Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЦАРЕВИЧ ВАХТАНГ

ОБОЗРЕНИЕ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ

АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ.

Всеусерднейшее приношение.

ВСЕАВГУСТЕЙШИЙ МОНАРХ,

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ!

Повергая к освященным стопам Вашего Императорского Величества сие слабое произведение слабых, но одушевленных пламенным усердием способностей моих, я чувствую в полной мере сколь жертва сия мала и ничтожна Государю, пред коим благоговеет Европа Им оживотворенная, Им освобожденная и возвращенная в первобытное состояние чести и покоя; Государю возведшему на вышнюю степень щастия и могущества [*] гордящихся Им подданных, из коих в сердце каждого курится бесконечный Фимиам вечной благодарности; наконец Государю, Коему громкий звук оружия и блистательные подвиги премудрости смело ручаются как в душевных восторгах удивления позднейшего потомства и всего человечества так и в неизвестной до ныне самодержавным славе, яко Герою прославившему Бога правды. Но знаю равно и то, что чадолюбивому отцу приятно слышать повествования о детях им призренных, ощастливленных уже его премудрыми попечениями и беспрерывно приглашаемых Им к твердому и непоколебимому благоденствию. Сия то самая мысль произвела во мне дерзость посвятить Обозрение Истории Грузинского Народа [*] благословляемому вселенною великому имени ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. — Высочайшее воззрение на оное будет для меня бесценною наградою.

ВСЕАВГУСТЕЙШИЙ МОНАРХ,

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ!

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.

Верноподданный

Грузинский Царевич Вахтанг.

=================================================================

ОБОЗРЕНИЕ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Летописи Грузинского народа признают родоначальником всех вообще Грузинцев некоего Картлоса, предавшего имя свое обитаемой им стране, ибо Грузия обыкновенно называется на тамошнем языке Картли. Подробное исследование сего мнения здесь было бы не уместа; впрочем вероятно, что Картлос был Правитель, вождь и законодатель Грузинцев, а не родоначальник. Но как бы то [2] нибыло, Картлос принадлежит тому малому числу мужей древности, кои творили, так сказать, целые народы. Хотя он и не именовался Царем, но тем неменее был почитаем и уважаем своими соотечественниками за его благоразумие и добродетели. Грузинцы получили от него истинное понятие о едином Боге, душевным поклонением коему запечатлевали все деяния свои, оказывая притом и ко гробу Картлоса почти равное благоговение, так что обеты, делаемые ими между собою не иначе считались священными, как чрез призывание тени Картлосовой во свидетели. — От сего и у нынешних жителей Грузии сохранился обычай клясться тению умерших родителей и проч. [3]

Грузинцы руководимые мудрыми установлениями Картлоса занимались в недре глубокой тишины обработыванием земли, собиранием плодов их трудолюбия и другими упражнениями сколь приятными столько же и полезными. Они следовали одним только велениям правой совести, и побуждению неразвращенного сердца; были свободны и умели ценишь свободу, почитали друг друга братьями и наблюдали верно священный закон признательности и дружбы равно как и супружеского союза, преобразованного между ими Картлосом. Таким образом они наслаждались в течении нескольких веков благоденствием сопряженным с чистотою нравов и благоразумием; но и они наконец не избегли превратности счастия, и соделались жертвою слабостей толь [4] естественных человеческому роду. И так скоро истинное богопознание сокрылось и идолопоклонство овладело их мыслию. Они начали обожать Солнце, Луну, Звезды, и учинились добычею народов предавших им таковые суеверия. — Горе народу уклоняющемуся от начертанного привидением пути!

По прошествии некоторого времени Александр Македонский, как повествуют, во время Персидского похода прибыл в Грузию, завоевал ее, истребил все иноплеменные народы там поселившиеся, и предписал новым подданным поклонение единому Богу и почтение к Солнцу, Луне и к другим небесным светилам; после того он удалился сам оставив там начальником некоего Азона с малым числом войск. Но сей [5] военачальник скоро презрел предписании своего Государя, соорудил в Грузии два идола называемые Гаций и Гаим и принудил Грузинцев поклоняться им. — Такова судьба народов, коих добродетели подавлены пороками соседов!

В сие время прибыл тайно в Грузию скрывавшийся в Персии Парнаваз потомок Картлоса, и как полагают родственник по матери Дарию Кодоману, и основался с материю и сестрами во Мцхете. Он долго оставался не известным, ибо знаменитость его происхождения обратив на него внимание всех вообще Грузинцев, могла подвергнуть его бедственному гонению со стороны Азона, без особенных благоприятных обстоятельств. Наконец занимаясь однажды звероловлею Парнаваз нашел [6] нечаянно в окрестностях Тифлиса несметное сокровище богатства. Тогда чувствие имущества присоединясь к чувствию знаменитого происхождения, произвело в нем смелую самонадежность, заставляя его мыслить, что Грузия должна принадлежать ему как потомку Картлоса, который сделал власть управлять Государством наследственною в своем роде. Ободренный сею мыслию Парнаваз, удаляется в Мингрелию по близости коея находился Куджи владетель горских народов, открывается ему во всем, соединяется с ним союзом родства выдав за него младшую сестру свою, и таким образом получает от него войска, кои посредством найденных им сокровищ, умножаются со дня на день. Он возвращается с сим войском в Грузию, побеждает [7] Азона и овладев Государством принимает до толе неизвестное там Царское звание.

После столь успешного события своей надежды, Парнаваз занялся единственно улучшением жребия своих подданных, их благоденствием и их славою. Приписуя щастие своего оружие Богам, коим он как язычник поклонялся, он ознаменовал свою к ним признательность сооружением богатых Идолов, и установлением нового порядка священослужения. Он ввел в Грузии Княжеское и дворянское звание на следующем положении.

Князем назывался тот, кто происходя от Картлоса имел в своей собственности какой либо городок с крепостию при немалом числе крестьян и сверх того оказал или [8] оказывал важные услуги отечеству; а дворянину надлежало иметь многолюдное селение с крепостию же. Без сих соединенных выгод ни кто не мог называться Князем или дворянином. — Парнаваз образовал также и воинский распорядок. Он разделил Грузию на четыре военные округа, в коих набираемые не сменные войска, составлявшие в течении целых веков около 70 тысяч человек, равно как и другие земские ополчения, делаемые в чрезвычайных обстоятельствах разделялись на четыре следующие отряда: передовое войско состояло из народов Ахальцихской области, и при отступлении служило арриергардом; правое крыло было составлено из Имеретинцов и Апхазцев, левое, из Кахетинцев, а центр из Картлинцев. Каждый из трех первых отрядов [9] имел особенного военачальника и одно знамя. Центр же был всегда под непосредственным начальством самого Царя имея два знамя. Когда они одерживали победу, то каждый из воинов отсекал у убиенного им неприятеля голову и подносил оную Царю приговаривая: «Бог да не прекратит твоих побед». Он получал за то приличное награждение. Сей обычай существует в Грузии поныне. — Оборонительные оружие их обыкновенно были, панцырь, нагрудник, набедерник и щит; а наступательные, копье, палица, мечь, дротик, кинжал и стрелы. Таковые несменные войска существовали до разделения Грузии на разные Царства, после чего невозможно уже было содержать воинов на жалованье, и они были набираемы по временам и на [10] время, впрочем Цари удержали при себе не сменных телохранителей, как то: у Картлийского Царя были телохранителями Арагвцы, у Кахетинского Кизихцы, а потом Тушцы, а у Имеретинского Рачвельцы.

