Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

102. ПРЕДПИСАНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ Г. В. РОЗЕНА И. Д. ВОЕННО-ОКРУЖНОГО НАЧАЛЬНИКА В ДАГЕСТАНЕ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ И. А. РЕУТТУ О ПРИНЯТИИ МЕР ПРОТИВ ВОЗРАСТАЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ ИМАМА ШАМИЛЯ В ДАГЕСТАНЕ

8 июля 1836 г.

Возрастающее влияние Шамиля и его сообщников, успехи его в Аварии и занятие мятежниками Унцукуля заставляют нас принять самые деятельные меры к уничтожению дальнейших замыслов предприимчивого мятежника и восстановлению спокойствия в Дагестане, чего не иначе достигнуть можно, как вооруженною рукою; почему предлагаю Вашему превосходительству немедленно отправиться в Темир-Хан-Шуру и заняться приготовлениями к экспедиции в горы, начальство над коею поручаю лично Вам. Для исполнения сего составьте отряд из батальонов Апшеронского пехотного полка, горной артиллерии, сколько найдете нужным, от резервной батареи 19-й артиллерийской бригады и казаков по Вашему усмотрению от Донского № 12полка. Если по прибытии в Темир-Хан-Шуру Вы усмотрите, что обстоятельства левого фланга Кавказской линии позволяют на время удалить некоторую часть войск от оного, то можете потребовать от командующего Сунженскою линиею полковника Пулло до двух батальонов и оные присоединить к отряду Вашему; но сие разрешаю только в таком случае, если Вы вполне удостоверитесь в безопасности левого фланга во время движения Вашего в горы.

Для лучшего узнания об истинном положении дел в Чечне прошу быть в сношении с полковником Пулло и посылать от себя чаще надежных лазутчиков во все стороны; старайтесь тоже из-под руки узнать, не находится ли Шамиль в тайных сношениях с герменчукским муллою Хаджи-Магометом, возвратившемся в прошлом году из Константинополя и приобретшем особенное влияние в Чечне.

Сверх того пригласите шамхала Тарковского, ханов Мехтулинского и Казикумухского и кадия Акушинского участвовать в экспедиции и предложите им взять с собою столько вооруженных людей, сколько Вы полагаете нужным для [130] усиления отряда Вашего. Нуцал-хана и Мамед-кадия можете направить через Аварию в тыл неприятелю, если по обстоятельствам найдете сие возможным и полезным.

Первая заботливость Ваша должна быть обеспечение отряда продовольствием и другими потребностями для экспедиции; для сего распорядитесь заготовлением в Темир-Хан-Шуре нужного количества сухарей, по крайней мере на один месяц, ибо, вероятно, экспедиция не продолжится больше времени. Для возки провианта употребите лошадей казачьих и от конницы шамхальской, а если оных не достаточно будет, то можно взять из Апшеронского полка подъемных лошадей. Если в Темир-Хан-Шуре и Бурной не имеется достаточно готовых патронов и зарядов, то распорядитесь немедленным доставлением таковых из Дербента. Для милиции возьмите с собою некоторое количество пороха и свинца. Для поднятия запасного парка употребите лошадей от резервной батареи 19-й артиллерийской бригады и подъемных лошадей от Апшеронского пехотного полка. Из госпитальных и перевязочных вещей возьмите с собою только самые необходимые. Вообще старайтесь по возможности ограничить количество тяжестей, дабы не обременять отряда слишком большим количеством лошадей, которых трудно продовольствовать в горах и которые чрезвычайно замедляют следование. Имейте при отряде нужные рабочие инструменты, ибо, без сомнения, Вам придется во многих местах разрабатывать дорогу. В Темир-Хан-Шуре должны находиться таковые инструменты после экспедиции в Аварию в 1834 г., которые и можете приказать исправить; если же чего не будет доставать, то самые необходимые прикажите наскоро сделать или искупить. Со дня выступления отряда из Темир- Хан-Шуры и до возвращения туда разрешаю Вашему превосходительству производить войскам винную и мясную порцию по положению, а господам генералам, штаб и обер-офицерам — рационы по военным положениям. На расходы как по сему предмету, так и для других надобностей и приготовлений к экспедиции, исполняющему должность генерал-интенданта генерал-майору Васильковскому отправить к Вашему превосходительству 10 тыс. руб. серебром с книгою, в коей Вы имеете препроводить к нему в свое время надлежащий ответ. Из сей суммы разрешаю Вашему превосходительству, если Вы найдете необходимым, по Вашему усмотрению уделять некоторое количество денег владетелям и кадию Акушинскому и казикумухцам, которые по отдаленности от домов своих сами не будут в состоянии продовольствовать себя.

Дав Вашему превосходительству, таким образом, нужные разрешения насчет сбора отряда, продовольствия оного и по другим предметам, обращаюсь к цели экспедиции и образу действий.

