Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 235

1827 г. декабря 2 — «О правилах, которые должны служить основанием при управлении Эриванской провинцией и проч.»

(Заголовок документа)

С. Петербург

Во исполнение высочайшего е. и. в. повеления особо назначенные нижеподписавшиеся лица, по прочтении записки министра финансов и других бумаг, относящихся до Эриванской провинции, имев рассуждение о том, на каком основании должно быть устроено управление сего края, впредь до окончательного учреждения в оном властей, полагают принять следующие правила:

1. Для управления Эриванской провинцией, то есть ханств: Эриванского и Нахичеванского, и прочих земель, вновь приобретаемых, а впоследствии, по особому усмотрению, Шурагеля и Бамбаки, вместо нынешнего временного правительства, учредить, при первой возможности, под главным начальством ген.-адьютанта Паскевича, в Эривани или другом удобном месте, особое управление, состоящее: из воинского начальника того края, из двух советников из российских чиновников, одного по полицейской, другого по финансовой части, и двух асессоров с одним совещательным голосом, одного из почетных армян, а другого из почетных магометан. [Управлению сему придать нужную канцелярию] и переводчика; и, сверх того, при [о]ном начальнике определить пись[моводи]теля и грамотного переводчика для [дел] собственно от пего зависящих. Чи[новника] по части финансовой командировать [со сто]роны министра финансов, а определение] другого предоставить ген.-адъютанту Паскевичу.

2. В Эривани или другом удоб[ном] месте, и в Нахичеване или Абас [Абаде] устроить управления, подобные горо[дским] в других Закавказских областях, [опре]делив при каждом и казначея.

3. При управлении сей провинции полагается необходимым принять общим правилом, чтобы христиане ни в каком случае не зависели от мусульман, а непосредственное управление сими последними было составлено из единоверцов.

4. Вследствие сего правила расп[оря]диться следующим образом:

а) Внутреннее управление армянских обществ в городах предоставить их старейшинам или головам;

b) Оседлых армян, живущих в селениях казенного ведомства, если ныне управляются мусульманскими наибами, вместо того поручить в управление бекам из армян или другим почетнейшим людям из оных. Если в таковых селениях живут и оседлые мусульмане, то оставить их в управлении своих наибов, равно как те селения, где живут одни мусульмане. На сем же основании поступать с округами казенных селений, поверяя оные относительно армян почетнейшему беку из армян, а относительно мусульман — почетнейшему наибу.

с) Наличных наибов казенных мусульманских селений оставить при своих местах, доколе дурным поведением или управлением не вынудят правительство их сменить. На места отлучившихся определить других, по усмотрению главноуправляющего.

d) Те селения, которые принадлежат всегдашнему или временному владению мусульманских ханов, бек[ов], чиновников, оставить при [422] [них с] тем только, чтобы живу[щие в] оных армяне избрали для вн[утрен]него своего управления старей [шип, кон] бы наблюдали за исполнением [всех] повинностей армян к владельцам и] заступали первых в случае [надобно]сти и имели над ними внутреннее] управление и расправу.

с) Имения тех владельцев, кон отлучились, поручить до времяни в управление благонадежным людям.

f) Кочующие народы должны остаться в управлении своих родоначальников, а на место отлучившихся назначить тех из родственников их, в виду управляющих временно, коих начальство признает покорными российскому правительству.

5. Впредь до дальнейшего устройства судной части предоставить христианам и магометанам разбираться судом, по гражданской части, посредством духовных и старейшин, и молл или кадиев, предоставляя им однако разбираться и в городовых правлениях. Тяжбы между христианами и мусульманами разбирать в оных же; на городовые же правления принимать жалобы в управление провинции, доколе не учредится особый аппеляционный суд. Уголовные дела, не относящиеся к воинской части, вершить в городовых управлениях и ревизовать, впредь до дальнейшего устройства судной части, в Управлении провинции, представляя приговоры оного на окончательное утверждение главноначальствующего.

