|
№ 51 1802 г. апрель. — Письмо архиепископа Ефрема А. Б. Куракину о положении в Эчмиадзине и воз шествии на престол Даниила /л. 103/ Сиятельнейший князь, милостивый государь! На просьбу мою о свидании с в. с. изволили приказать, чтоб изъяснив всю нужду на бумаге подать, то и имею честь донести нижеследующее: Армянская нация поелику безпомощна и заключена под бременем варварскаго служения, яко разбросанное стадо без пастыря, находясь без покрова, единственно всю надежду свою твердо полагает на всемилостивейший престол высокой империи всероссийской, так что, получа рапы от певеровавших во Христа, ко излечению оных поспешно прибегает к высочайшему и всемилостивейшему покровительству в. и. в. и находит в горестное наше время облехчение, защиту и утешение. [90] Даже и идолопоклонники, кои творца неба и земли не признают, а делам рук человеческих отправляют служение, без всякаго сопротивления в точности сохраняют их положение и чрез покровительство авгусгейшаго императора, они ни от кого притесняемы не бывают, так же и разнаго закона народы. А армянская нация высочайшею милостию и покровительством издревле сугубо всегда пользуется, во первых яко христиане, во вторых, что собственнаго /л. 103об./ царства своего лишены, а потому с несомненною надеждою держим вскрылие порфиры всемилостивейшаго императора; да будет он пасти нас, а всесильный скиптр и держава его да будет нам утешением. С давних времян по поручению святых отец, наша армянская церковь имеет учреждение, что без избрания нации и осторожнаго разбирательства никто да не дерзнет сам собою приступить к высочайшему патриаршему сану, поелику церковь божия, даже во времена посвящения кого либо во иереи, то и о сем требует свидетельства от народа, то как же судить о пастыршем звании, которой есть глава и всеобщий отец, и для какого избрания 1500 человек из архиереев и горных монахов в ненарушимыя учреждения положили, дабы никто не приступал к тому званию насильственно и помощию незаконных варваров, и благо дать помазания духа святаго, (которое имеет снийти на покорных и на ниских и кои трепещут слову его) без народнаго избрания не присовокуплять, ибо таковое звание противу закону. Оное учреждение с переводом при сем приложено под литером «А» на разсмотрение, что араратский престол сохранил /л. 104/ то поручение святых отцев, и когда надобно возвести кого в патриархи, то преосвященные члены его архиепископы, собравшись воедино синодальный чинят собор и достойнаго назначив, общественным листом уведомляют нацию, от коей получив согласие начинают помазывать. Подобное сему избрание случилось по кончине покойнаго патриарха Луки. Упомянутые преосвященные синодальные члены избрали арх.-еп.-а Даниила, которой тогда был титулярным патриархом в Константинополе и приготовя общественные листы избрания послали чрез Давида еп.-а, силою ныне восшедшаго на престол, чтоб его Даниила пригласить; сие есть первое избрание. Второе же по кончине патриарха Иосифа, паки его же Даниила арх.-еп.-а назначили, присягнув пред святыми мощами не признавать никого, кроме его и, сделав общественный лист чрез двух епископов и двух архимандритов послали в Тохат, паки приглашать его преосвященнаго Даниила на патриаршество. О обоих сих избраниях два общественныя листа, в коих подписался и Давыд еп., ныне именующий себя патриархом под литерою «б» при сем на разсмотрение же в. с. прилагаю, точно ли дважды он преосвященный Даниил нациею избран или нет. Но в то время лишь успел он Даниил прибыть с принятою сану его /л. 104об./ почестью в город Боязит, отстоящий от Араратскаго престола в 50 верстах, услишал, что Давид ен. несправедливо принял то звание с помощию архимандрита Григория, надеясь на ереванскаго хана, силою получил дар помазания духа святаго. Но Даниил, дважды лишенный, остался в Боязите, свидетельствуют сие письма [91] епископов святаго престола, коих переводы при сем же под литерою «В» значат. Естьлиб Даниил не был избран нациею, когда Давид объявил свое беззаконие, для чего же единогласники святаго престола поспешили в бегство, говоря, что мы без согласия нации против законов божиих не можем помазать, а потом войско ереванскаго хана догнав их с великим устрашением возвратили назад, и насильственно заставили помазать Давыда. И когда бы на патриаршествование Давыда нация была согласна, почему же прежде он помазался, а потом, силою зделав общественный листы, послал в Константинополь, что ясно видеть можно в том же листе под литерою «В». Видя же себя жалостный Даниил противу божияго узаконения лишенным патриарша престола, прибег к правосудию благовернейшаго всемилостивейшаго /л. 105/ императора нашего, прося суда справедливаго, почему е. и. в. коего дражайшую жизнь да продлит господь долгоденственно, при восшествии на самодержавный престол, и приняв императорский венец, увенчал и желание бедной нации нашей, и не так яко Левит мимо и дено подобно самарянину. умилосердясь излечил раны священноначальнаго сана, утвердив оставленнаго, оставляя добрый пример для будущих времян, чтоб не дерзал и другой, кто без согласия нации приступит к тому званию, и о сей невозвратной милости императора Константинопольский посланник, г. Томара, уведомив нацию, преисполнил их несказанною радостью и, возсылая они молитвы ко всевышнему о долгоденственном сохранении всемилостивейшаго императора, прошение подали турецкому султану и получив ферман, послали к Даниилу, чтобы он для помазания себя отправился во святый престол и тому уже пятый месяц, что начиная от Константинополя до Баязита, во всех церквах армянских преосвященнаго Даниила воспоминают во время литургии, и константинопольский патриарх, арх.