|
№ 14 1 ПИСЬМО ШАМИЛЯ НУРМУХАММАДУ, ХУДАНАТИЛМУХАММАДУ, ХАКИ, НУРМУХАММАДУ ИЗ КАРАХА, МУХАММАДУ ИЗ КУДАЛИ И ИНКОВХАДЖИ (22 апреля 1850 г.) Размер: 13,9 х 6,9 см. На обороте текста печать — вписанная 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1261 [1845] г. *** Перевод (Ср.: Дв. г., с. 593) От повелителя правоверных Шамиля его возлюбленным братьям Нурмухаммаду 2, Худанатилмухаммаду 3, Хаки 4, Нурмухаммаду из Караха 5, Мухаммаду из Кудали 6 и Инковхаджи 7 – мир вам. [51] А затем. Я назначил нашего благородного брата Газимухаммада 8 главным (амирам) над вами [в работах] по сооружению крепости Чох 9. Повинуйтесь ему и следуйте его приказанию и запрещению, отправляясь к нему, когда он вас позовет и посылая к нему ваших людей, когда он того будет требовать от вас, пока не завершится то строительство. Остерегайтесь ослушаться его, даже если выполнить его повеление будет труднее трудного. И мир. Составлено в понедельник, 9 джумада ал-ахира 1266 (22 апреля 1850) года. Ф. 16, оп. I, № 41 Комментарии 1. Крепостные сооружения селения Чох (совр. Гунибский район) были разрушены в 1849 г. во время обстрела артиллерией русских под командованием ген. Аргутинского, но Чох не был сдан (см.: АКАК. 1885, т. X, с. 326). Более подробные сведения о битве за укрепления в Чохе (см.: Хроника, II, с. 51): «... имам собрал всех наибов, включая и наиба крепости. Он делал им выговоры и ободрял их... Затем он поклялся наибам: ”Поистине я не оставлю желтой чалмы на ваших головах, если вы надумаете отступить, оставив эту крепость в руках этого проклятого”». Восстановление крепостных сооружений Шамиль считал важнейшим делом горцев (см.: № 56). 2. Нурмухаммад из Согратля, известный по прозвищу Хурш, (см., Тазкират, л. 56 б) был назначен наибом после смещения Абдуллаха (см., коммент. 3 № 12). Он ”управлял своим народом, справедливо, верно и решительно, стремясь искоренить порочность среди подданных и вести их дела, как велит ему Шамиль” (Тазкират, л. 56 б). О нем имеются сведения в военных сводках 1851 и 1853 гг., относящиеся ко времени вторжения мюридов в Куркли и Ури (оба селения в совр. Лакском районе), где упомянут как ”согратлинский Хурш ” (см., АКАК. 1885, т. X, с. 551). 3. Худанатилмухаммад (букв. ”Мухаммад, сын Худаната”) родом из Гоцатля (совр. Хунзахский район), известен в истории движения горцев с 1834 г. как ближайший сподвижник Шамиля (см.: КС. 1899, XX, с. 254, 256). С ним Худанатилмухаммад бежал в Шобут (см.. Хроника, I, с. 88), в 1840 г. был назначен наибом аварских переселенцев в Чечню, позже упоминается наибом гидатлинских селений (см.. КС. 1886, т. X, с. 330). ”Шамиль из селения (Гуниб. — X. О.) выехал в сопровождении пеших мюридов. Все войска (русские. — X. О.), которые находились вокруг селения, закричали: Ура! Шамиль испугался возвратился в селение, думая, что его обманут и убьют. Но один из числа мюридов Мухаммад-худанат Оглы Гоцатлинский сказал Шамилю: ”Если ты побежишь, то этим не спасешься, лучше я убью сейчас Лазарева и начнем газават" (см., Сказание, с. 65). 4. В ”Движении горцев” (с. 593) адресат назван Хакой, однако, судя по предлагаемому в оригинале чтению (см.: № 14), правильное произношение этого имени — Хаки. В источниках не удалось обнаружить каких-либо сведений о нем как о наибе. 