6. По заключении мира назначить срок возвращению отлучившихся из Эриванской провинции жителей, христианам пяти, а мусульманам двух лет. Христианам, возвратившимся в сей срок, отдать их собственность, однако без вознаграждения за прошедшее время, принимая их в подданство. Ханам, бекам и чиновным людям из мусульман, если явятся и примут присягу подданства и верности, возвратить также все то, что признано будет точной их частной собственностью, но также без вознаграждения за прошедшее время. При сем однако иметь в виду, какого рода, по азиатским обычаям, сия собственность; составляет ли она наследственное или одно временное [владе]ние. С возвратившимися лицами не [де]лать отнюдь каких-либо условий, [кои бы] дали им политические права, стесняющие свободное управление тем краем, ибо в сем не настоит ни малейшей надобности; следовательно, и прежние .политические права им не возвращать без высочайшего разрешения. Сие относится и до возвращающихся родоначальников кочующих народов. По истечении назначенного срока имения невозвратившихся почислить в казенную собственность, а о родоначальниках делать особое представление.

7. Вместе с тем обнародовать, что те люди, как христиане, так и магометане, кои вновь пожелают поселиться в Эриванской провинции, могут беспрепятственно и с свободным вероисповеданием жить в городах; тем же, кои намерены заниматься разного рода земледелием, отвести свободные казенные земли с трехлетней льготой от всех податей. Впоследствии же обложить их на общем основании. Так же позволить им жить по условиям на землях владельцев.

8. Кочующим народам объявить, что они свободно могут кочевать в тех местах, где поныне имели кочевья с тем, чтобы не выходили из российских границ. Притом, по заключении мира, обложить их соразмерною данью.

9. Управление Эриванской провинции имеет обязанностью пещись о восстановлении и поддержании тишины и спокойствия и о наблюдении [423] за подозрительными лицами в своем округе; оказать покровительство жителям разного происхождения; принять меры осторожности от чумы; исполнить повеления главнокомандующего о продовольствии войск, снабжении крепостей, и по прочим военным предметам; возобновить сношения торговли и промышленности, покровительствовать оным, обрати особенное внимание притом на усиление произведения хлопчатой бумаги и на улучшение оной; собирать подати и продавать взятые от неприятеля и собранные вместо подати произведения; управлять казенными заведениями и так далее. Дела, собственно военные, относятся до военного начальства исключительно. По части статистической и хозяйственной, Управление обязывается собрать в возможной скорости посредством городовых правлений и других способов ближайшие сведения или дополнить собранные уже:

о народах разных племен, в оной обитающих, и о примерном числе их;

о городах и селениях и казенных зданиях в оных; о хлебопашестве, скотоводстве, шелководстве, садоводстве и разных земных произведениях; о торговле, фабриках и промышленности вообще;

о ныне существующих налогах и разных отраслях доходов; о десятине, взимаемой натурой; об откупных и оброчных статьях, казенных мельницах, разных заведениях, садах, землях, горных заводах, соляных источниках, и проч.;

о правах разных классов людей и о внутреннем устройстве обществ;

о существующих разного рода постановлениях; о разных частных владениях; о разных церковных имуществах; о прочих полезных статистических сведениях.

К удобнейшему собранию сведений, нужных для полного камерального описания, стараться получить те бумаги, реестры и описания — о землях, доходах и проч., которые находятся у бывших ханов и беков. При описании казенных земель держаться ближайшего на сей раз способа, означая оные живыми урочищами, и предоставляя обмежевание их будущему времяни. Сведения сии представить, не дожидаясь собрания всех подробностей, елико можно скорее, а потом дополнять оные.

