Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 240

1828 г. январи — Правила, начертанные Н. Аштаракеци для создаваемого в с. Вагаршапате местного самоуправления

*** [438] ***

Архив Матенадарана, ф. диван католикоса, пап. 58, док. 112. Подлинник.

ПЕРЕВОД

Согласно высокому повелению верховного правителя духовенством и распоряжению правления кафедральных церквей св. Престола в селении, называемом Вагаршапатом, по законодательству христолюбивой империи Российской, управляемого этими канонами, все города и селения должны иметь свою голову, судью и попечителя.

Но пока, в настоящее время, наше правление избрало пятерых достойных лиц из среды односельчан — первый — протоирея Казпра Григорова, чтобы он в качестве духовного отца народа, именем бога был попечителем и наставником остальных назначенных членов суда, дабы не смели они исходить из корысти своей и не смели проявлять пристрастия к богатым и притеснять бедных, Второй — ктитора господина Карапета Навасардова, третий — господина Иоаннеса Шамкорова. Четвертый — господина Саака [439] Акобова и пятый — дьякона Симеона Тер-Есайова, чтобы эти пятеро, как отцы и хозяева всех жителей села, христианской душой правили всеми ими, богатыми и бедными, вдовами и сиротами и не обижали никого явно или тайно, не допускали и мысли вершить неправый суд, но по воле божьей являлись судьями справедливыми, дабы и сами были удостоены богом венца неувядаемого в соответствии справедливости души своей.

Нал этими пятью избранными особым надзирателем назначается член правления /Св. Престолом/ высокопочтенный Иосиф вардапет, чтобы вышеперечисленные судьи в случае, если сами не будут в состоянии вынести решение, обратились к упомянутому высокопочтенному вардапету и закончили дело согласно его указаниям. В случае, если и он станет перед неразрешенным затруднением, то следует обратиться в верховное правление св. Престола, которое должно вынести окончательное решение в удовлетворение обиженных.

Для этого верховное правление /св. Престола/ должно передать этим судьям нижеследующий список правил, чтобы заранее ознакомили с ними население Вагаршапата, вы же, судьи, должны все это иметь записанным не то, что в книге, но в сердце вашем всегда записанным, чтобы силой той и разумным судом вашим постоянно благоустраиваться.

Ибо, хотя Вагаршапат ныне является селом, но прежде был царской резиденцией Армении и все вы должны изо дня в день во имя чести и доброго имени ваших предков, вашу справедливость, прямоту, беспристрастность вставить как лампаду на обозрение всем смотрящим и слушающим вас. Ибо как из св. Престола Эчмиадзинского, являющегося кафедральным собором всех /армянских/ церквей, исходят все духовные правила, также из Вагаршапата, как из бывшей царской резиденции, исходила добрая слава о вашем правом суде и было положено начало светского законодательства в пределах всей Армении благодаря христолюбивого императора Николая Павловича и его отличных правителей.

Итак, список моих распоряжений будет следующий.

Прежде всего вы должны иметь особое помещение, где были бы самое меньшее хотя бы на три комнаты, первая для пас, где вы должны будете сидеть и вершить суд; вторая — для писаря и храпения нужных бумаг и третья — место заключения непокорных и уголовных преступников.

Второе — вы должны иметь особого секретаря и писаря, чтобы все процессы и приговоры ваши, вынесенные по важным делам, согласно /законам/ христианского государства и нашим отечественным правилам, не остались бы не записанными. Незначительные же дела можно закончить устно, но по совести. Все дела, которые начнете записывать, обязаны занести в журнал, т. е. в вечный список, а под приговором должны подписаться все члены суда и секретарь. Его подпись будет означать, что это дело внесено в вечный список. Вся ваша переписка, каждая бумага должна иметь свои помер, а также следует иметь особую печать — в центре которой изображение св. Эчмиадзина, а кругом — слова «печать Вагаршапатского суда».

Третье — каждый день, кроме воскресных и господних праздников, а также императорских табельных дней, т. е. праздничных дней, во все остальные дни равным образом, с раннего утра до трех часов [дня] вы обязаны находиться в помещении суда, чтобы никто, кто придет к вам не вернулся ни с чем и лишился бы дневного пайка.

Четвертое — уведомляйте всех жителей Вагаршапата, от великого до малого, чтобы никто из них не смел обратиться к вам с просьбами по своему делу, где-либо, кроме суда, ни в церкви, ни где либо на улице или в пути, или в доме родственников.

Пятое — судьи, да не смеют они ни явно, ни тайно брать взятку или подарков. Ибо взятка ослепляет очи любителей правды. К тому же, это во вред благоустройству могучей империи. И по сему, знайте твердо, что и взяточник, и взяткодавец равным образом подлежит наказанию строжайшими законами высшим правлением св. Престола. [440]

Шестое — да прикажет суд строжайше, чтобы все, кто занимается торговлей, как контрольную имели в виду лишь проверенную гирю св. Престола в тысячу мохалов и в соответствии с этим разделять на пол литра, на четверть и на стил. Меньше которых /гири/ не должно быть ин у кого, ни в лавках, ни в дому. А также в качестве меры вина и водки употреблять то, что будет установлено св. Престолом, а все прежние, гири, и меры уничтожить. А также применять меру длины газ, полгаза, четверть и, чтобы оба конца были отмечены клеймом вашего суда.

