Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 392

1863 г. — Предписание комитета Общества восстановления- православного христианства на Кавказе об учреждении школ в горских приходах

Комитет Общества восстановления православного христианства на Кавказе предложил:

1. Учредить подножно-очередные школы во всех горских приходах, имеющих свою письменность.

2. Пригласить горские общины к содействию в деле [626] учреждения школ отводом для них помещений и доставлением: дров на отопление училищ.

3. В приходских школах первоначальное образование горских детей начинать с изучения ими природных языков.

4. Желающим обучаться в школах русской грамоте, письму и другим предметам преподавать сии предметы лишь по достаточному изучению детьми природной грамоты.

5. Приходские училища, относительно права получения Пособий, разделить на два разряда: на училища, в которых обучаются от 20 до 30, и училища, в коих обучается от 10 до 20 детей обоего пола. Училищам первого разряда выдавать пособие по 170, а училищам второго разряда по 115 руб. в год каждому.

6. Образование горского юношества в приходских школах возложить в а местное духовенство, но там, где число учеников будет больше 20, в помощь наставнику из духовных назначить помощника.

7. Книги и все прочие учебные принадлежности выдавать ученикам от Общества безденежно.

8. Озаботиться изданием книг, необходимых для приходских школ.

На этих главных основаниях: 1) составлены и уже рассмотрены подробные правила относительно учебной, нравственной, экономической и административной частей приходских школ.

2) Так как первоначальное образование горского юношества в приходских школах должно быть произведено на природных языках и так как обязанности по обучению этого, юношества грамоте предположено возложить на местное духовенство, а между тем большая часть причетов осетинских приходов не знает туземной грамоты, то предложено было всем осетинским священно-церковнослужителям непременно изучить местный письменный язык; священно-церковнослужители же тех горских приходов, где жители говорят по-грузински, предварены были о предстоящем им труде.

Между тем комитет, желая ускорить учреждение в горских приходах школ, в конце 1862 года спрашивал благочинных: изучили ли причты осетинских приходов местный [627] письменный язык и вообще можно ля приступить ныне к учреждению в сих приходах шкод.

3) Благочинный джавский, что все священники вверенных ему приходов, кроме священников: залдийского — Кванчахадзе и додотского — Симонова, а также причетники: джавский, кошкинский, бекмарский и калакский изучили осетинскую грамоту, и что учредить школы можно в приходах: Бекмарском, Мсхлебском, Джрийском., Кошкинском, Кешельтском, Джомагском, Тлийском, Згубирском, Калакском и Рукском.

5. Ортевский благочинный, что из вверенных ему священнослужителей изучили осетинскую грамоту и могут свободно преподавать ее только четыре лица, священники приходов: Чвривского — Георгий Индуев, Беставаантсопельского — Иосиф Влиев, Хачараанткарского — Михаил Ломауров и Асатурского Иван Паписов, затем причты 5 приходов Ортевского благочиния не изучали осетинской грамоты, кроме того, школа уже существует в Ортевском приходе.

Таким образом, почти все горское духовенство выразило достойную полного уважения готовность принять на себя обязанность по первоначальному образованию туземного юношества, и ныне, кроме существующих уже сельских школ, представляется возможность учредить 61 школу в приходах осетинских, самурзаканских, ингилойских, тушинских, пшавских и хевсурских. Необходимые для первоначального обучения горского юношества грамоте учебные пособия — осетинский и грузинский буквари — уже напечатаны в потребном количестве.

Затем для развития существующих, а также учреждаемых школ необходимо устроить соответственные училищным потребностям помещения. К этой мере отчасти уже приступлено.

По рассмотрении сего дела и вообще по соображении всей важности и значения его в деле восстановления между горскими и кавказскими племенами православного христианства, комитет полагал бы:

1. Немедленно предложить всем горским священникам открыть в своих приходах одноклассные школы на основаниях, изложенных в особо составленных о сих школах правилах;

2. Так как школы сии должны быть подвижно очередные [628] и так как по этой подвижности затруднительно устраивать для них в каждом ауле на средства Общества дома, то предложить сельским обществам отвести или построить на свой счет по общественным решениям соответственные училищным потребностям помещения;

3. Там, где при всем этом по каким-либо обстоятельствам нельзя на первый раз найти помещений, разрешить священно-церковнослужителям, впредь до возможности учреждения школы, обучить несколько детей с платою по 10 р. за каждого мальчика, обученного грамоте, и по 15 рублей за каждую девочку; плату эту назначать по экзамену, который в конце каждого года должен быть произведен особыми экзаменаторами;

4. Где священники по незнанию местной грамоты не могут заниматься обучением детей, там обязанность эту возложить на причетников, а священников, неизучивших местной грамоты, просить экзарха Грузии заменить другими лицами, более соответствующими видам комитета;

5. На основании ст. 57 устава Общества одного из членов, комитета по усмотрению вашего высочества назначить инспектором училищ. Но как по огромному протяжению местностей, в которых предполагается учредить школы, и трудному сообщению затруднительно для одного лица иметь наблюдение за ходом и развитием просвещения, а с другой стороны, по новости предмета и малоразвитости горского духовенства необходимы бдительный надзор и постоянное руководство.

6. В помощь инспектору назначить двух лиц, специально знакомых с педагогикой и краем, именно учителя Тифлисской гимназии, Гогоберидзе, и чиновника межевой палаты, Бакрадзе, и к обязанностям их отнести составление, первоначальных учебных пособий. Лиц этих по должности отнести к VI разряду, кроме прогонных и суточных, назначить им по 1800 рублей жалования в год каждому и испросить им все права преимущества, предоставленные лицам учебного ведомства

7. Для удобства наблюдения за ходом распространения между горцами грамотности и первоначального христианского образования местности, в которых учреждаются приходские школы, разделить на три категории: к первой отнести Северную Осетию, [629] по второй – Закатальский округ, Тушетию, Пшавию, Хеврусию и Южную Осетию а к третьей – Кутаисское генерал-губернаторство. Ближайший надзор за школами первой категории возложить на управляющего осетинскими приходами, надзор за училищами двух последних категорий поручить назначаемым для этой цели в ведение Общества лицам, которые должны иметь, местопребывание в Тифлисе я Кутаисе.

Соображения эти, а также проект положения о приходне ких школах, комитет имеет честь представить на благоусмотрение вашего императорского высочества.

Вице-председатель Евсевий, архиепископ карталинский: т кахетинский, экзарх Грузии.
    Члены: Андрей Фадеев.
            Иван Бартольский.

ЦГИА ГССР, ф. 141, д. 7, лл. 1-2, 4-9.
Архив ЮОНИИ АН ГССР, д. 50, лл. 41-45.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.