|
№ 278 1828 г. апреля 28 — Поручение министерства финансов ст. советнику Сальваторе «обозреть положение Закавказского края» (См. док. № 281) № 10568 Для окончательного соображения о таможенном устройстве в Закавказском крае, для открытия тех способов, кон бы могли вести к [489] распространению персидской торговли, а равно для других по сему краю и особенно Армянской области наблюдений, к государственному богатству относящихся, угодно было г. и. изъявить по представлению моему согласие на отправление туда в. высокородия, с чем вместе назначен сотрудником вашим по таможенной части начальник Астраханского округа, н. с. Хрипков. Дабы познакомить вас с видами правительства в отношении к тому краю, вы получите из Департамента внешней торговли все сведения о разных предположениях, которые откроют вам главнейшие препятствия, не дозволявшие доселе устроить торговую часть в Закавказской области с желаемым успехом, а именно: а) неопределительность границ наших с Персией; б) затруднительность удостовериться в действительном происхождении привозимых из Персии товаров и в) предположения о поощрении при Закавказском торге произведении российских посредством некоторых дополнений к указу 8 октябри 1821 года. Заключенным в сем году Туркменчейским трактатом многие из прежних видов естественным образом изменились, особенно по случаю отнесения границы нашей по Араке. Итак, существенную обязанность вашу составляет поверка на самом месте сообщенных вам Департаментом внешней торговли сведений. Собственно но торговле обязываетесь вы разведать: 1. Какие товары привозятся к нам из Персии, и какие преимущественно от нас туда могут быть доставляемы? 2. До последней войны с Персией торговля с опой пребывала ли более в руках персиян или участвовали в ней и российские подданные; в последнем случае персияне ли подданные наши, армяне ли, или грузинцы, или же собственно русские? 3. Изделия российско-персидских провинций и Армянской области вырабатываются ли на фабриках или частно жителями, и нет ли возможности чрез снабжение знаками или клеймами отличать оные в торговле от собственно персидских товаров, ежели сии не могут быть сопровождаемы свидетельствами? 4. Какой образ взимания пошлин в Персии, и не терпят ли наши товары от высокой оценки или взимания кроме пятипроцентной пошлины других под разными наименованиями сборов? 5. Во что обходится доставление товаров на главные рынки Персии как из иностранных земель, так и из России? 6. Безопасны ли торговые пути из России во внутренность Персии? 7. В какой соразмерности производится привоз товаров в Редут-Кале из Одессы и из иностранных земель? 8. Иностранные европейские товары водворяются ли в Грузию чрез одни порты Черного моря, и чрез какие именно, или и по сухопутной турецкой границе? 9. Какие партии избираются для провоза сих товаров транзитом чрез Грузию в Персию? 10. Может ли быть допущено совершенное запрещение торга закубанским народам турецкими изделиями по уважению могущего возникнуть тайного провоза, есть ли удобность препятствовать сему последнему, и каким образом? 11. Сообразно караванному ходу, какие пункты могут быть [490] избраны для учреждения таможен и застав по персидской сухопутной границе и берегу Каспийского моря? 12. Какие пункты на границе Азиатской Турции и по берегу Черного моря удобнее для учреждения таможен и застав? 13. Не предвидится ли пользы от учреждения в Еривани или Нахичевани складочного места для российских и персидских товаров, куда бы и европейские, назначенные для провоза в Персию, могли быть доставляемы на складку из Редут-Кале или много удобнейшего порта на Черном море, или удобнее сосредоточить торговлю в Тифлисе? 14. Как последним трактатом, с Персией заключенным, Россия предоставила себе право установлять тариф по собственному усмотрению, то какой в сем отношении может быть полезен распорядок в обложении персидских товаров пошлиной соответственно тому влиянию, какое имеют они на сбыт наших товаров, имея, впрочем, в виду, что введение европейского тарифа и строгой запретительной системы в тамошнем крае едва ли возможно и удобно, и может повредить намерению привлечь туда азиатскую торговлю в превосходной степени. 15. Желательно отменить так называемые рахтарные или внутренние с товаров пошлины, почему и надлежит войти о сем в соображение, не теряя однако же из виду казенный доход, особливо в мусульманских провинциях и ханствах. 16. Может ли быть подрыв нашей торговле от сухопутного подвоза европейских товаров в Персию чрез турецкие владения, между прочим, чрез Ерзерум, и какие нужно взять меры, чтобы привлечь ход торговли в наши провинции? Само по себе разумеется, что в. высокородие по ревности к службе пополните вышеозначенные предначертания всеми нужными подробностями, не упуская, впрочем, и других предметов, кои обратят на себя внимание ваше, и наблюдая во всех замечаниях ваших по возможности краткость и ясность в изложении. Что же касается собственно до устройства таможенной части, то имеете заняться сим вместе с г. Хрипковым, и все вообще ваши заключения представить мне и г. главнокомандующему, или ежели от него приказано будет г. тифлисскому военному губернатору, из коих первого просил я доставить мне по изысканиям вашим, по колику касаются оные Министерства финансов, свои заключения. Впрочем, имеете разделять предметы по департаментам Министерства финансов, до коих они относятся, составляя замечания по каждому департаменту порознь. По невозможности определить ныне количества прогонных денег, получите вы в счет их две тысячи рублей, и на случай недостатка я предписал Грузинской казенной экспедиции выдать вам еще на прогоны сколько потребуется, с тем однако же, чтобы вы требовали деньги сии без излишка, и по окончании поручения представили мне в израсходованной на прогоны сумме надлежащий отчет. Сверх сего назначено вам по высочайшему повелению на подъем три тысячи рублей во все время занятия вашего по четыреста пятидесяти рублей в месяц, в счет которых вам здесь будет отпущено за 6 месяцев впредь две тысячи семьсот рублей. Наконец, предлагаю в. высокородию расположить свой объезд с общего с г. Хрипковым согласия, спросясь у главного местного начальства. При сем имеете держаться преимущественнейше мест важнейших по торговым отношениям и вновь присоединенных провинций. [491] Подлинную подписал министр финансов генерал-лейтенант Канкрин ЦГИА Груз. ССР, ф. 2, оп. I, д. 1512, лл. 10-13. Копия. |
|