Седьмое — суд ваш должен иметь особый флажок — поднятый на высокий шест, с раннего утра до полудня, который запретит богатым и лавочникам, а также прибывшим из других мест закупщикам покупать оптом продукты, хлеб, фрукты, рыбу, мясо, а также напитки — водку и вино, чтобы они не смели закупить ради выгоды своей, или выходить навстречу купцам и обманным путем назначить цену: чтобы затем самому закупать. На первый раз, если он богат или приезжий из других мест крестьянин, оштрафовать на два рубля в пользу училища, которое должно открываться в Вагаршапате. На второй раз за неповиновение оп выплатит штраф училищу четыре рубля, но если тот же человек будучи корыстолюбивым дерзнет противиться данному благоустройству, то будет оп судим строго законами царскими и духовными и наказан. Так же будут оштрафованы и наказаны и богатые лавочники. Бедные же лавочники, пожадничавшие в первый раз дают штраф училищу один полтинник, во второй раз — один рубль, а в третий раз будут судимы и наказаны как указано выше.

Это потому, что вы обязаны позаботиться о вдовах, бедных, сиротах и одиноких, чтобы каждый из них до полудня, по мере своих возможностей мог бы купить и запасаться нужными продуктами. По истечении полудня флажок опускать и тогда до самого вечера каждый свободен покупать сколько хочет.

Восьмое — поскольку бог с небес, а христолюбивый император Николай Павлович на земле оказали несметные и неожиданные милости родине пашей стране Армении, то и каждый христианин обязан проявлять такое похвальное поведение, чтобы опекуны паши — Бог наш и император прославлялись нами. Следовательно и мы, и вы обязаны наставлять и воспитывать в наших подчиненных добрые правы, чтобы никто из-за прежних варварских нравов не поднимал руку на друга своего, не бросал палку в него, или же озверев даже камнями. Также детей своих учите не бить друг друга, не сквернословить, ибо тот, кто бьет — зверь, а тот, который скверословит или проклинает — дом и обиталище сатаны и его демонов.

Судьи должны следить также, чтобы молодые люди оставили безстыдство и если они не являются очень близкими родственниками, то не должны ходить, давая повод для подозрений. А если дерзнут, то согласно апостолу Павлу, их следует осудить и наказать, ради спасения души.

Девятое — поскольку вера и благоустройство от осведомленности, а осведомленность от слова Христова, то вы, судьи обязаны проявлять особую заинтересованность, чтобы в селе вашем открыть школу, в которой дети ваши воспитывались бы на божественных писаниях и являлись бы добрым примером для других.

Десятое — с наступлением весны вы должны назначить сторожей в необходимом количестве над полями и садами, для распределения воды. Необходимо проявлять особую осторожность, чтобы скот не причинил ущерба полям и садам. Если чей-либо скот причинит ущерб другому, то не следует поднять ссору, но потерпевший должен явиться к вам на суд, а вы, судьи, обязаны справедливым решением удовлетворить потерпевшего брата вашего, а если наносивший ущерб скот будет ваш, то тем более проявляйте справедливость, чтобы другие брали с вас пример.

Одиннадцатое — если будет какое-то необходимое повеление будь-то от имени государства или св. Престола насчет повинностей или отправки человека или слуги, то бедных не следует обижать. Следите, чтобы такие случайные повинности нес ли богатые и средние люди, в соответствии достоинству своему. Но если будет необходимо, можно бедных также и их скот использовать на этих работах. И если случится разместить [441]

Гостей, то к бедным не направлять людей и в конюшни их не разместить лошадей, это непосильно им. А если вам надо лично работать, тогда вы можете нанимать этих бедных, чтобы работали за вас. Они обязаны работать только в свою очередь, а не чужих.

Двенадцатое — согласно древним обычаям и обязанностям всяким, все односельчане, работающие для святого Престола, свободны от каких-либо налогов и эта свобода от налогов должна твердо соблюдаться вами. Кроме того, во всех других случаях, если нужно будет работать для святого Престола, то население ваше должно безропотно и немедленно придти и работать по распоряжению правления.

Вот те двенадцать правил, которые вы должны соблюдать. Кроме всего этого, если в свое время будут распоряжения верховных правителей, правление святого Престола обязано принять любезно и осведомлять наш суд чтобы покорность ваша была видна всем и вы будете удостоены похвалы и почести и святейшим католикос по возвращении видя эти благоустройства, радуясь этому благоустройству помолился за всех и благословлял и вы, судим, будете вознаграждены за труды ваши е. с. католикосом.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.