Усиливающееся влияние Шамиля в Дагестане может иметь неприятные последствия и неприставшие еще к сему мятежнику койсубулинские деревни, опасаясь наказания и разорения, если мы останемся в бездействии, вынуждены будут присоединиться к нему; тогда, как если мы примем решительные меры против мятежников, то нет никакого сомнения, что все те из койсубулинцев и аварцев, которых Шамиль силою принудил к принятию своего шариата, отложатся и, вероятно, обратят оружие против него. По сему должно стараться как можно скорее приступить к действиям и с самого начала показать более решительности и твердости. А как все старания Шамиля клонились к занятию Унцукуля, с жителями которого он имеет личную вражду, и как сие трудное для него предприятие, наконец, [131] ему удалось, что, без сомнения его много возвысило в глазах дагестанцев и увеличило его влияние, то Вашему превосходительству первоначально надлежит взять направление к Унцукулю, занять деревню и вытеснить из оной мятежников. Но прежде чем Вы выступите из Темир-Хан-Шуры, возьмите аманатов со всех койсубулинских деревень, лежащих на правой стороне сей реки. Этим Вы обеспечите Мехтулинское и Шамхальское владения. Впрочем, полагать должно, что если бы и остальные койсубулинцы присоединились к Шамилю, то они, вероятно, отложатся от него, когда узнают, что отряд готовится идти для наказания мятежников.

Не стесняю Вас назначением пути следования Вашего и места переправы через Койсу, это совершенно зависит от обстоятельства и от того, где Вы найдете более удобства к исследованию отряда.

Вытеснив мятежников из Унцукуля и водворив между жителями прежний порядок, Вам надобно возвратиться к дер. Ашильта, где Шамиль имеет местопребывание свое, оставив для охранения переправы Вашей на Койсу одну или две роты и взяв от унцукульцев аманатов для обеспечения движения в Ашильту. Можете также взять часть унцукульцев с собою, это увеличит вражду между ими с Шамилем, которую старайтесь сколько возможно поддерживать. Унцукульцев же обласкайте и одобрите, объяснив им, что правительство всегда готово защищать тех, которые остаются верными оному, что мы принимаем меры против Шамиля потому, что он притесняет и преследует покорных нам, а все те, которые враждуют нам — враги. Если при занятии Ашильты жители окажут малейшее сопротивление, то истребите хлеба и сады, а если можно, то и дома; но во всяком случае жилища Шамиля и его родственников должны быть уничтожены до основания.

Полагать надобно, что партия сего мятежника после занятия Унцукуля и Ашильты разойдется или, по крайней мере, значительно уменьшится, ибо все те, которые силою принуждены принимать участие в его действиях, вероятно, разбегутся, сам же он должен удалиться далее в горы. Не давая ему времени собирать новые скопища, старайтесь преследовать его, доколе найдете возможным, не углубляясь, однако же, слишком далеко в горы. Во всех встречаемых Вами по пути деревнях, принимавших мятежников, истребляйте посевы и сады, и если можно будет пройти к Чиркату, то сие произвело бы большое влияние и заставило гумбетовцев, главнейших приверженцев Шамиля, обратиться к защите своих семейств. Причем невозможно предначертать подобных наставлений о действиях, местные обстоятельства лучше укажут Вам оные, имейте только ввиду, что главная цель экспедиции есть уничтожение влияния Шамиля и чтобы показать, что правительство всегда готово защищать тех, которые остаются верными оному. Благоразумная решимость при сем должна руководствовать Вас; всякая медленность и бездействие с нашей стороны увеличат влияние Шамиля и будут растолкованы горцами в пользу мятежников. Впрочем, быть может, что, когда Вы получите сие предписание, обстоятельства изменятся. Если Шамиль оставил Унцукуль и партия рассеялась, то в таком случае Вам нет надобности действовать, как выше изложено, но сообразуясь с обстоятельствами, которые могут сделать даже вовсе ненужными наступательные с нашей стороны действия.

Когда Вы займете Ашильту или если Вы оттуда двинетесь далее в горы со стороны Андии, то, вероятно, явятся к вам андийцы и будут домогаться о принятии их опять в число покорных, с тем, чтобы им дозволено было по-прежнему [132] производить свободный торг своими бурками. Объявите им, что правительство принимает покорность их, но не иначе, как на тех условиях, которые несколько раз объявленными были через командующего Сунженскою линией, к которому они и теперь должны обращаться, если действительно намерены покориться.

Генерал-майор Клюки фон Клугенау и командир Апшеронского пехотного полка имеют находиться при отряде, а начальство в Темир-Хан-Шуре прошу поручить благонадежному по Вашему выбору штаб-офицеру.

О всех Ваших действиях уведомляйте полковника Пулло и доносите мне чаще.

Посланный к Вам с сим предписанием адъютант мой гвардии капитан Языков будет находиться при Вас во время экспедиции. Также отправляю к Вам Генерального штаба капитана Беренгейма для обязанностей по своей части. Оба сии офицера по окончании действий имеют возвратиться в свои места.

ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4. Д. 4. Л. 11-13. Копия.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.