затем. Пусть купля и продажа с вашей стороны с лицемерами не происходит нигде, кроме как в селении Согратль! Если они боятся приходить, не беда, если ваши люди с вашего разрешения направятся в место, расположенное на середине пути между вами и ими, чтобы доставить ткани [в Согратль] на продажу. И мы повелеваем вам изымать у тех, кто направляется в другое место, кроме [Согратля] то, что имеется у них для продажи, невзирая на их слова 2. И мир.

Среда, 26 шаввала 1266 (4 сентября 1850) года.

Ф. 16, оп. 1, № 818


Комментарии

1. Букмухаммад — мухаджир из Газикумуха, наиб Мукратля (см.: коммент. 2 к № 56) и Рисьора (см. там же: коммент. 3) и лакских беженцев, живших там (совр. Чародинский район). Абдурахман сообщает, что его постоянным местом жительства в имамате было поселение лакских переселенцев в вышеуказанном Карахском обществе, Рисьор (Тазкират, л. 26 б).

В 1851 г. на совещании военной администрации имама в Хунзахе Букмухаммаду было поручено возглавить поход на Хайдако-Табасаран, отряда мюридов из переселенцев Газикумухского округа и селения Ахты (ныне райцентр Ахтынского района). Осенью 1851 г. Букмухаммаду удалось закрепиться в Хайдаке в селении Шиляги. Спустя 20 дней после прибытия мюридов в Хайдак, произошло сражение с царским отрядом, выступившим из Дербента. В результате неравного боя мюриды были рассеяны, а сам Букмухаммад, получив две раны, оказался в плену и был увезен в Дербент, где вскоре скончался (Хроника, II, с. 59; Тазкират, л. 57 б; см. также: коммент. 1 к № 16).

2. В имамате торговля, как известно, была крайне стеснена условиями изоляции и особенно блокады, которым подверглись горцы со стороны российских властей. Шамиль разрешал ”лицемерам” (мусульманам, жившим под покровительством России) приходить в Согратль и торговать, однако своим подданным запрещал покидать пределы имамата: с одной стороны, торговцев задерживали, чтобы обменять их на пленных, а с другой — многие горцы надолго оставляли родные места, чтобы избавиться от непременного соблюдения обязанностей, регламентировавших их жизнь в имамате.

В РФ (Ф. 16, оп. 1, № 16) имеется рукописная копия письма Шамиля от 19 апреля 1852 г. к согратлинцам, где он пишет, что селение Согратль — наиболее выгодное место для осуществления торговых сделок (”и село ваше подобно месту соединения двух морей”), подчеркивается, что Совет решил не препятствовать торговле купцов, приезжающих из немирных обществ.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.