Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 35

1801 г. сентября 19. — Письмо архиепископа Ефрема константинопольскому патриарху Иоанну 60 и местным армянам о необходимости поддержания Даниила 61 и ответные комментарии под текстом с противоположных позиций

(Заголовок документа).

/л. 40 пункты 1/ Копия с письма астраханскаго архиепископа Ефрема.

Высокопочтенному, возлюбленному брату моему Иоанну, преосвященнейшему патриарху великаго града Константинополя, благоверным и благомыслящим чиновникам, амираям 62, эснафам 63 и трудолюбивым художникам и вообще всему благословенному народу константинопольскому — уведомление.

/2/ Страшен мне глас спасителя, яко речет: Горе тому, который называть будет свет тьмою, а тьму светом; горькое сладким, и сладкое горьким. Для чего же безпредельная благость божия светом разума одарила человека, который не чувствует благо и не отдаляет себя от зла; я, несмысленная тварь, воображением чувствуя по которому пути должны они идти, не теряют никогда оную. Даже и в самую мрачную ночь узнают стопы стезей своих; от чуждаго и незнакомаго удаляются; а у тех, коих признают быть добрыми, оставя обыкновенную грубость свою, у ног валяются. — Так на сие жалуется и сам господь, устами пророка Исаия: — познавал стяжавшаго и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша.

/3/ Проснись Константинополь! Проснись и виждь, (Примечание или ответ на несправедливые слова Ефрема архиепископа объявляет сим священному собору святаго Ечьмиацина. а) сказав проснись, доказывает, что нация желает патриаршества Давыда и уже умолкнула, а он сам ее возбуждает к смущению ) как от слабости и безпечности нации нашей разрушились основы веры нашея; законы и учреждения наши в театральное зрелище превратились; /л. 40об./ истины светильник веры нашея под спудом утаен; разум человеческаго рода испорчен, не чувствует он совсем болезни; разум, есть виждь до какой степени достиг! Что же причиною всем сим неустройствам? — ничто иное, как несуществование любви и единогласия.

/4/ Мы, горестныя единоверцы, лишившись царства, душевно утешаемся что имеем в руках наших престол славный Христом основанный — престол святаго Просветителя нашого, коим и славимся у всех во всех нациях; ныне та самая слава наша, соделалась нам поруганием в целом свете. Неужели тамошних святынь силы уменьшились? — нет нимало. Но мы сами соделали святозарный дом тот, домом разбойников: — горе тебе Константинополь в молчании пребывающий! ибо иногда за правду стоя, единогласно и единодушно утверждал ты договоры быть преемником святаго Просветителя по избранию всей нации. А ныне ты инородному повинуешься, который издрал завесу непорочныя невесты.

/5/ Где теперь горестный Даниил? не Константинополь ли возвел его на степень патриарха; не по избранию ли всей нации, и не по [69] совету ли синодальных архиепископов и всех единогласников низвет его от патриаршества, пригласили к верховному патриаршеству всея Армении? (Это ложно — нация просила Даниила довольным быть патриаршеством града сего, а католикоство оставить благовозпоминаемому архиепископу, который был всех славнее между нашею нациею, и более достоин против всех епископов ) По кончине католикоса Луки положен, что /л. 41/ Иосиф архиепископ законный делал предложения, что он был ив старых архиепископов, а более, что соизволения было о нем г. и. Павла 1-го, то тогда и исполнилось желание его быть патриархом армянским, (Здесь недельно говорить о архиепископе Иосифе. Собором вашим писанный лист есть у нас, с оным же и единогласия вашего от каждаго особо к архиепископу Иосифу писанные пригласительные письма здесь мы видели, коего вы призывали на патриаршество ). Почему же бедный Даниил будучи изгнан, ввержен был в страдание. — Взгляните ж на глубокомыслие Иосифа: он не прежде тронулся с места, как давно зная истинное единогласие ваше, ожидал поздравления вашего, и получив оное здесь в Москве, отправился во св. престол.