5. См., коммент. 1 к № 12. 6. Мухаммад из Кудали упоминается в источниках лишь в описании событий на Гунибе: ”Начальник дозорных Амирасулмухаммад (Мухаммад сын Амира. — X. О.) из Кудали был там убит, его товарищи попали в плен” (Тазкират, л. 289 б). 7. Инковхаджи (авар., букв. ”Глухой Хаджи”, в арабском тексте — Хаджи ал-Асамм — калька, прозвище Хаджимухаммада). Имя упоминается в письмах и в ”Тазкирате” Абдурахмана (л. 56 а). В русских источниках он фигурирует как: Инков Хаджимухаммад, Инков, Энко, Юнков-Гаджи, Инко-Хаджи (см.: ССКГ. 1872, вып. VI; КС. 1882, т. VI, с. 254-255). В ”Хронике” — Хаджи ал-Асамм (см.: Хроника, II, с. 21). Он хорошо известен по источникам и литературе о Шамиле, соратник имама Шамиля. Чаще всего упоминается как наиб селения Чох. Инковхаджи был родом из Чоха, но из-за враждебного отношения большинства жителей этого селения к движению Шамиля, вынужден был жить в селении Гуниб. А. Ржевский, автор мемуаров о событиях 1845 г., так описывает назначение Инковхаджи наибом в Чох: ”Жители этого селения поддерживали явные отношения с мюридами и вообще с некоторыми горцами, но в то же время вполне признавали русскую власть; вследствие этого они и не согласились принять к себе в наибы присланного к ним Шамилем абрека Инко-Хаджи. Свой отказ они отправили к Шамилю с депутацией, причем в виде оправдания заявили, что они и без его наиба соблюдают правила шариата. Депутаты вернулись в Чох и привезли ответ Шамиля, который объявил им, что пришлет свое доверенное лицо, и если доверенный найдет, что чохцы действительно исполняют правила шариата, то обещал оставить их по-прежнему без наиба. Несмотря на свое обещание проверить преданность чохцев правилам шариата, Шамиль все-таки послал к ним наиба Инко-Хаджи” (КС. 1882, т. VI, с. 254-255). Но после назначения наиба большинство чохцев не собирались покоряться Шамилю: ‘Тогда жители Чоха сделали вид, что согласны на мир, а сами послали гонцов с просьбой о помощи к Агпархану”, хану Газикумухскому (см.: Хроника, II, с. 21). В донесениях русского командования Инков-Хаджи в качестве чохского наиба упоминается многократно в сражениях против отрядов ген. Аргутинского и др. (см.: КС. 1890, т. XIV, с. 500 — январь 1846 г.; КС. 1882, VI, с. 497 — октябрь 1847 г.; КС. 1897, т. XVIII, с. 141 — 3 июня 1851 г.; см. также: АКАК. 1885, т. X, с. 392). По сообщению Абдурахмана, ”... он был назначен (наибом. — X. О.) за его храбрость и популярность среди народа” (Тазкират, л. 426). 8. Газимухаммад родом из Телетля, двоюродный брат Кебедмухаммада, некоторое время был наибом и первоначально являлся наибом гидатлинских селений (см., Хроника, II, с. 37). О нем имеются разрозненные упоминания в русских источниках, начиная с 1846 г. (см.. КС. 1890, т. XIV, с. 179, 492; 1895, т. XVI, с. 437,470). В октябре 1853 г. наиб Шамиля селений Арчиб, Шалиб и др., расположенных на окраине имамата (см.: Письмо Шамиля к Газимухаммаду из Телетля: НД. 1972, № 1 (92), с. 27). После пленения имама служил наибом от русской администрации у себя в Телетле. 9. По сообщению Хаджиали из Чоха (см.: Сказание, с. 46), укрепления в Чохе были построены ”искусным строителем Хаджи-Юсуфом Сафаровым” (о нем см.: Хроника, I, с. 144, коммент. Т. Айтберова; Сказание, с. 95). |