Как уголовный так и гражданский суд сих времен совершался по средством крови, железа, воды, меча и присяги по введении в Грузии христианского вероисповедания. Кровию называлось наказание определяемое за смертоубийство; когда кто лишал жизни равного себе состоянием и званием, тогда он подвергался сам смертной казни или увечью либо заключаем был на всегда в тюрьму, платя при том определенную денежную пеню ближайшим родственникам убиенного; когда же убитый был званием ниже убийцы, тогда сей [11] последний заплатив пеню удалялся на время из отечества; — Кто обнажал оружие на вышшего, тот лишался правой руки. Кровию называлась также и пеня взыскиваемая с жениха в пользу родителей невесты, когда он без явных законных причин отказывался от нее.

Меч служил способом оправдания обвиняемому в измене отечеству, или в святотатстве. Доносчик и обвиняемый провождали трое суток в молитвах и жертвоприношении или покаянии, потом вооружались как на брань, и выступали верхами на поле, в сопровождении двух безоружных свидетелей или секондантов. Таким образом вступали они в бой; тот из них, кто падал с лошади признаваем был преступником, или клеветником, в следствие чего [12] наказывался смертию, или лишением зрения, руки, ноги и проч. равно как и всего имущества своего.

Железу и воде подвергались обвиняемые в воровстве следующим образом. Раскалив сошник и положив его на какую нибудь возвышенность принуждали обвиняемого в воровстве взять его рукою, покрытою холстом или бумагою, и сделав три шага бросить его. После сего немедленно перевязывали у него руку и по прошествии трех дней осматривали оную; естьли она была невредима, то обвиненный признавался невинным, а в противном случае виновным. — Чтож касается до воды, то вскипятив ее и бросив в нее какую либо железную вещь, принуждали обвиняемого достать оную обнаженною рукою, которую потом так же перевязывали, [13] и поступали далее как сказано о железе. Изобличенный в воровстве в первый и второй раз подвергался пене всемеро превосходящей украденную вещь, а в третий раз лишался сверх того зрения, или руки и даже жизни, смотря по важности кражи.

Присяга была определяема в случае запутанности прав на имения и частных притязаний, так же и небольшого воровства. Обе стороны долженствовали присягать вместе с свидетелями.

Парнаваз очистил и обогатил Грузинский язык. Он преобразовал и придворные чины. Неговоря обовсех не излишне упомянуть о главнейших из них. Важнейшие Государственные чиновники были: Спасалар который в отсудствии Царя [14] председательствовал в Совете, а в присудствии его занимал первое по нем место. Все прочие как военные так и гражданские чины ему были подведомственны. — Эриставы, то есть, правители девяти областей, на которые Парнаваз разделил Грузию, долженствовали собирать во вверенных им местах подати, налоги, и всякие другие повинности, творить суд именем Царя, набирать войска и начальствовать над ними, отдавая во всем отчет наравне с прочими чинами Спасалару. Они избирались самодержавною властию в сие звание из Князей и Дворян, и сменялись по временам. Эджиби в чрезвычайных и нужных случаях докладывал Царю во время его уединения, когда другие чиновники не могли входить к нему. [15]

Здесь конечно не неуместа упомянуть так же и о том, что как в сию эпоху, так и в последствий времени у Грузинцев долго существовал обычай кушать за столом, и пред вышшими чинами или в знак дружбы и приязни снимать шляпу как то водится ныне во всей Европе.

Преемники Парнавазовы до Царя Мирияна не оставили о себе ни какого почти воспоминания. Во время сего Государя около 320 лет от Р. X. Святая дева Нинна прибыв в Грузию, начала поучать тамошний народ христианской вере, в следствие чего как сам Царь Мириян, так и его подданные приняли Крещение от Антиохийского Патриарха Евстафия и Греческий Император Константин Великий прислал Мирияну редкие подарки состоящие в животворящем [16] древе и других сего рода вещах, приглашая его к дружеству.

Мириан разрушил везде памятники идолопоклонства и воздвигнул великолепные храмы истинному благочестию наставляя других собственным своим примером в любви и благоговении к священным христианским истинам. Тогда установились новые празднества и торжественные обряды. С сего времени начальный день года, или 1-е число Генваря месяца всегда провождали Грузинцы в торжестве и веселии. По ныне сии торжества совершались следующим образом.

На рассвете 1-го числа Генваря входил во внутренную Царскую комнату Архиерей со всем придворным духовенством и поздравляя Царя и Царицу с благополучным начатием [17] нового года подносил им Крест, образ и другую какую либо драгоценную вещь, равно как и сахарный хлеб, символ приятной и сладостной жизни. Потом допускаемы были к Царю и все другие Государственные чины, из коих каждый поздравляя Царя приносил ему в подарок что либо соответственное званию своему, как то; обер-шталмейстер дарил богатоубранную лошадь; Обер-Егермейстер соколов, коршунов и проч.; военачальник, как и простой воин, подносил стрелу, а в последствии времени и пулю говоря; «Да продлит Бог Царствие твое, и да пронзит он сею стрелою (пулею) грудь твоего врага!» Князья не имевшие никакого при дворе или в воинстве звания дарили Царю двух худых лошадей, коих отводили тот час в [18] огражденное для того стенами место и там убивали. В ту ночь сбирались туда разные хищные звери ловлею коих на другой день забавлялся двор.

При празднестве светлого Христова Воскресенья, по введении в Грузии употребления огнестрельных орудий, утреннее пение было сопровождаемо продолжительною пушечною и ружейною пальбою. После божественной Литургии Царь приглашал на завтрак всех придворных, воинских и гражданских чиновников, а потом вместе с ними выходил на конное ристалище в Тифлисе называемое Кабаги. На середине сего места — стоял каменный столб с золотою или серебрянною чашею, по повелению Царя наверх оного постановленною. Молодые Князья и [19] дворяне, а иногда и сам Царь и Царевичи, сидя на великолепно убранных конях, долженствовали проскакав с одного конца мимо столба сбить чашу стрелою. Кому сие удавалось, тот подносил Царю чашу, который возвратив ему оное награждал его приличным образом за ловкость и искуство.