/6/ Взгляните еще ныне един монах, раззоряя имение покойнаго Иосифа, всеобщую будто б главу, сам собою произвел, (Обвиняете здесь напрасно архиепископа Григория, якобы он сам собою произвел Давида и раззорил имение покойнаго. Со многими печатьми писание архиепископов, монахов, меликов, князей, тысячников, сотников и прочих здесь у нас, равно и у вас есть. Имение покойнаго в присудствии вашем в целости привезено и вручено святейшему католикосу. Чему и здешних жителей 200 человек, бывших тогда по обещанию там, самы очевидцы, кои здесь разсказывая в том свидетельствуют ) Неужели прежния раны напрасный поругания бедному Даниилу не довольны были, что вторичными приглашениями всех епископов и единогласников и по избранию всей нации вывезли вы его из Евдокии в Баязет, и с того времени изнова муча, обругали пред лицом целаго света.

/л. 41об./ Константинопольцы! У меня хранятся разные прозьбы всех архиепископов, кои единогласно и единодушно жалуясь на злаго монаха, вопиют: «что веру нашу он к ногам низверг и хочет Давыда предвозвести, чтоб самому посвящену быть в епископы. И все имущество св. престола сорит тысячами, а так же и нас, силою задерживая, не пускает выехать из Тифлиза. (Некоторых несмыслящих люден жалобу называет он всех епископов жалобою. Вы же довольно знаете для чего не хотели они, чтоб Давыд был католикосом; здесь о том непристойным считаем упоминать ). Но мы присягали пред святым копьем и пред святыми мощами, кроме Даниила никого не признавать, как уже двух епископов и двух монахов послали мы за ним. Ныне же слышим, что и вы, сдержа прежние [70] слова ваши, хвалу воздаете незаконному тому, дав ему же ферман. (Здесь сам Ефрем изъясняет, что мы желаем католикоство Давыда, то как же не постыдился он ложно объявить императору со стороны нашей, что нация не желает Давыда. По сему видно, что он один только не желает, а хочет над нациею властвовать )

/8/ Внемлите, внемлите! он ли должен быть преемником Христовым когда печать свою приложа в листе с другими всеми архиепископами приглашал Даниила; а потом внутренно имея страсть к славе, превратился и посредством неизреченных лихов, битьем и устрашиванием епископов силою заставил себя помазать. Не благодатный дух, но дух дьявольский низшел на него. С того же дня и поныне на деньги единственно он надеится; так что золотую и серебрянную утварь св. престола растопляет, и, не жалея сорит повсеместно ради одной славы, битьем же устрашает всех, как варвар. Константинопольскаго уроженца Оаннеса 64 архиепископа, живаго /л. 42/ мученика, который почти на копье христовом всю жизнь свою полагал, и в то время его управлением пребывал св. престол в спокойствии, сего праведнаго сына, велел он связать и посадив в темницу бил по голове. Просветитель душ наших Григорий 65, недостаток мучения господня на теле своем перенес; а сей недостаток мук его, яко немилосердный варвар, другим всем дополнить. (в сем пункте слова, естьли справедливы, для чего же заграждает он путь к отправлению людей к императору, или ко поднесению писем. Святейший Давид католикос сколько раз просил здесь патриарха Григория 67 и в Астрахане некоторых господ, чтоб присланы были верныя люди в св. престол для разобрания дела; для чего они не послушались и не прислали таких людей )

/9/ Вскройте книгу Нерсеса Шнорали 66, именуемую Инданракан; в главе 4-й статье 44-й написано о таковых беззаконных домогающих патриаршество в престоле, как онаго самаго и приемлющих его апавиме святых отец писание сие предает. Увы нечувствительности нашей. Мы, страшась проклятия единаго священника, спешили от уз избавления просить; но толикаго числа преосвященнейших архиепископов, кои духом святым рекли, нимало не хотим внимать, (Сказанная анафима не для таких достойных католикосов определена, как вам известно, а естьли слова архиепископа Ефрема справедливы, что и поконныя Симеон 68 и Лука Католикосы тожь суть повинны, (что совсем не может быть) ибо и они повелением ереванскаго хана получили престол, мы же почти 9 месяцев не принимали их. А о Давидовом помазании нимало не противились, а сами пожелали его и поднесли ему лист нашей преданности, который вы уже видели )