-еп. Григорий, от лица всего общества пишет нам благодарность, прислав при оном и несколько копий, коих всех переводы вложены в конверт и у сего под литерою «Г» представляется, Давыд же услышав, что оставленный по милости августейшего императора нашел правосудие, бросился паки к ереванскому хану говоря, что Москва и Туреция мне неприятельствуют, вся надежда моя на ереванскую крепость; во свидетельство изменичества его имею я собственноручное его письмо, которое при сем же под литерою «Д» подношу купно с реестром покраденным вещам из святаго престола. И тако, противясь невозвратной милости императора и желанию всей нации, не пускает законнаго патриарха преосвященнаго Даниила въехать в престол, но ханским устрашением бедных тамошних епископов силою заставляет писать общественныя листы и упомянуть в оных, что наш патриарх есть Давыд, и таковыя писания разсылает сюда и в Константинополь и якобы не имев никакого дела с иноверцами показывает себя, что он надеется на высокую милость августейшего императора. Может ли быть ложь более сего, там надеется он на персидскую власть, говоря, что Москва мне не приятельствует, что вся его надежда ереванская крепость, а сюда такие посылает письма. Покорнейше прошу в. с. [92] то его собственноручное письмо разсмотреть и чрез то познать его верность, или изменничество, но он все сие делает по научению архимандрита Григория. /л. 106/ О духовном завещании говорят они, якобы Иосиф патриарх завещал о Давыде, но естьли б и точно завещал и то б было незаконно, ибо патриарх должен быть по избранию нации, не по завещанию, а кроме сего таковаго завещания и не было, поелику я имею собственноручно написанное духовником его, которое при сем прилагается под литерою «Е». Да будет известно в. с. и о том неповиновении и насильствовании его, что даже по дорогам поставлены им люди помощию ереванскаго хана. И естьли отсюда, от нас посылается туда или от преосвященнаго Даниила бывают посылаемы сюда письма, то оные отнимают и распечатывают, а от сего опасения и не получаю и более оттуда писем. О сем пишут ко мне из Тифлиза и Еревана, из коих некоторыя письма с переводами при сем под литерою «Ж» прилагаю. Сиятельнейший князь! Я не восхваляю Даниила, по единственно ходатайствую о законе и вере, кои день ото дня будучи менее исполняемы, уничтожаются и поскверняются и естьли законно национальным избранием кто либо из последних монахов возвысился бы до таковой степени, стопы его согласился бы я возложить на главе своей. Но это величайшая болезнь и раззорение святому престолу нашему, что один человек для своей славы закон и веру нашу повергает к подножию, пречистый чин священноначалия, которое есть наместничество Христово,/л. 106об./ предаст поругательству и до того господствует над волею нации, что осмеливается против невозвратной милости августейшаго императора усиливаться помощию одного архимандрита, которой еще не покоясь в своих деяниях, старается утвердить незаконнаго. Хотя нет сомнения, что всемилостивейший император невозвращаемую свою милость, которая в целом свете памятником сделалась, яко солнце истиннаго правосудия лучи разспространившие на всю бедную армянскую нацию, неотъемлемо оставить, но то чувствительно, что жалостный Даниил по сие время в городе Ерзруме остался задержан, не имея средства въехать во святый престол, и вся нация жаждет услышать о помазании его. Я же здесь по высочайшей е. в. воле, имев порученное мне стадо, остаюсь без духовнаго начальника. О сих писаниях для того я по сие время молчал и не уведомлял в. с., поелику милость августейшаго монарха единственно утверждена на законнаго патриарха Даниила, но как архимандрит Григорий еще не престает стараться о незаконном, то я за нужное почел все сие объяснить в. с. Итак, яко к стопам августейшаго императора плачевным взором припадая, приношу сию просьбу к в. с. коей длинное чтение хотя и безпокойнаго, но во славу бога, разсмотрев всю сию, истинно благоволите доложить е. и. в., дабы не осталась истинна покрыта под спудом, и чтоб дарована была всемилостивейшая грамота законному патриарху нашему Даниилу, с коею мог бы он въехать во святый престол, приняв святое помазание в совершенное увенчание желании всей вообще нашей нации, за медленностию же день [93] ото дня святым престол разоряется. апреля « » дня, 1802 г. Милостивый! государь! В. с. всеусердный богомолец *** Ефрем архиепископ в России обитающих армян. АВПР, ф. Армянские дела, 1802 г., д. 185, лл. 103-106 об. Подлинник. |
|