10. Согласно сделанному уже распоряжению, доходы Эриванской провинции на первый раз должны быть собираемы на том основании, как во время персидского владения, но до восстановления мир [а, по ме]ре возможности, и вообще без тех [притеснений и обид, кои допускаются [в персид]ских владениях. С другой стороны... но однако уронить вовсе какие-либо [источ]ники доходов, прежде существовавших или же уменьшить положенные [без] особого высшего разрешения. Вместе с тем поручить ген.-адьютанту Паскевичу сообразиться, не нуж[ным ли най]дет, с заключения мира, дать льготы [в] некоторых податях и повинн[остях], со сложением, по мере надобности, [с] них недоимок. О прекращении те[х по]датсй, которые взимались с армян за свободное вероисповедание, войти немедленно с особым представлением, а равно об уничтожении других не прим (Текст поврежден)... доходов, буде таковые существуют ...шем устройстве финансовой ...обще, впоследствии должно в... особое распоряжение. Что касается из кульптских источников, то [424] взимая доход казны на месте, освободить оную от привозной таможенной пошлины.

11. Доходы должны поступать к казначеям, а остатки от них в Грузинскую казенную экспедицию, на которую возложить и ревизию счетов, но внутреннее управление доходами, на первый раз, должно зависеть от Эриванского управления.

12. В Управлении Эриванской провинции дела решать по докладу советников, по выслушании, в потребном случае, мнений ассесоров, с утверждения военного начальника, от имени которого исходят все бумаги, кроме справок и подтверждений, которые могут быть подписаны советниками. Дела вести на канцелярском обряде, однако в важных случаях делать записки, с прописавшем мнений ассесоров, подписанные советниками и утвержденные военным начальником.

13. Для открытия естественных богатств природы послать горные партии; и с заключением мира особенно спешить устройством соляных источников в Кульпте.

14. Как устройство торговли и транзита в тамошнем краю вообще, так и особенно устройство таможен, избрание приличных пунктов для оных и для застав, устройство или уничтожение рахтарных повинностей (таможенных по дорогам сборов), и прочие сюда относящиеся предметы составляют особенно важную часть, то предоставить министру финансов, по заключении мира, отправить нарочных чиновников для соображения всего туда принадлежащего с тем, чтобы они представили предположения свои главноначальствующему, а сей последний сообщил о своем заключении министру финансов.

15. Военному начальнику Эриванской провинции предоставить и пограничные сношения; по важным же предметам обязан он доносить главноначальствующему.

16. Управление духовными делами армян предоставить архиепископу Нарзесу, под верховным руководством патриарха Ефрема. Духовные имения должны остаться неприкосновенными; наблюдать однако, чтобы не были присвоены церквам и монастырям имения собственно казенные или принадлежавшие невозвратившимся владельцам и жителям.

17. Что же касается до будущего устройства тамошнего края, в отношении воинской безопасности, постройкой укреплений и принятием других мер, то нижеподписавшиеся не входили ни в какие рассуждения, ибо предначертание нужных о сем правил зависит собственно от воинской части.

18. В необходимости улучшения сухопутных сообщений по всему Закавказскому краю вообще не может настоять сомнения, почему полагается нужным, чтобы тамошнее главное начальство занималось сим предметом, при первой возможности.

Правила сии полагается препроводить к ген.-адьютанту Паскевичу для руководства при подробном устройстве гражданского управления Эриванской провинции, о котором он должен представить на высочайшее разрешение. Причем признано однако за нужное писать особо ген.- адьютанту Паскевичу, чтобы он по тем статьям сей записки, которые относятся к освобождению христиан от произвольной власти магометан, вошел в особенное соображение и, не обнародывая содержания, их, представил г. и. на дальнейшее высочайшее усмотрение отдельно от прочих предметов.

Копии сей записки, если она удостоится высочайшего утверждения, сообщить со стороны начальника Главного штаба, сверх ген.-адьютанта Паскевича, министерствам иностранных и внутренних дел, и [425] министру финансов, — и выписку но духовной части Главному управлению иностранных исповеданий.

(Три подписи).

На все согласен, кроме 4-й статьи, литера 1, по которой изложено мое мнение 2 декабря сего года

И. Вельяминов
Егор Канкрин

Замечания на 4-ю статью литера d и на 7-ю статью записки о правилах, которые должны служить основанием при управлении Эриванской провинции и прочая.