/10/ Зрите константинопольцы! в здешней эпархии пребывающие армяне, зная ваше двукратное избрание, а паче правдолюбивое ваше /л. 42об./ единогласие, что вы не приемлете того инородца; но напротив, поистине и смерть на себя примете; того для честь и уважение изъявляя вам, когда писали со многими печатьми лист, то писали оный к единогласникам Эчьмиацинским, а не к тому незаконно [71] сидящему. (Здесь противу вышеописаннаго иное говорит; там пишет, что мы согласны на католичество Давида, а здесь присовокупляет: мы знаем, что вы не приемлете и проч: или же, что значит слово инородец, которое здесь он вмещает? мы не понимаем, спросите вы его. (і) Вот как обманул он народ здешний (якобы есть повеление императора свергнуть Давида), чтоб от страха умолкнул он. но потом оказалось совсем иное: император повелел посланнику оставить все на волю нации. Сие лишь мы узнали, стали просить нашего государя и паки возобновили католикоство Давида ) Также на имя всемилостивейшаго императора лист написали они, что Давид не по избранию нации возведен, но чрез злоумышленныя деяния монаха; с коими вместе и из Баязета присланное просительное письмо от арх.-еп.-а Даниила дошло до слуха всемилостивейшаго нашего монарха; весьма изволил он соболезновать и немедленно приказал написать к посланнику Тамаре, чтоб о Давиде ферман был уничтожен, а утвердить оный о Данииле (i) да еще послано повеление к ереванскому хану, чтоб он не вмешивался в дела духовныя и законному патриаршеству Даниила не противился, ибо нация его желает. Сие известие г. Иван Лазаревич 69 сообщил к братьям своим Мине Лазаревичу 70 и Екиму Лазаревичу 71, с коего копию при сем прилагаю.

/11/ Е. и. в. торжественно изволил выехать в сей город, и сего месяца 15-го числа совершилось священное миропомазание при /л. 43/ стечении безчисленнаго множества народа. Во время миропомазания и я имел счастье быть в Соборной церкве, между российскими архиепископами. Ни в какое еще времени одному архиепископу нашея нации еще не случалось таковаго счастья; да и мне невозможно бы хотя было находиться тогда в Соборе, но да будет господом самым благословлен род е. пр. Ивана Лазаревича и братьев его высокоблагородных Мины Лазаревича и Якима Лазаревича, кои, горя любовью ко всей нации нашей, столько старание оказали, что всех вообще вельмож российских как духовенство, так и светских предуведомили о том и меня в Соборе поместили. Истинно они столько держут сторону нации, что оставя попечение о самых себе, пекутся о просвещении нации. Сии старания не для самого себя я оказываю, как прежде сего было (Тут благовозпоминаемаго католикоса Иосифа пренебрегает, яко бы Иосиф для самого себя трудился; а сам он не таков, для нации только старается. Как он смеет свет солнца сокрыть? Блажена б была нация наша, естьли б подобный ему кто нашелся ныне в нашей нации, сколько имела она радости, пока оп был жив, и пока она надеялась, что ученик его арх-еп. Григорий, заняв его место, приведет к окончанию начатое покойным господином своим, по ныне безутешно оплакивает, видя его лишоннаго отеческой епархии, и что место народолюбиваго, раззоряющий нацию заступил ), но хочу до гроба о пользе всей нации пещися и к тому все силы употребить.

/12/ Чрез несколько дней г. и. имеет издать указ, коим и будет объявлено, что нациею желанный есть Даниил и он должен быть [72] католикосом /л. 43об./ (Посмотрите здесь упоминает указ императорский, чтоб нация от страха умолкнула и приняла б Даниила ). Теперь здешний народ, слыша о повиновении вашем тому незаконному католикосу, удивляется; но я знаю, что вы причиною поставляете, что как во время Иосифа страшась посланника то сделали, тож самое и ныне устрашивание посланника побуждает вас так поступать. Правду говорите (Выше говорил он: мы знаем, что вы смерть на себя примете, но не приемлете Давыда, а здесь, как безушный, забывает писанное им и удивляется, что мы его принимаем, и потом научает нас лгать, говоря: скажите что вы страшась посланника, его прияли ). Но теперь скажи вам слово филизофов: Когда уничтожится причина, тогда не будет и причиняющаго. А уничтожить и можно причину вашу; ибо всемилостивейший государь по желанию нации оказал покровительство и милость, утвердив патриаршество Даниила. А я от вас теперь ожидаю присылки общественнаго листа (что поспешите исполнить), из коего и узнаю точныя мысли ваши, дабы от сего времени по воле нации утверждалось патриаршее владение. (Выше хвалился он, что все знает, а потом здесь просит уведомления о мыслях наших. Поелику же мысли наши еще ему не были известны, то ясно доказывает, что он ложно поднес императору прошение от лица нации, якобы она Даниила в католикосы просит. И поелику мы еще не писали к нему писем, и вновь он просит уведомления о намерении нашем так, как же говорит, что император по желанию нации утвердил Даниила; когда мы просили императора о чем либо для Даниила? ) /л. 44/

