Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 16 1

ПИСЬМО КАДИ, АЛИМАМ, СТАРШИНАМ, ЗНАТИ И ПРОСТОМУ ЛЮДУ, ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ХАЙДАКА И ТАБАСАРАНА

(2 июня 1850 г.)

Размер: 32 х 18 см. На обороте вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1261 [1845] г. [55]

***

Перевод

Во имя Аллаха милостивого, милосердного.

Хвала Аллаху, который предпочел муджахидов уклоняющимся [от войны за веру], да будет благословение и мир Аллаха над Мухаммедом — господином первых и последних, над его родом и сподвижниками, которые упорно сражались в священной войне с неверующими и лицемерами.

От повелителя правоверных Шамиля кади, алимам, старшинам, знати и простому люду, ко всем жителям вилайатов Хайдака и Табасарана, [56] особенно молодежи, упорно сражающейся с врагами ради возвышения заповедей Аллаха — мир Аллаха над вами, да будет Он с вами, вознаградит за ваше старание, и да постигнет вас успех и обойдет вас беда.

А затем. Наше желание, во-первых, чтобы вы пребывали под покровительством Аллаха Всевышнего. Затем, знайте же, братья, поскольку слухи о ваших [похвальных] качествах и благих делах не перестают доходить до меня, разрастаясь день ото дня, мы, еще и не услышав от вас того, что подтвердило бы услышанное, — а вы давно просите помощи у нас в войне с врагами Аллаха, и ваши гонцы с посланиями тайно и явно топчутся у нашего порога, — поверили вам. И поняв, что вы искренни в дружбе и братстве с нами и теперь ожидаете выхода к вам наших людей, зная, что вы являетесь муджахидами, с давних пор известными в пределах Дагестана своим мужеством, рвением и доблестью, мы послали к вам нашего надежного брата, пользующегося уважением и известного у нас и в ваших краях, достойного алима и доблестного воина Абакархаджи 2, сына алима [из числа] известных среди [многих], Мухаммада, кади Акуши 3, нашим наибом над всеми жителями ваших вилайатов, свободным в выборе своих действий там, поскольку он — самый достойный сын своего времени, так как в нем сочетаются ученость, непримиримость к врагам, предусмотрительность, [о нем идет заслуженная] слава. Так слушайте же его и повинуйтесь его приказу и его запрету. Не будьте ослушниками, ибо кто повинуется ему, тот повинуется мне, а кто ослушается его, тот ослушается меня. Упорствуйте в борьбе и схватках с врагами Аллаха более, чем вы делали это доселе. Проявляйте усердие в одобряемом и сторонитесь порицаемого, ибо заслуги в священной войне неисчислимы. Аллах Всевышний сказал: «Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: ”Мертвые!” Нет, живые! Но не чувствуйте» (Коран: II, 149). Айаты Корана и хадисы об этом вам известны, и нет надобности говорить долго. Всевышний сказал: «Поможет Аллах тому, кому Он поможет» (Коран: XXII, 41).

Айат. И мир.

Составлено в субботу 21 раджаба 1266 (2 июня 1850) года.

Из частной библиотеки жителя пос. Дагестанские Огни Абдуллаева Хасбулата.


Комментарии

1. Первый поход в Хайдак и Табасаран с целью привлечения этих обществ на сторону мюридов был совершен по приказу Шамиля в апреле-мае 1844 г. отрядами добровольцев Цудахара, Акуши, Киша и других даргинских селений под началом Мухаммада из Гуйми (см. о нем коммент. 3 к № 78). Участвовал в нем и Абакархаджи, сын кади Акуши, во главе акушинских войск (см., Хроника, II, с. 15).

О попытке Умара из Салты в мае 1851 г. повторить поход на Хайдако-Табасаран (см.: коммент. 1 к № 12.).

Второй поход совершил Хаджимурад, выступив из Аварии 2 июля 1851 г. с отрядом отборных конников, он дошел до Табасарана, однако 17 июля после тяжелых сражений с русскими был вынужден отступить.

Третий поход, относится также к 1851 г.: ”Так как поток писем и посланцев из Хайдака и Табасарана не прекращался, а их жители уцепились за подол устаза Джемаль ад-Дина и последний, в свою очередь, неотступно  приставал к имаму, то имам ответил Джемаль ад-Дину, сказав: ”Истинно, этот поход твой. И то, что будет результатом его, — твое детище, будь то мальчик или девочка”. И он послал мухаджира, храбреца Бук Мухаммада эл-Гумуки” (см.: Хроника, II, с. 59; см. также: коммент. 1 к № 20).

Публикуемое письмо свидетельствует о том, что 2 июня 1850 г. (за год до второго похода) Шамиль посылал Абакархаджи также, как и других наибов ”... для того, чтобы они поселились там в каком-нибудь укрепленном месте, построили там неприступную крепость и установили бы свое управление среди жителей тех вилайатов, а также, чтобы они согласились на борьбу с врагами и подчинялись имаму” (см.: Хроника, II, с. 57). Историки Шамиля не упоминают этот поход, потому что он, скорее всего, не состоялся.

2. Абакархаджи, сын кади Акуши Мухаммада, убил даргинского пристава майора Оленича, вследствие чего вынужден был бежать к Шамилю (КС. 1889, т. XIII, с. 167). Пользовался уважением среди приближенных имама. Через своих многочисленных приверженцев из Акушинского общества Абакархаджи осуществлял связь с хайдакскими и уркарахскими даргинцами (Дв. г., с. 628, 640). Его авторитет признавали и аварские общества. Имам назначил Абакархаджи наибом укреплений Чалда и Ипута, селений Гоцатль, Могох, Гергебиль и Кикуни.

3. Кади Акуши, Мухаммад, до начала 40-х годов XIX в. был на службе у России и получил офицерский чин. В 1847 г. в известном письме к Шамилю назвал его ”заблудшим мусульманином-суннитом” (см.: Дв. г., с. 561-563). В последствии кади Акуши Мухаммад был сослан русскими ”за измену” в Сибирь и умер по пути к месту ссылки (см.: АКАК. 1885, т. Х, с. 520-521; КС. 1897, т. XVIII, с. 186).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.