На 4-ю статью литера d (Все подчеркнуто автором документа). Предоставление армянам права избирать для внутреннего управления старейшин, кои бы наблюдали за исполнением законных повинностей армян к владельцам, заступали их в случае надобности, и имели над ними внутреннее управление и расправу, есть, конечно, благодетельнейшее установление для армян; но оно, в самом основании потрясает владельческое право ханов, беков и прочих мусульманских чиновников. Ни малейшего нет сомнения, что таковое постановление чрезвычайно встревожит мусульманских владельцев как во вновь приобретаемых провинциях, так и в приобретенных. Можно заранее предсказать, что армяне, как народ хитрый, пронырливый и коварный, и возбуждаемый еще врожденной ненавистью к мусульманам, посредством избираемых ими старейшин не только уклоняться будет от законных повинностей к своим мусульманским владельцам, но даже будет стараться выйти совершенно у них из зависимости, отчего проистекут бесконечные тяжбы. Предоставление сим старейшинам внутреннего управления и расправы, не определив со всевозможной точностью и подробностью, в чем именно должны состоять сие внутреннее управление и расправа, и до какой степени власть хана или мусульманского владельца должна простираться над наследственными или жалованными ему армянами и их старейшинами, даст повод сим последним к ужасным злоупотреблениям, а мусульманских армянами владельцев заставит беспрестанно страшиться, что они их лишатся и неминуемо заключить, что таковое постановление сделано для их притеснения. Равным образом предоставление права армянскому старейшине заступать место своего мусульманского владельца, в случае надобности, покажется для сего последнего весьма оскорбительно:, ибо старейшина может выбран быть и из простых земледельцев, а мусульманской владелец всегда бывает либо наследственный родоначальник, либо заслуженный чиновник; и в случае своей отлучки или какой-либо другой надобности управляющим вместо себя назначает сам, по своему выбору, кого-либо из своих родственников или к нему приближенных. Одним словом, сне постановление будет содержать всех мусульманских владельцов в беспрестанном страхе, что они лишатся армян им подвластных и утвердит их в мнении, что правительство изыскивает средства к их притеснению. От моря Черного до Каспийского, во владениях, России принадлежащих, по крайней мере две трети жителей исповедуют магометанскую веру н, мне кажется, весьма невыгодно вводить постановление, которое может поколебать верность к нам столь сильного населения. Порта [426] Оттоманская и персидское правительство, никогда нам не благоприятствующие, чрез тайных своих агентов выставлять будут сне постановление всем подвластным нам мусульманам, как нарушение их прав и как нарочно учрежденное для их притеснения. Для сих неприязненных нам магометанских держав постановление сие будет служить искрой для воззжения, при первом удобном случае, всеобщего мятежа в наших мусульманских провинциях. А потому в полном будучи уверении, что таковое постановление произведет всеобщее негодование между всеми подвластными нам мусульманами и может иметь самые гибельные последствия, я за непременную свою обязанность почел представить об оном мое мнение, и есть ли Комитету благоугодно будет оное уважить, то я думаю, что в селениях, коими ханы, беки и прочие мусульманские чиновники владеют по наследству или по грамотам, лучше управление армянами оставить на теперешнем их положении, тем более, что всякий притесняемый армянин вправе жаловаться на своего мусульманского владельца узаконенным порядком или, есть ли не угодно, чтоб армяне принадлежали мусульманам, то причисля первых в казенное ведомство, владельцам оных дать вознаграждение, соразмерное получаемому ими с них доходу. Таким образом и армяне будут облагодетельствованы, и мусульманские владельцы не будут иметь причины жаловаться на нарушение их прав.

На 7-ю статью. По высочайше утвержденному положению о поселенцах в Грузии от 22 октября 1819 года третьим пунктом оного предоставлено поселенцам право льготы от платежа казенных податей на шесть, а от земских повинностей на три года. Не благоугодно ли будет сию же льготу предоставить и поселенцам, переходящим в Эривань и Нахичевань и вообще распространить на них все выгоды, сим положением предоставленные. Санкт-Петербург, декабря 2-го дня, 1827 года.

Генерал-лейтенант Вельяминов I

ЦГИА Груз. ССР, ф. 2, он. 1, д. 1911, лл. 2-10. Подлинник.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.