Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

192. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ВОЕННОГО МИНИСТРА ГЕНЕРАЛА ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВА НИКОЛАЮ I ОБ АРОБНОЙ ПОВИННОСТИ В ШАМХАЛЬСТВЕ ТАРКОВСКОМ

[Не ранее 14 октября 1842 г.]

Во время пребывания моего минувшим летом в Темир-Хан-Шуре шамхал Тарковский просил меня об облегчении подводной повинности, на подвластных [263] его лежащей, объясняя, что в особенности обременительна для них перевозка казенных тяжестей по горам Аварии.

По мнению командующего войсками в Северном Дагестане генерал-майора Клюки фон Клугенау, к совершенному освобождению шамхальцев от арбяной повинности представляется необходимым учредить два транспорта: один воловий на плоскости, другой конно-вьючный для гор.

Имея в виду, что перевозка казенных тяжестей на равнине нисколько не затруднительна для туземцев, но даже выгодна им при назначении хорошей платы, я находил образование воловьего транспорта излишним, а полагал ограничиться сформированием конно-вьючного, соразмерно с действительными потребностями войск, освободив затем жителей от перевозок в горы.

Вследствие сего генерал от инфантерии Головин доставил ныне составленный генерал-майором Клюки фон Клугенау проект об учреждении этого транспорта.

Из представленных вместе с тем соображений видно, что для войск, расположенных в Хунзахе и Зырянах, потребно на годовое довольствие провианта 11340 пуд., а на перевозку оного 88 лошадей. Заведение транспорта в этом размере будет стоить казне единовременно 6369 руб. 38 коп. и ежегодно 9235 руб. 90 коп. серебром.

Доставление хлеба в эти укрепления до 1841 г., иногда на арбах жителей шамхальских владений, иногда же на вьючных лошадях или на ишаках, с платой двойных и даже четвертных прогонов, обходилось в сложности около 9395 руб. серебром в год. В 1842 г. провиант перевозился на черводарских лошадях, которых для поднятия 11400 пуд. нужно 329; полагая производимую в нынешнем году плату по 15 руб. серебром на лошадь, перевозка этого количества будет стоить 4935 руб. серебром.

Хотя из сравнений этих явствует, что содержание конно-вьючного транспорта противу перевозки шамхальскими жителями, дешевле на 160 руб. в год и притом учреждением оного будет достигнута главная цель — избавление шамхальцев от тягостной повинности, — не менее того командир Отдельного Кавказского корпуса находит сформирование транспорта невыгодным для казны по следующим причинам:

Главный расход содержания оного есть фуражное довольствие лошадей, на что требуется ежегодно 7150 руб. серебром по расчету на хороший урожай, при худом же сумма эта может возвыситься вдвое и более.

Для прислуги к транспорту нужно отделить от фронта 60 чел. нижних чинов, от неопытности коих при обращении с вьюками лошади могут быть испорчены.

По этим обстоятельствам генерал от инфантерии Головин признает несравненно выгоднейшим перевозить провиант в Хунзах и Зыряны на черводарских лошадях, но как высылка их из Тифлиса обходилась бы дороже, потому что за месяц следования их в Северный Дагестан порожними надлежало бы также выдать им определенную плату, то генерал Головин полагает назначить на доставление в Аварию хлеба примерно 6 тыс. руб. серебром, предоставив распоряжению генерал-майора Клюки фон Клугенау, отнюдь не наряжая для сего шамхальских или других жителей, нанимать вольных лошадей на месте или поблизости, где признает лучшим. [264]

О приведении этого предположения в исполнение требуется мнение генерал- майора Клюки фон Клугенау.

Помета: Высочайше поведено ожидать окончательного донесения по сему предмету командира Отдельного Кавказского корпуса, а между тем государь император повелевает строжайше подтвердить, чтобы плата за подобные перевозки была сколько можно соразмернее с действительной стоимостью самых перевозок и чтобы деньги, на сие назначенные, доходили непременно до тех жителей, которые оную производят, под личною ответственностью тех лиц, коим поручен наем арб или вьюков.

Царское Село, 14 октября 1842 года.

РГИА. Ф. 1268. Оп. 1. Д. 693. Л. 40-43. Подлинник.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.