По том начиналась игра в мяч называемая Чогани. — Собранные на ристалище молодые всадники разделялись на двое, и с обеих сторон выбирались по двенадцати человек, из коих каждый имел в руке дротик, которого один конец образовал дугу редко исплетенную шелком. Среди сего ристалища бросали вверх мяч, по падении коего всадники устремлялись к нему со всех сторон, и силились посредством своих дротиков вынести его [20] на свою сторону. Все искуство в сей игре состояло в том, чтоб, всадник будучи наклонен всегда в низ, не поднимал до окончания оной вверх головы. На двух концах ристалищу были воздвигнуты четыре высокие столба, покрытые богатыми парчами, кои служили наградою победителям. После сих игр все возвращались во Дворец, где ожидали их новые увеселения и забавы. Обед обыкновенно был сопровождаем отличнейших певцов пением и музыкою; но естьли при оном случалось духовенство, то одни только духовные песни занимали место всех прочих. Таковые игры оставались в употреблении до предпоследнего Царя Ираклия, который отменил оные стараясь обратить внимание своих [21] подданных на занятия приносящие существеннейшую пользу отечеству.

Брачные обряды у Грузинцов нимало не различествуют в рассуждении Церковных установлений от обрядов существующих в Европе. Впрочем в Грузии родители поныне сами сговаривали своих детей несмотря на то, что жених и невеста ни когда невидали друг друга. Иногда же случалось и то, что бездетные отцы условлялись между собою наперед о соединении супружеством будущих детей своих, и таковое условие оставалось в своей силе, если особенные какие нибудь случаи не полагали к тому не оборимую преграду. — По помолвке невеста получала от жениха богатые по состоянию его вещи в подарок, и разные сахарные конфекты либо сахар целыми головами, [22] на золотом или серебряном подносе. Тогда родители помолвленных сзывали к себе родственников, друзей и знакомых, и жених сопровождаемый своими, посещал невесту и садился сперва против нее, а потом пересев подле надевал ей перстень и вручал золотое яблоко. По окончании ужина жених переменял у невесты платок и возвращался в свой дом. На другой день он получал подарок от своей тещи, которой он немедленно приносил лично благодарность, и скоро потом назначался день свадьбы, при наступлении коего жених, называемый Грузинцами во все продолжение брачных обрядов то есть в продолжении трех дней Царем, будучи сопровождаем своими родными и друзьями, и предшествуем певчими призвуке музыки и песен, шел [23] в дом невесты называемой так же при сем случае Царицею, одетой подобно жениху в богатое белое платье и имеющей между прочим на голове четыре пера, а лице покрытое легким флером. Пред прибытием жениха, невеста получала вестника о его приближении, ему тотчас давали вино в серебряном бакале, которым его и дарили вместе с какою нибудь дорогою парчою или шалью. Невеста и жених украшенные венцами, садились на приуготовленном для сего месте на подобие тона. Чрез некоторое время ближайший из ее родственников брал у нее руку и вручал оную жениху начисляя ее достоинства, после чего они шли торжественно в Церковь. По совершении священных обрядов, производимых при ружейной или пушечной [24] пальбе, супруги возвращались домой, где мать новобрачной встречала своих детей поднося им по куску сахару, в знак желания сладостной жизни. Молодые супруги восседши на одр подобный трону, были поздравляемы всеми там присудствующими, кои их дарили золотом и серебром кто как мог. Сие обыкновение заимствовано от древних Грузинских Царей, кои при восшествии на престол были таким точно образом поздравляемы от своих подданных. — По окончании сего приступали к ужину, которым распоряжал отец новобрачной. Мущины садились против женщин, муж против жены. Женщинам до снятия стола стыдно было кушать. Мущины же между прочим взяв по бакалу вина, пили за здравие настоящего Царя и Царя [25] новобрачного, обращаясь к товарищам и приговаривая «Слава Богу. Даруй Боже победу Царю, напр.: Ираклию, и здравие новобрачному Царю. Даруй Бог вам победу! простите». Между тем один из них вставал и говорил при звуке музыки сопровождаемой пением похвальное слово жениху и невесте, при чем посаженный отец обнаженною саблею снимал с ее лица покрывало. Тогда читали громко в слух списки как свадебным подаркам, так и приданому. На другой день новобрачные в сопровождении своих родственников и гостей, отправлялись в дом жениха, где повторялись те же обряды в продолжение трех дней, и где при вторичном снятии с невесты покрывала, жених дарил ей двух слуг, или что мог. [26]

Надобно заметить, что сии брачные обряды изменялись по временам, по состоянию и званию сочетавающихся. Чтож касается до печальных обрядов, то родственники умершего бичевались и брили себе голову, но сие обыкновение введенное варварами скоро было искоренено. Мы опишем здесь только погребательные обряды производимые при кончине порфироносной особы.

При сем случае во дворце ставили трон, на коем лежала подушка. На сей подушке с одной стороны стилали порфиру, а по бокам карону и скиптр усопшего, с другой же стороны лежали порфира и другие украшения овдовевшей Царицы равно как и его одежда с оружием. У трона, где лежали знаки вдовы, сидели жены знатнейших людей, а [27] сопротив их Государственные чиновники следующим образом: первое место занимали Мдиваны или Министры пред коими лежали раскрытое и опрокинутое к земле уложение с изломанными перьями; потом следовали Церемонимейстры с преломленными жезлами с коими они обыкновенно предшествовали Царю. Все сии чиновники таким же образом предшествовали и гробу. Вне дворца стоял оседланный на изнанку конь, на котором он обыкновенно ездил, подле коня сидел на земле Обер Шталмейстер с открытою головою, а у него держали знамя обороченное вниз острием. Царица в сопровождении своих детей и прочих чиновников, приходила прежде к покойнику и облакивая его обращала ко всем присудствующим приличную [28] обстоятельству речь, что повторяли и другие вместе с нею пришедшие порознь, кто как мог, а потом выходила к Обер Шталмейстеру таким же образом; чрез три дни по кончине весь двор и знатнейшие особы надевали глубокий траур. Потом приступали к погребению усопшего. Гроб за коим шли пешком новый Царь, вдовствующая Царица и все обоего пола члены Царского дома, носим был попеременно знатнейшими гражданскими и воинскими чинами до предместья Мцхеты, откуда тамошнее духовенство вышед во всем облачении своем навстречу несло гроб в соборную Церьковь обитую при сем случае черным бархатом с красным бархатным на куполе крестом, что означало будущее утешение. Сии обряды продолжались сорок дней. — [29] Весь двор и прочие чины нагод воздерживались даже от самомалейших забав, отращали бороду и не употребляли ничего мясного.

Погребение Царицы происходило почти таким же образом. Чтоже касается до других членов Царского дома, то и их погребательные обряды весьма сходствуют с сими. Князья же и Дворяне были погребаемы также сходственно смотря по их званию и состоянию.

Я описал сии обряды с Царствованием Мирияна, потому, что при нем установились они яко при первом Христианском Царе Грузинском, отличном как своим благочестием так и прочими добродетелями и мудростию. Здесь надобно так же упомянуть, что он первый водворил обычай, часто к великому благу для [30] Грузии возобновленный, обычай по смерти наследника назначать корону не сыну, а брату его, и сам подал в том пример, ибо поелику небыло у него брата, то по смерти своего наследника Рева, он удалил от престола своего внука, назначив оный меньшему сыну своему Бакару.

