Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 11

ПИСЬМО ШАМИЛЯ МУХТАСИБАМ КАРАЛАЛА

(24 ноября 1847 г.)

Размер: 18,2 x 11,4 см. На обороте текста печатьвписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1261 [1845] г.

***

Перевод

(Ср.. Дв. г., с. 558)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного.

От имама Шамиля его возлюбленным братьям мухтасибам 1 Каралала — мир вам, милость и благословение [Аллаха]. Аминь!

А затем. Признав, что этот алим Мухамматилав 2 приносит пользу людям, уединившись в своем доме и взяв на себя обучение ищущих знания, мы повелели ему делать это. Освободите его от исполняемых среди вас обязанностей вместе с его отцом, дряхлым и немощным, ради успокоения и [45] утешения его. Не стройте же по этому поводу [всякого рода] домыслы, ведь Аллах любит делающих добро. И мир.

Среда, 15 зу-л-хиджжа 1263 (24 ноября 1847) года.

Ф. 16, оп. I, № 29


Комментарии

1. Мухтасиб (от араб. ихтасаба — ”учитывать, проверять”) — в средневековых мусульманских государствах надсмотрщик рынка, должностное лицо, следившее за порядком и соблюдением правил торговли на рынках. Постепенно он превратился в надзирателя за соблюдением норм мусульманской морали. В его обязанности входило обнаружение и пресечение случаев прелюбодеяния, пьянства, ростовщичества, нарушений правил поста и г. д. В имамате мухтасиб проверял выполнение предписаний шариата и Низама, контролировал действия должностных лиц (мудиров, наибов, муфтиев, кади, назиров, ма 'зунов, старшин и т. д.) и сообщал необходимые сведения имаму и Дивану (совет при ставке), а также проверял достоверность донесений должностных лиц. По сообщению Абдурахмана, мухтасибы не получали от имама никакого вознаграждения, ” в их действиях не было угодничества перед имамом и они не питали надежды получить от него повышение в должности. В каждом наибстве имелся свой мухтасиб, помогающий выявлять действия, противоречащие положениям шариата. Я лично знал мухтасибов: дервиша, знатока божьего слова Абдурахмана из Караха (см., Хроника, 1, с. 43 и 105), Кебедмухаммада из Телетля и др. Мухтасиб носил чалму, однако и другим не было запрещено ее носить” (см.: Тазкират, л. 94 а).

2. В арабоязычных источниках эпохи Шамиля упоминается алим Мухамматилав из Караха, который ”в числе именитых богословов Дагестана присутствовал на собрании по выработке Низама в 1848 г. ” (см., док. ф. 16, оп. 1, № 38). Мухаммадтахир из Цулды ал-Карахи (1809-1880), говоря в одной из глав своей ”Хроники” о назначении Газимухаммада, сына Шамиля, наибом в Карате (1266 /1850 г.), добавляет:” В эту зиму началось мое житье у имама в Дарго (Дишны Ведено, или Новое Дарго. — X. О.). Тогда Шамиль назвал меня Мухаммадтахиром, а мое имя было Мухамматилав” — (см.: Хроника, II, с. 55).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.