/13/ Я уверен, что вы от добрых советов не отдалитесь, но боже сохрани, естьли вы пожелаете повергнуть себя к ногам единаго монаха, тогда я нашед себя невинным и свободным с народом моея епархии не буду признавать ни престол мой, ни того тчетно помазаннаго. и не похочу пребыть под клятвою толикаго священнейшего Собора (Вот сим доказывает свою зависть, которая не есть ради истинный, ибо уже не обещает согласоваться избранию нации. И вот сам он от единогласия нации отходит и старается разными способами целую нацию покорить своей воле ). Хотя в прежния времена бывало много неустройств, не так как сие, что даже во время помазания своего магометанских солдатов и работников поставил он при епископах, пред св. жертвенником саблями и другими железными инструментами устрашая, заставил себя помазывать (Зрите какую клевету присовокупляет. Естьли справедливо сие для чего ж не допускает послать разбирателей во св. престол, для чего не допускает обвиняемаго предстать к ответу пред императора? для чего заградил путь и недопускает никого въехать в предели севера, или поднесть императору письмо? и для чего не хочет чтоб архиепископ Григорий оставался в Петербурге и от него слышать ответ о святейшем католикосе Давиде ). Возлюбленный мои! естьли вы на двукратное избавление ваше согласны, то сначала уведомьте меня о намерении вашем, а потом пишите к единогласникам престольным, что вы против воли вашей принуждены были его принять. /л. 44об./