В 445 году от Р. X. Вахтанг правнук сего Мириана, возведенный во цвете юности своей на престол Грузинский сделался тогда же известным по своему благоразумию и прославился воинскими подвигами. Он начал свои военные действия в Осетии, где одержал знатные победы над варварами, и победил почти всех военачальников их порознь на поединке. Слава его оружие распространилась столь далеко, что Персидский властелин притесненный [31] Индейцами призвал на помощь к себе Вахтанга, в коем он нашел верного защитника, спасителя и мстителя.

Вахтанг прозван быль Горгаслан, то есть, Волколев, и на его шлеме впереди был изображен Лев, а назади Волк, что означало силу, великодушие и отважность. Сей Царь учредил анархии и постановил Епископов, дав им главою Католикоса, который потом был признан и утвержден Всемирным Собором в не зависимости от других Патриархов. Он же основал города Тифлис и Каспи, и построил Мцхетскую Соборную Церковь, которая заключалась при основателе ее Мириане в деревянном строении. [32]

ГЛАВА ВТОРАЯ.

История повествует, и все дееписания касающиеся Грузинского народа подтверждают, что в 575 году взошел на престол один из позднейших потомков Иудейского Царя Давида, именем Гурам, муж просвещенный, благочестивый и мужественный, облеченный в сие высокое звание общим желанием Грузинцев. В его царствование несколько молодых дворян отправленные в Константинополь, возвратились в свое отечество, завели там училища преподавая все науки на Греческом языке, и в то же время перевели многие полезные с Греческого книги как священные так равно и философические и проч. [33]

Не смотря на все неудобства сопряженные с переменою Царских Династий, потомки Гурамовы, кои беспрерывно управляли Грузиею до 1801 года, благоразумием своим и твердым правосудием произвели в Грузинцах великую к себе любовь, привязанность и доверие, которое во все времена было и есть со стороны подданных как бы платою за труды и подвиги подъятые Царем ко благу вверенного ему свыше народа. Сему примером может послужить Давид III достойно прозванный Восстановителем, ибо в царствование его около 1090 лет Турки овладели изменнически большею частию Грузии, так что он успел только удержать за собою Имеретию и между тем как они разграбили, расхитили все, жителей подвергали плену и [34] смерти, опустошали города, села, превращали в прах домы и храмы; он нападал на них тайно, и подвергая жизнь свою всем опасностям войны ослабил их многочисленные толчища так, что успел наконец совершенно освободить от них Грузию, после чего воздвигнулись попечением его новые храмы в том числе и Гелатская церковь, украсились новые города, земледелие процвело снова, все следы прошедших бедствий изгладились его милосердием, и прежнее благоденствие возвратилось с прежним порядком вещей; и сам по смерти включен в число Святых угодников. Истинно кто более заслуживает жертвоприношения людей, кто более достоин олтарей, как память Царя отца своих подданных, Царя избавителя Царства своего? [35]

До Царя Георгия II скипетр вручался только мужескому полу, он первый перевел его к женскому, ибо не имея сыновей возложил при жизни своей еще корону на главу двенадцатилетней дочери своей Тамари, и между тем имея сам бразды правления, скончался потом чрез два года, составив ей совет из мужей отличных благоразумием, опытностию и любовию к отечеству. Таким образом Царь-Тамарь, так называли ее Грузинцы, взошла на престол и возвела Грузию на вышнюю степень славы и могущества. Но подданные ее страшась бедствий, обыкновенно сопряженных с пресечением Царской Династии, пригласили с позволения ее, некоего отдаленного потомка их Царей Давида, находившегося по стечению разных обстоятельств в Осетии [36] и соединили их супружеским союзом с тем однакож чтобы он не иначе мог участвовать в правлении как по особенному препоручению самодержицы. Царствование Тамари ознаменовано украшением городов, великолепными зданиями, обогащением церквей, и непрерывным благосостоянием подданных. Благотворное внимание ее простираемое к наукам и художествам устремляло души к просвещению, раждало таланты и добродетели, между тем как страх ее оружия приводил в трепет соседственные народы, и налагал дань на высокомернейших владельцов иноплеменных. Но смерть ее произвела отважность в покоренных народах и даже в недре Грузии возжгла междоусобные брани так, что сын ее Георгий единственный наследник [37] престола, не иначе мог взойти на оный, как с оружием в руках, и возгорженный скорым успехом в усмирении возмутившихся народов и необыкновенным мужеством своим он подверг Грузию нашествию войск Чингис-Хана, презрев советы опытнейших вельмож и предавшись гласу лести, столь погубной для Государей, особенно же юных.

По смерти его Царевна Русудань, сестра его, приняв по братскому повелению бразды правления до совершенного возраста малолетнего наследника Давыда сына Георгиева, так же подвергла все Царство и самый Тифлис опустошению от славного Саладина беспечностию своею, ибо она часто поверяла власть молодым Царедворцам отличным только наружными приятностями и достоинствами, и [38] имела их единственными советниками. Почувствовав наконец сильную страсть к одному из молодых военачальников она вступила с ним в супружество, и произвела на свет Давыда и Тамарь, которая была выдана за Султана Касидина. Русудань тщетно покушавшись совершенно лишить племянника своего короны и отдать ее сыну своему Давыду же, успела однакож по смерти своей возвесть их обоих вместе на престол. Юные Государи хотели не разделять власти и Царствовать одним именем действуя во всем единодушно, но их подданные скоро посеяли между ими раздор, (Грузинцы кажется с давнего времени утончили сие искуство) так, что они принуждены были разделить между собою Грузию, почему сыну Царя Георгия Давыду, [39] от коего происходят Грузинские Цари, досталась собственно так называемая Грузия, то есть земля лежащая между Имеретиею и Каспийским морем со всеми пограничными с востока принадлежащими ныне Персии областями, а сыну Русудани Давыду, родоначальнику Имеретинских Царей, досталась Имеретия, заключающая в себе области прилежащие к Черному Морю до Трапизонда. — Сии два Царства были опять соединены хотя и не надолго Царем Георгием Светлым около 1330 года.

Восшествие на престол Царя Дмитрия прозванного Жертвователем, образует знаменитую так сказать эпоху любви Государя к поданным. Дмитрий с высоты трона простирает свой взор даже до внутренностей убогих хижин, недовольствуется чужими [40] глазами, чужими руками, хочет сам видеть все, и часто предпринимает скрытные путешествия, ознаменуй свои следы благодеяниями. Но при сих толь драгоценных человечеству и приличных Царю занятиях Дмитрия восстает от Персии ужасная буря угрожающая Грузии оковами, олтарям разрушением, поруганием святыни. Один Дмитрий может отвратить ее, может искупить отечество своею кровию и решается приидти к тирану Персидскому пылающему личным мщением к нему и гибельные извержения оного заключить вместе с собою в пределах гроба. Увещания Духовенства, советы Вельмож, вопль и моления целого народа, слезы, отчаяние нежной супруги, ничто, ничто не могло поколебать Дмитрия, который мнил успокоить окружающих его говоря: [41] «провидение, даровавшее мне скипетр, требует благоденствия моих подданных, а не сохранения бренного бытия моего».

