Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 2

ПИСЬМО ШАМИЛЯ ПРАВИТЕЛЮ АНДИЙЦЕВ ГАЛБАЦУ

(1838-40 г.г.)

Размер: 10,4 х 4,2 см. На обороте текста печать прямоугольник с именем Шамиля и датой 1252 [1836-37] г.

***

Перевод

От писца, нуждающегося [в помощи Аллаха], Шамиля его сердечному другу и радости его — Галбацу 1, правителю (хаким) андийцев, — и вам и милость [Аллаха].

А затем. Помоги этому несчастному, обиженному, и тому явному притеснителю в соответствии со сказанным им (пророком), да благословит его Аллах Всевышний и да приветствует: ”Помоги брату своему обижающему и обиженному”, ведь тебе известно толкование [его слов]. И мир.

1255 (17 марта 1839 — 4 марта 1840) года.

Ф. 6, оп. I, № 7882


Комментарии

1. Галбац (авар., букв, ”лев”) — в оригиналах 15 писем, адресованных ему (см., № 2, 4, 6-8, 10,17, 18, 83-86,90, 99, из которых № 2, 80, 83 и 86 — автографы Шамиля), адресат обозначен как Галбац, Галбаз, Галбаз-дибир (Дибир, перс, дибир — секретарь, письмоводитель; у аварцев — главное духовное лицо (см.: Хашаев, Общественный строй, с. 257-258)), Галбац-кади (Кади — главное духовное лицо общины в крупных селениях Дагестана (в Табасаране и в обществах Акушинского союза — и светский глава) (см.. Хашаев. Общественный строй, с. 257-258). Кади в имамате, по словам Абдурахмана, это ”лицо, призванное решать спорные вопросы согласно предписаниям мусульманских законов справедливо и неподкупно. Без разрешения имама или наиба никто не имеет права быть назначенным кади. Когда наиб или муфтий намеревается назначить кого-нибудь кади, пишет сначала жителям селения, в который собирается назначить кади, письмо следующего содержания: ”Мы назначаем к вам такого-то алима согласно предписаниям шариата. Вы обязаны подчиняться ему и уважать его, до тех пор пока он будет соблюдать истину и справедливость. Кто ему оказывает послушание, тот и нам подчиняется, а следовательно, и великому Аллаху и его посланнику. Кто будет противиться ему, тот будет против всех. Если же кади будет действовать вопреки шариату, то вы не обязаны его слушать... ”

Кади отправлялся в назначенное селение и первым делом шел в мечеть и выстаивал там особую молитву, затем он рассматривал дела арестованных, если они существовали, и справедливо разбирал их; освобождал, если кто-либо несправедливо арестован, и осуждал виновного. Затем разбирал вакуфные дела, завещания и т. д., вникая в каждое дело, намечал конкретные мероприятия по разрешению этих дел справедливо, проверял действия судебных исполнителей селения, распорядок установленный в мечети, правила поведения учащихся при мечети (муталимов), занимался преподавательской работой... Обычно кади жил в мечети селения” (см.: Тазкират, л. 80 б)), где дибир и кади — профессиональные прозвания.

Он один из выдающихся сподвижников Шамиля (по Абдурахману, ”здравомыслящий, решительный, усердно защищающий шариат и устанавливающий его устои серьезно и основательно” (см.: Тазкират, л. 426).

Первое упоминание о нем в источниках относится ко времени избрания Шамиля имамом в 1834 г. в мечети селения Чирката после убийства Хамзата старшинами и знатью горских обществ, лежащих к западу от Хунзаха (см.: Та‘рих, с. 113).

Галбац 14 мая 1840 увел своих людей с позиций у селения Чиркей, в результате чего Шамилю не удалось сдержать продвижение русских войск к Чиркею. Имам сам увидел, как ушли андийцы.

Ему сообщили, что их увели их старшина Байсулав и наиб Галбац... ”Имам разгневался на них до такой степени сильно, что вознамерился было убить тех двоих там же... Байсулав после того обошел андийцев и имел с ними такую беседу, такого примерно содержания: ”Мы попросим у Шамиля заново назначить правителем над нами Галбаца. Если же Шамиль откажет, то мы назначим его самовольно”. Вот с такими намерениями Байсулав направился к Шамилю.

Лабазан (Рамадан) Андийский и еще кое-кто, думающий так же, сообщили Шамилю, что намерения и разговоры Байсулава такие-то и такие-то. Поэтому, когда Байсулав прибыл, его убили... после чего он назначил правителем над андийцами Газийава из Анди... ” (см.: Хроника, I, с. 100-101).

В русских документах сообщается также, что в первой половине 1841 г. ”Шамиль (Х. О.) казнил Бий-Сулеймана, сильного богатого андийца и, кроме того, наложил штраф на главного кади за тайное расположение андийцев к русским, после чего названного кади выслал в Карату” (см., Дв. г., с. 312- 313). Затем ’’Шамиль поставил над вилайатом ккалалал (в авар. кикиалалал; общество каратинцев занимало часть территории нынешного Ахвахского района) храброго бойца алима Галбац-дибира из Караты (см.. Та‘рих, с. 127). Дата назначения в источнике не указана. В документах царской администрации сообщается, что Галбац назначен наибом Караты в начале 1843 г. (см., Дв. г., с. 381).

В марте 1844 г. по предложению Шамиля 8 наибов с ополченцами (до 8 тыс. человек) приступили к разрушению селения Хунзах (см.: Дв. г., с. 460). Очевидно, в числе этих наибов был и Галбац. Он получил от имама письмо следующего содержания: ”Высели из Хунзаха 150 дворов сторонников нечестивых в места, где есть наибы.... А затем. Галбац, я разрешаю тебе взять два орудия в твой вилайат. И все” (Ф. 16, оп. 1, № 153, копия, оригинал не обнаружен; перевод см.. Дв. г., с. 483) (Опубликованном переводе (Дв.г., с. 483) он назван мюридом ошибочно, должно быть: мудир).

В ”Хронике” он упоминается еще и как ”удрученный отставкой от наибства и убийством сына из-за одного дела” (см.. Хроника, II, с. 73). В сообщении Хаджимурада (см., коммент. 1 к № 97) царской администрации в августе 1851 г. о положении в государстве Шамиля Галбац характеризуется как уволенный с наибства и пользующийся большим влиянием, опасный и сильный противник Шамиля (АКАК. 1885, т. X, с. 520-529). Галбац как мюрид и признанный алим-правовед, по-видимому, был оставлен мухтасибом (о мухтасибе в имамате см.: коммент. 1 № 11) в Карате, о чем свидетельствует его увольнение с этой последней в его жизни должности в имамате (см.: № 99). Галбац остался верен Шамилю и был в Гунибе среди приближенных и разделивших с ним позор пленения. После образования Аварского округа (см.: Хашаев. Общественный строй, с. 68) при царской администрации Галбац выполнял должность председателя народного суда в Карате и заслужил хорошее расположение начальника Аварского округа князя Чавчавадзе (см.. Письмо Чавчавадзе к Галбацу от 4 марта 1863 г., ф. 6, оп. 1 № 7882).

Галбац умер в Стамбуле в 1863 г., совершая хадж (см.: Письмо Галбаца к его семье от 26 джумада ал-ахира [1280 г.]/6 декабря 1863 г.).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.