|
№ 103 1802 г. декабря 15. — Письмо патриарха Даниила архиепископу Иоаннесу о притеснениях, учиненных Давидом /л. 206/ По обыкновенном приветствии: Да будет известно тебе, душевно возлюбленному моему, что писание твое, писанное к некоему из наших от 10-го числа сего месяца мы видели и порадовались, узнав, что вы все здоровы, и как ты просил в оном уведомить вас об обстоятельствах наших, то мы сочли лучшим сами написать к вам в сердечное ваше облегчение. Итак, после всех происшествий, о коих писали мы вам из Баязета, заплатив они паше того места 75 мешков, купили нас, и с поруганием взяв из места, подобно как пленника некоего доставили /л. 206об./ нас сюда чрез архимандрита Авраама Кольяна и чиновника ереванского хана Ширашибека; а по прибытии нашем сюда поместили нас в малом Газарапате, где и поныне находился в узах, имея при себе архимандрита Нерсеса 110, дъяконов Багдасара и Парсега и дъячка Хачатура Тохатаскаго, вам неизвестных. Потребовали от нас, чтоб мы дали письмо-отречения и взяли оное преисполнение всякое немилости, в коем по получении вы увидите, сколь превзошли они меру зависти, и сколь старается он возхитить себя чрез принуждение и заблужденныя желания. Но как бы то ни было, мы теперь сообразуемся между смертью /л. 207/ и жизнью, требует от нас письма, какое он сам хочет, мы же изнеможенны должны писать по воле его и подписываемся тако: Даниил арх.-еп., единогласник святаго Эчьмиацина. Мы думаем, что скоро заставят они писать к августейшему императору в таком смысле, что поелику я стар и болен, то охотно поручил патриаршество мое такому то. Таковаго ж рода письма заставляют писать и к тебе, к архимандриту Минасу и к Ефрему арх.-еп.-у, многотрудящемуся брату моему; но все мною писанное есть воля принуждающих. Я слышал, что российская империя /л. 207об./ соболезнует о нас, но по сие время никакого облегчения. Естьли же что будет, постарайтесь скорее узнать. Сие же пишу я более для того, чтоб вас уведомить, естьли вы будете о чем писать, то пишите единственно на имя господина Оаннеса, а ни на чье другое, дабы при разглашении о том не приключилось бы нашим более угнетения, коих слабость не имеет силы противиться дерзкому зверству вознесшихся. Не продолжая более извещаем только, что мы еще живы. Естьли умереть нам случиться, то умрем в надежде на господа /л. 208/ Иисуса Христа, естьли же будем жить, то не престанем благоговением прославлять имя его, что удостоил нас быть мучимым, в чем однако же сердца наши не обвинят нас за грехи наши. Слава богу, и слава человеколюбию его, что удостоил нас потерпеть жребий и участь сию к пути благой жизни, молите, да дарует нам терпение сам он господь наш Иисус Христос. Еще же прошу не обвинять нас, что мы не купили самих себя ценою; мы полезнее сочли умереть, а не похотели во имя Христа и во украшение храма его собранныя подаяния употребить на приобретение кратковременной и горестной жизни, /л. 208об./ и на низвержение того человека язычника. Будь благополучен с долгоденствием, и [143] благодать господа бога да будет с тобою навсегда, аминь. Хотя из Баязета писал я. по и здесь упоминаю, что оное письмо, которое взято с меня равно, как и другия, кои принужден я буду писать, не должны быть уважаемы, потому что оныя пишутся с принуждения, а не по моей воле. Подписано тако: Даниил, страждущий католикос армянский. Засвидетельствовано: копия с подлинным сходна. 1802, декабря 15-го дня, Перевел переводчик Александр Худобашев АВПР, ф. Армянские дела, 1802-1803 гг. д. 185, лл. 206-208 об. Перевод. Комментарии 110. Аштаракеци (1771-1857) — выдающийся деятель армянского освободительного движения, католикос всех армян (1843-1857). Борясь за освобождение Восточной Армении с помощью России и восстановление ее государственности, Нерсес Аштаракеци принял руководящее участие в создании добровольческих отрядов армян в годы русско-персидской войны (1826-1828 гг.). После освобождения Армении и создания Армянской области, он был назначен членом временного правления области. В результате столкновения с Паскевичем на почве разочарования политикой царизма, Нерсес Аштаракеци был назначен начальником Бессарабско-Нахичеванской епархии и фактически выслан из Армении (1829 г.). Став католикосом, оказывал сопротивления навязанному армянской церкви царизмом «Положению» 1836 г. Неоценима роль Нерсеса Аштаракеци в деле просвещения. Его усилиями в 1824 г. в Тифлисе было открыто училище «Нерсисян», сыгравшее выдающуюся роль в развитии армянской культуры. |
|