Смерть Дмитрия доставила ему бессмертие вместе с именем Жертвователя, и оградила тогда Грузию от гибели, каковой в последствии не избегла однакож при Царе Баграте IV от Ланг-Темура (Тамерлана) который полонил Баграта, овладел Грузиею и желая обратить тамошний народ в Магометанскую веру, чинил неслыханные жестокости, предавая все пламени и мечу, и разоря все храмы, Святыне воздвигнутые, кои Царю Александру избравшему под конец монашескую жизнь, предоставлено было поновишь и заслужить тем признательность отечества, равно как и своими победами над Персиею [42] и учреждениями, кои между прочим постановляли, что пятая часть неприятельской добычи принадлежит Царю, и что пленные поселятся в Грузии, а взявшие их получат приличное возмездие как за мужество, так и за них, ибо до того пленные делались собственностию воинов, кои брали их в плен. Он же сложил с подданных на несколько времени все повинности во уважение претерпенных ими пред тем убытков. [43]

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Ежели раздробление Государства на разные отдельные части имеет важнейшее влияние на судьбу потомства то мы касаемся теперь начала и источника той нещастной и притом болезненной слабости, из коей Грузия с того времени выходила не иначе как на само кратчайшее время, и как будто для того только, чтоб живее чувствовать жестокую необходимость в непрерывном токе крови сынов ее.

Один из потомков Имеретинских Царей именем Баграт, служа по примеру предков своих со времени упразднения Имеретинского престола Грузинскому Царю в качестве Эристава вступил в тайные [44] переговоры с Эриставами: Мингрельским — Дадияном, Гурийским — Гуриелем, Апхазским — Шарвашидзем, и Сванетским — Даришкелияном, и побудил их к принятию оружие против Грузинского Царя Георгия и освобождению себя от его власти в надежде всевозможных вспомоществований со стороны его, который сам хотел взойти на прародительский престол Имеретии. Царь Георгий поспешил на казнь изменников, но быв разбит и видев утверждение Баграта на отыскиванном им троне и совершенный успех его сообщников отретировался и расположился лагерем при Тавпараване. Там то один из его воинов Иотам Зедгинизе узнав, что между его приближенными сделан заговор против Царя, коего предположено было убить спящего, [45] известил обо всем законного Государя своего, и удостоверил его в том, что естьли злодеи не найдут его на постели, то отыщут в войске и совершат свое намерение, убедив его удалиться и искать спасения у верных и преданных ему воинов, а сам лег на его постелю равнодушно ожидая смерти, без чего бы сам Царь никак не мог не сделаться жертвою заговора. В час назначенный к действию изменники входят в шатер Царский и убивают Иотама Зедгинизе. Мня убить Царя они предаются беспечности и деткой радости, между тем как Царь собрав приверженцов своих нечаянно окружает их и берет всех предавая их мечу. В изъявление своей признательности к Иотаму, Георгий пожаловал его потомству богатые [46] имения, с достоинством Княжеским и потомственным званием Обер-Шталмейстера (Амилахвар) что и учинилось их фамилиею.

Вскоре потом Царь Георгий разбитый вновь Ахальцихским Эриставом Атабагом-Кваркваром присоединившимся к непослушным, взят был в плен и отвезен в Ахальцих, что доставило случай Баграту овладеть Картлиею, а племяннику Георгия Давыду провозгласить себя Царем в Кахетии. Наконец плененный Георгий при помощи Атабага Баадура, сына Кваркварова, который вынудил у него грамоту о своей независимости, принудив бежать Баграта из Картлии в Имеретию, а Давыда из Кахетии в Дидо восприял над сими Царствами прежнюю власть свою, приготовился восстановить [47] везде прежний порядок, но скоровременная смерть остановила его предприятия, при чем Кахетинцы ненавидя сына его Константина вызвали из Дидо Давыда и провозгласили его единодушно своим Царем. Таким образом Грузинское Государство раздробилось на 3 Царства: Кахетинское, Картлинское и Имеретинское, и на 5 независимых Княжеств или Эриставств, кои суть: Ахальцих, называемый Саатабаго, Мингрелия, Гурия, Апхазия и Сванети около 1469 года. — Сие событие более всего заслуживает внимание и есть главнейшею эпохою Истории Грузинского народа, ибо оно заключает источник пагубного повреждения нравов. С того времени Персияне и Турки являют самое постоянное и гибельное влияние на судьбу Государства, которое нередко [48] служило преградою их жестокостям и мстителем за невинных; с того же времени некоторые из Грузинцев начали забывать священность обязанностей подданного, делать себе естественною склонность к непокорности и презрению Царской власти, к мятежам и возмущениям для личной и беззаконной выгоды, будучи всегда готовы воспользоваться удобными к тому обстоятельствами, и наслаждаются некоторые даже и по ныне плодами измены и предательства доставивших им целые области.

По прошествии некоторого времени т. е. около 1606 года, Шах Абас Великий овладел Кахетиею, предавая все мечу и пламени, разорил до основания Греми Столицу сей страны и полонил самого Царя Кахетинского Луарсаба. который за преданность к [49] Христианскому вероисповеданию, к перемене коего принуждали его, был предан смерти в Персидской крепости Гулаби, где он содержался. Около того же времени Шах Абас пригласил к себе молодую вдову Кахетинского Царя Давида Царицу Кетавану и вместе с переменою также веры предложил ей руку свою и трон, но она взирая с давнего времени хладнокровно на блеск короны и посвятив душу свою Высочайшему Источнику благ отвергла решительно предложение тирана и украсилась мученическим венцом, венцем который весьма достаточно вознаграждает за презрение минутных и суетных украшений минутного и бренного бытия.

Вскоре потом по пресечении потомства Картлинских Царей взошел на престол сей державы призванный [50] самими Картлинцами по праву наследства сын помянутой Царицы Кетаваны Теймураз I, украшенный всеми приличными Царскому Сану доблестями, и прославленный даже иноземными постами за храбрость не обыкновенную. Повествуют, что на сражении при Марабде в Грузии, врезавшись в толпу Персиян один, он выбился из оной переломив поражая неприятелей, копье, дротик, меч и палицу. Но сия храбрость не могла однакож, на возвратном его пути из Константинополя, спасти от смерти сына его Давыда, который подле отца убит был напавшими на них разбойниками. Сей же Царь Теймураз отправил сюда в Россию внука своего Ираклия прозванного здесь Николаем с матерью, препоручив их высокому покровительству Царя [51] Алексея Михайловича, а потом и сам прибыл сюда для испрошения покровительства и помощи против врагов своих. По возвращении же своем Теймураз принужден был, несмотря на престарелость лет, ехать к Персидскому Шаху, и там по сделанному им обету принял Монашеское звание и скончался в городе Астарабате. После чего Ростом уроженец Испаганский происхождением же Давид Багратион взошел на Карталинский престол по желанию Персидского Шаха, ввел чины и обычаи Персидские, как то отращивать бороду и не снимать шапки ни пред кем, обновил Тифлисские стены и построил в некоторых местах каменные до того неизвестные мосты. Он оставил по себе наследником одного из потомков Грузинских же Царей [52] Вахтанга прозванного Персиянами Шах Навазом который облекшись самодержавною властию соединил под свой скипетр, Кахеиию, Карилию, Имеретию, Мингрелию и Гурию, и Царствовал благополучно двенадцать лет.