/14/ Но поелику всемилостивейший император благоволил оставить дело на волю нации, чтоб по прежнему обряду и по закону [73] нашему избрать патриарха (Когда император оставляет на волю нации, нация уже избрала и желает Давида, для чего же сам он говорит, что естьли вы будете ему повиноваться, я, отказываюсь от престола? ), то вот дважды нами избранный есть Даниил, сами ли вы или насильством персов, изгоните незаконнаго сего и возведите Даниила. А естьли вы страшитесь персов, то пишите к Даниилу, чтоб он ехал в Ючькилису 72 и там бы был помазан. Богу известно, что я с епархиею моею сие не для пользы и вспомоществования Даниилу делаю, но ради сохранения прежняго добраго порядка, обряда и закона, дабы не совсем к подножию оныя повержены были. Мой долг есть сие делать, то вы /л. 45/ властны противиться благу или нет (Выше говорит, что император запретил ереванскому хану вмешиваться в дела духовныя. Но здесь сам Ефрем уговаривает нас насильством персов или турок изгнать помазаннаго священноначальника, коего сперва приняли мы за нашего отца. Так же знаем мы, что он сие делает не для пользы Даниила, в том не нужно ему и божиться; но не правду говорит, что ради сохранения прежняго порядка то делал; потому что он знает, что естьли патриархом будет Давид, то арх.-еп. Григорий будет архиереем Астраханским по завещанию Иосифа и по указу блаженныя памяти г. и. Павла 1-го, а потому и старается, чтоб в католикосы возведен был Даниил, противившиеся Иосифу, и хочет разрушить все начатое им Иосифом, и чтоб самому Даниилом оставлену быть архиереем Астраханским ). /15/ Я ради двух причин говорю, чтоб Даниил был помазан в Ючкилисе, первое, чтоб тот несть помазанный один остался, и чтоб следующия ему, не могли въезжать в Оттоманскую империю, тогда конечно принуждены будут они изгнать его оттуда. И второе, что я не признаю за благо в таковое критическое время Даниилу быть во св. престоле и тамо оставаться; потому что со стороны персов великия контрибуции воспоследуют. О чем давно же я писал как во св. престол, так и к арх.-еп.-у Даниилу, когда еще он у вас был патриархом, которое письмо вы читали и в том были согласны, (Воззрите, чтоб возобновить великий разбор, каким способам он нас научает. Мы же как в листе пашем со многими печатьми сообщили вам, что случившаяся тогда ссора между Иосифом и Даниилом, равно между российским посланником и Даниилом же, произошла от писаний Ефрема арх.-еп.-а. А вот и сам он здесь изъясняется, что еще и к вам писывал смутный письма, хотя же и сам арх-еп. Даниил имеет вздорчивый нрав, но по письмам арх.-па Ефрема еще более ссора возгарала ). Несть католикос тот сделав Григория епископом послал в сию епархию против воли российскаго народа, который несколько раз общественным писанием своим уведомлял его, чтоб его не посылать; но он нимало не следуя воли общества послал его, который приехав в Моздок какое поручение и безчестие снес от народа, того изобразить перо мое не в состоянии. Да еще после сего какое воздаяние он сносить будет! Здешныя армяне о злых умыслах его [74] /л.45об./ донесли императору, е. в. соизволили дать повеление, чтоб остановить Григория на границе российской. Копии с народных листов с писем от тифлизских четырех епископов, писанных ко мне и к главноуправляющему в Грузии Карлу Феодоровичу Кноррингу и протчих при сем посылаю, из коих увидете все, что происходило. Да благословит господь империю е. в., все возложил он на волю нации, и оставляет тако навсегда великую милость оказывать изволит мне нижайшему, но про самаго себя мне говорить неприлично (Желчь свою проливать на священных людей не ставит он себе за грех, или по крайней мере за стыд. Посмотрите, как он изъясняется, что естьли бы святейший Давид католикос не посвятил Григория в епископы и не послал бы к северу архиереем, то бы он повиновался. А народ, естьли бы не желал архимандрида Григория, когда католикос Иосиф объявил ему, что он посвятит его и пришлет архиереем в Россию, тогда мог бы он возпротивиться; а естьли тогда молчал, следовательно и желал его; да и император повелел ему ехать и, посвятившись, возвратиться; и так явствует, что от Ефрема арх.-еп.-а народ теперь его не желает. Да и не удивительно; естьли в нас отдаленных, письмами своими он заводит толикия ссоры, а там лично сам находясь, упустит ли что не исполнить? И потому да помолим помощи от Господа; ибо он будучи всемогущий Бог, может Савула гонителя избрания и тишины сосудом сделать посредством милости и благотворення всемилостивейшаго монарха и избавить нас от наносимаго им бедствия.

Перевел переводчик Александр Худобашев.

АВПР, ф. Армянские дела, 1803-1809 гг., д. 186, л .40-46. Перевод ). Естьли вы предложите, что и в прежныя времена таковых деянии много случалось, как то во времена католикосов Газара 73, Гютюра 74 и прочих; неужели и тогда они хорошо делали; да и тех осмеивает Микаель Чамчьян 75 в истории своей. Не от ослабления ли нация и. пребывание под клятвою того священнейшего собора не может открыть глаз своих от несщатия. Естьли вы желаете видеть твердость св. престола, вы не имеете в том препятствия. Следуете справедливости, чтоб предыдующия времена могли мы быть свободны от таковых неустройств, и не пребыли б у иноверцев в поношении. Я твердо уверен и здешнему народу ответствовал, что константинопольские армяне не имеют желание, но страшась посланника так поступают. Вот спокойствие сердцу вашему всемилостивейший император по воле и желанию вашему утверждает. В протчем, желая вам высокопреосвященнейшему патриарху, почтенному брату моему и всем благословенным господам амираям и народу всякаго благополучия, пребываю усерднейший богомолец и пока дыхание мое не прервется на правде твердостоящий. Всепокорнейший Ефрем арх.-еп. всех российских армян.

1801-го года, сентября 119-го дня, в столичном граде Москве.


