Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

1800 г. февраля 9. — Письмо мелика Абраама и юзбаши Габриела Иосифу Аргутинскому с предложением занять патриарший престол

/л. 41/ Перевод письма Араратских князей мелика Абраама 1 и юзбаши Гавриела 2 и протчих писаннаго к Иосифу архиепископу всего армянскаго народа, обитающего в России из Еревана от 9-го февраля 1800 года. Прежде всего архиеп. Давид 3 по согласию нашему при жизни еще блаженныя памяти патриарха Луки 4, писал к в. высокопреосвещенству, изъявляя оным писанием как о жребии, падшем на вас, так и о согласии нашей и первейших эчмиадзинскаго синода членов, дабы ваше высокопреосвещенство по кончине упомянутаго патриарха изволили приехать и наследовать сим престолом всея Армении. Конечно, давно уже оное письмо вашим высокопреосвещенством получено и известны о нашем намерении. Но как декабря 29 дня преставился патриарх наш и духовный отец, то приглашаемы были мы синодом эчмиадзинским приехать /л. 41об./ на великолепное погребение и на подание нашего согласия к избранию преемника, по чему немедленно отправяся туда по приглашению синода сыновным соболезнованием печалился о кончине его, и во избрании преемника объявили наше желание, что ваше высокопреосвещенство, как имеете право по старшинству, так и по разным заслугам. Согласуясь нашему желанию первенствующие онаго синода члены вознамерились приготовить пригласительную грамоту.

Возвратясь, мы из Эчмиадзина 5 получили письмо от е. в. царя грузинскаго Георгия 6 и царевича, наследника Давида 7 чрез их минишкар баши 8 (оберегермейстера) кн. Иосифа Бебутова 9 и протоиерея Тер-Аракела 10, кои как к хану нашему, так и к синоду эчмиадзинскому и к нам пишут, дабы узнав о вашем достоинстве к оному священному сану и о желании их, не умедлил синод /л. 42/ пригласительную свою грамоту написать в Константинополь и совершить избрание вашего высокопреосвещенства.

Получа оное письмо, хан наш немедленно отправил нас вместе с кн. Бебутовым в Эчмиадзин к усовершенствованию желания е. в. ко сохранению права вашего, а как принял нас синод оный и узнал о причине нашего приезда, поспешно приготовя [36] пригласительную грамоту послал чрез арх.-еп.-а Давида в Царьград. Хотя не ведали мы о намерении вашего высокопреосвященства, что благоволите приехать принять престол патриаршей, однако сохраняя право старшинства и достоинства вашего, сделали то, что нам следовало. Но просим, снисходя на желание паше и всего народа армянскаго, соизволить приехать поспешно и быть утешитель нам всем жаждущим сподобиться свидания вашего и /л. 42об./ отеческаго управления.

О сем искреннем желании нашем уведомился е. в. царь, просили, дабы благоволил писать куда следует о немедленном отправлении вашем е. и. в. во славу всего племени армянскаго и во ободрение наше.

АВПР, ф. Армянские дела, 1780-1801 гг., д. 184, лл. 41-42 об. Перевод.


Комментарии

1. Мелик Абраам — мелик ереванских армян, из рода Мелик-Агамалянов. В 80-х годах XVIII века от имени армян Араратской провинции, вместе с юзбаши Габриелом Гегамаци, правителем Крхбулагского магала, обратился к русскому правительству с целью получения помощи для освобождения Восточной Армении от персидского ига. В 1804 г. по призыву Цицианова вместе с подвластным ему народом переселился в Грузию и получил русское дворянство. Впоследствии снова вернулся в Ереван. Умер в начале второго десятилетия XIX века.

2. Юзбаши Габриел — правитель Крхбулагского магала. В 1780-х годах вместе с меликом Абраамом обратился к Екатерине II и князю Потемкину Таврическому за помощью для освобождения Восточной Армении от персидского гнета. В 1804 г. по призыву Цицианова переселился в Грузию и был возведен со всем родом Гегамянов в дворянское достоинство.

3. Давид V Енегетцн — католикос всех армян (1801-1807). После смерти католикоса Иосифа Аргутяна насильно захватил патриарший престол. Это стало причиной междоусобной борьбы в армянской церкви, известной в истории как спор между Давидом и Даниилом за патриарший престол, давший повод России, Турции и Персии вмешаться во внутренние дела армянской церкви. В 1807 г. персидское правительство заставило Давида отречься от престола в пользу Даниила.

4. Патриарх Лука (Гукас Карнеци) (1730-1799) — католикос всех армян с 1780 г., неоднократно обращался к русскому правительству за помощью, хотя вел очень осторожную политику, чтобы не повредить интересам Эчмиадзинского престола. После его смерти начались неурядицы в армянской церкви, известные как борьба архиепископов Давида и Даниила за престол католикоса всех армян.

5. Эчмиадзин — (в пер. означает «здесь сошед единородный сын», т. е. Иисус Христос); Кафедральный собор, построенный в 303 году Григорием Просветителем, распространителем христианского вероучения в Армении. Сначала резиденция армянского католикоса находилась здесь, впоследствии была перенесена в Двин, Арташат, Ани, Сне, Ромклу; с 1441 г. и по сей день вновь резиденция католикоса всех армян.

6. Георгий XII — последний царь Картлин и Кахетии (Восточной Грузии) (1798-1800 гг.). Вступил на престол после смерти своего отца Ираклия II. При Георгии XII страна систематически подвергалась разорительным нашествиям лезгинских феодалов. Персидский Фетх Али шах, грозя войной, упорно добивался подчинения Восточной Грузии. Положение усугублялось внутренними феодальными распрями. В такой обстановке Георгий XII обратился к России с настоятельной просьбой о помощи. Вслед за обращением Георгия XII, русское правительство (в ноябре 1799) направило в Грузию воинские части. После смерти Георгия XII, сын его, царевич Давид, не наследовал престола и Восточно-Грузинское царство было упразднено в связи с присоединением Грузии к России.

7. Давид — царевич, сын Георгия XII, последнего царя Грузии и наследник престола, которого лишился вследствие присоединения Грузии к России в 1801 г.

8. Минишкар-Баши — оберегермейстер, должность при дворе грузинских царей.

9. Иосиф (Овсеп) Бебутов — армянин, грузинский князь и мелик столицы г. Тиф лиса, отец видного военного деятеля генерал-лейтенанта В. О. Бебутова. Занимал пост правителя Тифлиса также после присоединения Грузин к России.

10. Тер Аракел — протоперей армянской соборной церкви Вапк в Тифлисе.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.