История с похвалою знакомит нас с Картлийским Царем Вахтангом V, которого главнейшее попечение обращалось на благовоспитание и просвещение юношества. Около 1718 года вызвал он из Валахии некоего ученого Грека и возобновил в Грузии книгопечатание с давнего уже времени остановленное разными бурными обстоятельствами. Но не совсем достиг своей цели, ибо вскоре потом был Персиянами лишен трона в пользу Кахетинского Царя Константина, и отправившись в Россию для испрошения покровительства у Всероссийского [53] Императора Петра Великого, он за немог на пути и скончался в Астрахани. Сей то Государь собрав бывшие до него узаконения оставил по себе уложение, коему по ныне следовали Грузинцы. При сем Турки овладев Грузиею, убили изменническим образом Константина; но брат сего нещастного Царя Теймураз II успел взойти на Кахетинский престол отразив Турков, кои вскоре потом были совершенно вытеснены из Грузии Шахом Надиром, который сперва утвердил Таймураза в Царском звании в Кахетии, а Картлию обратил в Ханство, но потом выдав дочь его Кетавану за племянника своего Адил Шаха, отличного всеми воинскими добродетелями, и уважив необыкновенные подвиги оказанные находившимся при нем сыном его [54] Ираклием, предпоследним Грузинским Царем, в разных походах особенно при покорении Индии, равно как и неусыпные их обоих содействия в унижении Турецкого могущества, уступил около 1744 года Картлию Теймуразу, а на Кахетинский трон возвел Ираклия имевшего тогда 24 года от роду.

Грузия наслаждалась совершенным спокойствием, как вдруг около 1746 года Шах-Надир потребовал от нее единовременно денежного вспомоществования свыше народного достояния. Тогда все чины Государства собравшись в Тифлисе по зрелом рассуждении о сем предмете положили, что невозможно удовлетворить Шаху. А как всякая в сем случае отговорка будет им принята ослушанием, и вызовет его мщение, [55] то и предложили Царям Теймуразу и Ираклию отвергнув совершенно требование Шаха Надира защитить независимость свою с оружием в руках удалившись при том в Арагвскую область, что ныне Ананурский уезд. Сия область, непосредственная собственность Царского дома всегда служила в подобных обстоятельствах вернейшим убежищем от неприятельских нашествий и залогом народной свободы и независимости, повелевая так сказать Грузиею, по неприступному местоположению своему где и по ныне еще зримы остатки древних Дворцов Царских, хотя она на краткое время и была исхищена из под законной власти некоторыми бунтовщиками. Там усмотрев что обстоятельства требуют решительных мер а не вечного [56] укрытия, Теймураз вознамерился по примеру Дмитрия Жертвователя идти к Надиру и объяснившись с ним лично убедить его в невозможности исполнить его волю или умереть прежде события угрожавших его подданным злощастий. И так поручив управление Картлиею сыну своему Царю Кахетинскому Ираклию, отправился немедленно в путь и прибыв в Персию к великому удовольствию своему нашел, что Шах Надир убит и замещен племянником его и зятем сего Царя Адил-Шаком, который приняв высокого тестя своего с приличными Сану его почестями наделил его притом несметными богатствами, коими однакож Теймураз недолго пользовался, ибо по свержении Адиль Шаха с престола братом его Ибраимомом, он с [57] трудом мог спасти себя и прибыть в 1748 году в Грузию лишенный даже нужного, где вновь восприял бразды правления в Картлии.

Между тем по отбытии Теймураза в Персию Абдулабег незаконнорожденный сын Царский и обращенный в Магометанскую веру, который получил в удел знатное владение в Грузии, воспользовавшись отсутствием Царя Теймураза и унынием в каковом находилась Грузия неизвестная о будущей участи своей собрал многочисленные полчища беглых Татар и двинулся к Тифлису в намерении покорить себе Картлию. Царь Ираклий известясь о сем выходит с горстию случившихся при нем воинов на брань, встречается с Абдулабегом и по долгом и кровопролитном сражении рассеевает [58] неприятелей, преследует их быстро и таким образом сокрушает злобное намерение изменника. По возвращении же своем в Тифлис он находит ко всеобщему удивлению, что Магометане стоявшие гарнизоном в Тифлиских укреплениях провозгласив Абдулабега своим повелителем бросают бомбы в город. Несмотря на самый убийственный огонь он врывается в Тифлис, делает все нужные распоряжения к осаде крепостей, как вдруг получает известие, что многочисленное Лезгинское войско вошед в пределы Грузии расположилось в лесу называемом Сагурамо. Ираклий не теряя времени, посылает к начальнику Лезгинцев с предложением дружества и с требованием помощи против мятежников, но вместо удовлетворительного ответа получает [59] известие о разорении нескольких селений и принятии ими обратного пути. Тогда оставив для принуждения мятежников к сдаче крепостей большую часть собранного им в знатном числе войска под начальством Мухранского владетеля Князя Константина Багратиона и Князя Жимшера Чолакаева, Ираклий стремится с остатком в след за неприятелем, настигает его в Кизикской области что ныне Сигнагский уезд, разбивает наголову и обогащает воинов своих добычею. Но во время благодарственного Всевышнему молебствия за неожиданную победу, Царь аттакован другим столь же многочисленным Лезгинским войском, которое однакож по долгом и кровопролитнейшем с обеих сторон упорстве совершенно разбито и рассеяно. [60] Таким образом сей день был ознаменован двумя славными победами, кои принудивши всех мятежников покориться законной власти, водворили в Грузии тишину и доставили Царю Ираклию способ восстановить падшие от неприятельского нашествия семейства, обновить здания и вновь украсить ограбленные храмы Божии.

По возвращении Царя Теймураза в Грузию предпринят и совершен поход против Ханов Ериванского и Шушинского, последствием коего было то, что первый из них именем Махмад был удален от правления и замещен другим по воле Теймураза. Вскоре потом Цари Теймураз и Ираклий вознамерились покорить себе часть с давнего времени отпадшего от Грузии Дагистана. Лезгинцы жители сей страны, узнав [61] о сем, и страшась неизвестной судьбы войны, предложили им наложить на них дань, а далее не простирать своей власти. Но Цари не довольствуясь сим выступили немедленно в поход против Лезгинцев собравшихся в Чарской области. На сей раз провидение неблагоприятствовало оружию Грузинцев. Они были разбиты, рассеяны и преследуемы до самой Грузии так, что из многочисленного войска едва ли спасалась пятая часть как от неприятельского оружие, так и от разлития реки Алазани, чрез которую надлежало переправляться побежденным. Царь Ираклий сам подвергался таким опасностям, от коих никто не ожидал его спасения, но коим он был обязан отважному усердию Князя Папы Вачнадзе. При сем достопамятно и то, что [62] сей Царь в общем бегстве и беспорядке потеряв лошадь, остался пешком один среди победителей. Тогда один из его воинов именем Давыд Босташвили увидя его в такой опасности подскакал к нему и сошед с лошади сам, ему подвел ее желая лучше лишиться жизни нежели зреть своего Государя в плену и даже не согласился сесть по убедительному предложению Царя на лошадь за ним из единого уважения. В воздаяние за сию примерную услугу потомство сего Босташвили возведено в дворянское достоинство с присвоением отличнейших прав и преимуществ.