Комментарии

60. Иоаннес (Иоанн) Чамаширджян (ум. 1817) — архиепископ. В 1800 г. был избран армянским патриархом Константинополя. В следующем 1801 г. был низложен Портой и сослан в г. Евдокию. В 1802 г. вновь был переизбран и занял патриарший престол до 1813 г. Сторонник католикоса Давида.

61. Даниил — католикос всех армян (1801-1808). Будучи патриархом Константинопольским (1799-1800), избран католикосом всех армян, однако вскоре был сослан и католикосом стал Иосиф Аргутинский. После смерти Иосифа, Даниил вновь был избран католикосом, но престол захватил Давид V Енегетци. Тогда Даниил рукоположен был католикосом в монастыре «Три церкви» Багреванда, но вскоре был предан в руки Давида. До 1807 г. находился в ссылке в Персии. В 1807 г. персидское правительство вернуло ему престол. Скончался в 1808 г. в Ереване, при осаде крепости русскими войсками.

62. Амира — так назывались привилегированные слои армянского народа, проживающие в центральных городах Турции, располагавшие большим состоянием и влиянием не только среди армян, но и при турецком дворе.

63. Эснафы — ремесленные цехи в Армении, на Ближнем и Среднем Востоке.

64. Иоаннес — архиепископ, сторонник Даниила, епархиальный начальник армян в Грузии, принимал участие в походах русских войск на Ереван в 1804 и 1808 г.

65. Григорий Просветитель Партев — основоположник армянской апостольской (Григорианской) церкви; в начале IV века (301 г.) вместе с царем Тиридатом III Аршакидом провозгласил христианство государственной религией.

66. Нерсес Шнорали (1102-1174) — выдающийся поэт, общественный и политический деятель, католикос всех армян (1166-1174). Его перу принадлежат ряд замечательных произведений, а также труды богословского характера.

67. Григор Хамсеци — архиепископ, патриарх Константинопольский (1801-1802 гг.). Был низложен с престола по приказу султана Селима, как сторонник Даниила, и передан в руки Давида, заточившего его в тюрьму. Впоследствии ему удалось бежать и обосноваться в Тифлисе.

68. Симеон Ереванци — католикос всех армян (1763-1780), видный церковный и литературный деятель. В 1768 г. установил связь с русским правительством. Известен как автор ряда богословских работ, а также труда «Джамбр», представляющий большой интерес для изучения экономической жизни Восточной Армении. Его усилиями в Эчмиадзине были открыты типография и бумажная фабрика.

69. Лазарев Иван Лазаревич (1735-1801) — граф, видный деятель армянского национально-освободительного движения, основоположник Лазаревского института восточных языков. Благодаря своему богатству имел доступ к русскому двору и использовал своп связи для получения помощи от России на восстановление армянской государственности.

70. Лазарев Мина Лазаревич (1737-1809) — из известной семьи Лазаревых, брат Ивана и Иоакима Лазаревых. Проживая постоянно в Москве, он был назначен католикосом Даниилом поверенным у всероссийского двора. М. Лазарев много усилий приложил для освобождения Армении из-под чужеземного ига.

71. Лазарев Иоаким (Еким) Лазаревич (1743-1826) — учредитель Лазаревского института восточных языков в Москве, основанного в 1815 г., видный деятель армянского национально-освободительного движения.

72. Ючкилиса (три церкви) — монастырь в Багревандском районе Западной Армении, близ г. Баязеда.

73. Газар Джахкеци — католикос всех армян (1738-1751). Его перу принадлежат трактаты и стихи религиозного содержания. Активно боролся против распространения католичества среди армян.

74. Гютюр — в 1748 г. был избран католикосом всех армян вместо Газара Джахкеци. Однако был низложен вскоре Газаром Джахкеци и сослан в селение Джахук, где и скончался.

75. Чамчян Микаел (1738-1823) — выдающийся армянский историк и лингвист, член конгрегации мхитаристов в Венеции. Чамчян — автор трехтомной «Истории Армении», вышедшей в свет в 1784-1788 гг. В этом капитальном труде Чамчян впервые дает систематическое изложение истории армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. Написанный с идеалистических позиций, этот труд в течение более века явился основным источником для изучения истории Армении как для армян, так и для иностранцев. Чамчяном написан также и ряд работ лингвистического и религиозного характера.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале drevlit_news

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2023  All Rights Reserved.