По истечении некоторого после того времени Азатхан, повелитель Персии, умыслив покорить на век своей власти Грузию выступил в поход с многочисленным войском, [63] и был встречен близ Еревана посланным от Теймураза Царем Ираклием, которого войско было чрезвычайно уменьшено разными болезнями возникшими от необыкновенного зноя. Грузинцы не без страха увидели, что неприятели при одних с ними оружиях, при одном мужестве и при преимуществе каваллерии превосходили их числом более нежели в двенадцать раз. Сам Царь почувствовал всю опасность своего положения, ибо был совершенно удален от пределов отечественных, ни откуда не мог ожидать ни провианта ни вспомогательного войска, даже и точка соединения в случае ретирады не имелась в виду, между тем как неприятели с часу на час умножались, а его войско уменьшалось. Но воинский Гений и неустрашимая [64] отважность, кои ни в каком случае не оставляли Ираклия, указав силу отчаяния скоро открывают ему путь к победе скрывающийся во мраке неизвестности, и между тем как Азатхан предлагает ему сдаться, он повелевает военачальникам разойтись по своим отрядам и сам вышед к воинам говорит им пристойную речь, в коей описав всю опасность их положения, представил убедительно сколь славно предпочесть геройскую смерть постыдному и тщетному бегству и сомнительному спасению а еще более гнусному плену, сколь лестно сойти в гроб прежде нежели быть свидетелем сокрушения священных олтарей, истребления домов, под кровами коих человек узрел свет и где возгарается в воине первая искра любви к отечеству и к [65] бессмертной славе, бесчестия жен, тягостных оков неволи уготованных их детям и наконец поругания священного праха отцов предавших им в наследство свое мужество, свою неустрашимость и свою любовь к отечеству и славе. Между тем как он ободрял таким образом воинов и приуготовлял их к победе приводя их мужество в отчаяние, один Авганец из среди Персидского войска поскакал прямо к Грузинцам и вращая в руке копье вызывал их предводителя на бой. Царь Ираклий пылая желанием показать собою пример другим, немедленно сразился с ним. Убиение Авганца рукою Ираклия было сигналом ко всеобщему нападению. Сражение продолжалось несколько часов и было самое быстрое, самое кровопролитнейшее, и самое [66] упорное, какого только можно ожидать от несоразмерно великого числа отборного войска с одной и отчаянного мужества возросших в брани воинов с другой стороны. Победа долго колебавшаяся озарила наконец знамена Царские. Персияне были на голову разбиты так, что на каждого Грузинского воина сочли до десяти убитых неприятелей. Последствием сей вечнопамятной битвы происшедшей 25 Июля 1762 года, кроме спасения Грузии и обогащения воинов несметною неприятельскою добычею, было новое устройство Ериванского Ханства предписанное Царем Ираклием.

Ободренный таковыми успехами сына своего, Царь Теймураз умножил на следующий год военные свои силы и думая найти удобное время [67] возвратить Грузии отпадшие издревле области, кои и по ныне еще частию составляют пределы Персии, предложил всем Ханам оных покориться добровольно и признать над собою единожды на всегда законную власть его дома, а для переговоров с ними выступил с сыном своим Царем Ираклием в Ганжийскую область, куда съехались все означенные Ханы. Теймураз усмотрев, что переговоры сии не имеют желаемого им конца, составляет отдельный Совет из отличнейших и опытнейших Грузинских Князей и дворян, для исследования и принятия решительных по сему предмету мер. Совет положил арестовать всех Ханов прибывших без войска и отвесть их в Грузию. Теймураз долго отвергал с негодованием сие мнение, но [68] видя, что Совет вместе с Царем Ираклием настаивают твердо об исполнении сего мнения уступил и Ханы были арестованы, в чем они не замедлили раскаяться и почувствовать всю пагубность сих мер. Ибо подданные арестованных Ханов вооружась поголовно напали в бешенстве на Царей при помощи владетеля некоторой Дагистанской области Ажичалаба, разбили их, отняли своих владельцев и преследовали до пределов Грузии истребив большую часть их войска. Хотя за сим и одержаны были решительные победы над Лезгинцами осадившими Грузинские крепости Мчадижвари и Атоцы но несмотря на сие, обстоятельства так изменились что Царь Ираклий был принужден просить у отца своего Царя Теймураза повеления приехать в Россию для [69] испрошения покровительства против врагов т. е. Персии и Турции, у ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, но Теймураз рассудив сколь присудствие сына его нужно для спокойствия и безопасности Грузии, и сколько он сам не в силах заменить его по старости лет своих, отказал ему в том. А как таковое предприятие казалось ему самому необходимо нужным, то поручив Картлию Царю Ираклию сам отправился в Россию. Он был весьма благосклонно принять Государынею Императрицею, но чрез несколько времени по кончине ее Величества, скончался и сам в С. Петербурге 8 Генваря 1762, оставив единственным наследником сына своего Ираклия, который соединил под один скипетр оба [70] Царства Картлийское и Кахетинское. Таким образом получив единодержавие в так называемой ныне Грузии, Царь Ираклий усугубил в сердцах его подданных надежду о твердом благоденствии, ибо не говоря об его неусыпности, трудолюбии, неутомимости и редких воинских талантах, что всего нужнее в тамошней стране, всем было известно чрезвычайное его милосердие, терпеливость, и осторожность в определении наказаний, кои часто, хотя и заслуженные по всей строгости, исторгали у него слезы; всем было известно, что под его правлением невинность отнюдь не лишится защиты, покровительства и мстителя, бедность вспоможения, упадок восстановления, горесть утешения. Все были уверены, что он никогда не поколеблется [71] пожертвовать жизнию благу своих подданных. Между разными мудрыми его учреждениями он определил пятую часть ежегодных доходов Царских на вспоможение несчастным всякого рода, возобновил книгопечатание и основал Семинарии для юношества, где под руководством некоего ученого Армянского Священника именем Филиппа преподавалась на Грузинском языке нравственная и умозрительная философия. По переведении же двоюродным братом Царя Ираклия Католикосом Антонием Великим в бытность его здесь с Российского на Грузинский язык многих философических книг при помощи жившего в Кизляре из Грузинских дворян Протоиерея Гавриила Петриева, Ректорами Семинарий были достойные воспитанники Антония как то: [72] Архимандрит Гаий, что ныне Архиепископ Астраханский, а потом Тифлисского Собора Протоиерей Иоанн Миказе в Тифлисе; а в Кахетии в городе Телаве Грузинский дворянин Давид Алексизе. Сей же Царь открыл и устроил серебренную, золотую и медную руду, даровал купечеству новые права и преимущества, всячески ободряя промышленность и наконец обратил на просвещение столько внимания, что к удивлению Азиатцев при нем доверенность и почести снискиваемы были не блеском происхождения, не заслугами отдаленных предков, но личными способностями и достоинствами. Но он не имел времени довершить свои предначертания и возрадоваться успешным последствиям оных, ибо все сии мирные занятия прерываемы были [73] военными, бурными обстоятельствами как то случилось в 1770 году, когда Турки в соединении в Лезгинцами выступили из Ахальциской области в поход против Грузии угрожая ей величайшими бедствиями. Царь Ираклий поспешил защищать пределы своего Государства, и на дороге при Квишхети получил от блаженные памяти Императрицы Екатерины Великой орден Св. Андрея первозванного в ознаменование покровительства и благоволения. Он встретил неприятеля на границе и тотчас вступил в кровопролитное сражение продолжавшееся несколько дней. Несмотря на превосходное число неприятелей, победа постоянно пребывает сомнительною и кажется вызывает все воинские таланты питомца своего Ираклия, которой видя наконец, что [74] его воины начинают отступать в беспорядке, остановляет бегущих, старается их ободрить, просит их в последний раз быть послушными, и приказывает только следовать за ним, обращается и нападает быстро на неприятелей. Битва делается всеобщею и смертоноснейшею, каковую только можно вообразить, и храбрые Грузинцы опрокидывают Турков с Лезгинцами, кои пришед в совершенный беспорядок бегут пред победителями бросая оружие, между тем как посланные от Царя сожигают позади их построенный ими на реке Куре мост, для остановления могущих прибыть к ним из Ахалциха вспоможений, так, что все сие войско истреблено как мечем так равно и разлитием сей реки. При сем случае Царь Ираклий убил [75] своею рукою вождя Лезгинцев, Малачина, прозванного Кохтабелади т. е. Щеглый-Вождь, который пред начатием битвы присылал к нему сказать, что естьли он мгновенно не отступит и не примет их предложения, то получит смерть именно от его руки. В следующем же году Царь Ираклий овладел в Ахалцихской области крепостию Хертвиси, а потом присоединил к себе Имеретинского Царя Соломона I-го и обложил крепость Ахалькалаки разбив стоявшее там Турецкое войско но внезапная болезнь Соломона остановила дальнейшие успехи сего похода.

Несмотря на все старания Царя Ираклия об установлении несменного войска, он никак не мог преодолеть в том препятствий встреченных им по разным [76] обстоятельствам. Но чтоб однако же не оставить сего предприятия без какого либо исполнения, он учредил военное дежурство, распространив его на все состояния народа, исключая духовенство. Сие военное дежурство разделяло все военные силы Грузии на шесть отрядов или корпусов, из коих каждый по одному месяцу летом долженствовал пребывать в Тифлисе, или в другом каком либо месте по предварительному назначению для чрезвычайных и неожидаемых обстоятельств; над сими корпусами начальствовали по очереди как сам Царь и дети его способные к военной службе, так и прочие отличнейшие Сардары. Сие учреждение в полной мере оправдало надежду Грузинцев совершенным [77] прекращением набегов и частыми победами над неприятелем.

Царь Ираклий желая потом положить конец честолюбивым покушениям Персиян и Турков, сделал последнее нападение на Ериван, покорил его, наложил на сие Ханство потомственную дань и в 1783 году заключил с Государынею Екатериною Великою трактат, который на век и неразрывно соединил Грузию с Россиею, а в следующем году от Ее Величества получили: он Инвеституру, а супруга его Царица Дария Георгиевна орден Св. Екатерины первого класса. Но между тем как он занимался возобновлением Бочорской и Горийской крепостей, построением Сигнагской, и населением разных мест, Персидский Шах Магомет раздраженный связию Грузии с [78] Россиею вопреки его предложений и увещаний отвергнутых с презрением, нападает нечаянно на Грузию в 1796 году и так быстро продолжает свое шествие предавая все пламени, что Царь Ираклий не далее как при местечке Соганлуги, в семи верстах или около от Тифлиса, успевает вступить с ним в бой имея войско в десятеро малочисленнее. По двоесуточном кровопролитном сражении варвар врывается в Тифлис столицу всея Грузии, и превращает его в пепел обогащая при том воинов своих несметною добычею, и увозя с собою пленными почти всех жителей кои были потом высвобождены Царем из Ганжийской области, где они содержались. Сия область вскоре потом была занята Генералом Воейковым [79] отряженным туда от славного Российского военачальника Графа Валерияна Александровича Зубова по взятии им Дербенда.

Наконец Царь Ираклий II по установленному в Грузии обычаю с добровольного согласия своих детей, утвержденного как их собственною, так и всех сословий народа присягою, установив наследие престола по боковым линиям, т. е. так чтоб брат наследовал брату, скончался к чрезмерному сердечному огорчению всех подданных в Кахетийском городе Телаве 11 Генваря 1798 года, и тело его погребено в Мцхетской соборной Церкви. Здесь кажется не неуместа присовокупить что Царь Ираклий для вящшей безопасности своего Государства со стороны внешних врагов, разделил Грузию [80] на разные уделы по числу сыновей своих предоставив большую и лучшую часть оной непосредственному Царскому Правлению так, что никакой уже Царь не был в праве обращать ее в уделы. В следствие сего каждый из его сыновей вступил в полное владение назначенного ему особенною грамотою удела, в состав коего входили кроме поселян и Дворяне. Царевичи имели полное право отчуждать удельных крестьян со всеми их собственностями порознь или целыми семействами, либо целыми селениями жалуя их Князьям, Дворянам и проч. и их жалованные грамоты имели равную силу с Царскими; отправлять правосудие по делам Гражданским и по уголовным, когда преступления были маловажны, впрочем смертная казнь или [81] увечье предоставлено было собственному суждению Царя. Они имели своих придворных чиновников и проч. и употребляли удельные доходы на содержание своего двора, жалованье чиновников и прочие расходы будучи всегда готовы с собираемыми в их уделах войсками устремиться при первой надобности к защите отечества. Каждый удел по смерти своего владельца, возвращался под непосредственное владение Царствующей особы, если он не оставлял наследников мужеского пола, в противном же случае делился между наследниками по общим Грузинским узаконениям. Кроме сего наследственного удела, сии дети не имели права ни на какую в Грузии собственность. Даже и наследники сколькоб их ни было того из Царевичей, [82] который был возводим на престол, ничего более не могли получить как только удел их отца; они должны были разделить его между собою. Царевич мог лишиться удела только за Государственную измену обнаруженную и ни какому сомнению неподверженную но таковое лишение не простиралось на его потомство. Покойный Царь Георгий Ираклиевич при восшествии на трон торжественно присягнул по установленному порядку в твердом сохранении сего постановления, так как и всех прочих учреждений. Он скончался 28 Декабря 1800 года и был последний Царь. Тогда то Грузия, утомленная частыми беспокойствами и бедствиями, к совершенному благоденствию своему поступила под [83] высокий Всероссийско-Императорский покров и вечными узами соединила судьбу свою с блестящею судьбою Богом возвеличенной России.

Конец.

Текст воспроизведен по изданию: Обозрение истории грузинского народа. М. 1814

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.