|
№ 329 1826 г. — Ход обращения в христианство осетин и других горских народов по 1 января 1825 г. О НАЧАЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ОСЕТИНЦЕВ И ДРУГИХ ГОРСКИХ НАРОДОВ СВЯТЫМ КРЕЩЕНИЕМ Повествования, а более видимые остатки древних разрушенных храмов божьих в Осетии, удостоверяют, что сия нация и другая многия племена, по Кавказу рассеянныя, в древности исповедывали христианский закон. Но что они, время от времени в разный уклонясь заблуждения, истребили оный из памяти, тому причиною полагать должно нашествие магометан, — всегдашних врагов христианства, укоренившуюся на Кубани власть крымских ханов, а также заразительные болезни и моровыя язвы, частые грабежи и хищения смежных с ними [563] народов. Большая часть осетинцев, как в последствие времени открылось, от христианства обращались к язычеству, а некоторые приняли магометанскую веру. Грузинские цари сколько ни старались поддержать христианскую веру между осетинцами. но все было тщетно. Погруженные в идолопоклонство горские обитатели Кавказа дикостию нрава, многообразием наречий и суеверий, жадностью корысти и крови непреодолимую представляют преграду распространению в Азии спасительного учения Христова. Сию грозную цепь непроходимых гор, в ущельях коих водворилось издревле смешение языков, право сильнейшего, союз язычества с магоментанством, по справедливости назвать должно средоточием, отразившим доныне все лучи света, изливаемого евангелием по лицу земного шара. Впрочем, невозможная у человека, возможна суть у бога. Исполнение времен и для сих братий наших очевидным образом приближалось. Благовестники слова божия, посланные на подвиг обращения святейшим Синодом, церкви российской приняли благословение от небеснаго сеятеля, и труды их увенчаны успехами. Обращением осетинского народа в христианство правительство российское начало заниматься с 1745 года. К святому сему делу подали повод: грузинский архиепископ Иосиф и Московского Знаменского монастыря (из Грузии же) архимандрит Николай, которые в 1743 году 9 февраля поданным прощением к ея императорскому величеству, блаженный памяти и вечной славы достойной великой государыне императрице Елизавете Петровне представили: Что помянутый осетинский народ, состоящий, сколько им известно, в количестве более двух сот тысяч лиц и обитающий в недалеком от города Кизляра расстоянии, был прежде под владением грузинских царей, а ныне никому не подвластен, и содержал в древние времена православную христианскую веру, то доказывают, состояния и по ныне в жительствах их каменные со святыми иконами, церкви, к коим они охотно прибегают, и посты содержат, и когда по случаю увидят какую христианскую духовную персону, с оного поступают ласково, и желательно в дом к себе для посещения неотступно просят, и к принятию греческого вероисповедания весьма склонны, да и [564] мольбищ идолопоклоннических у них нет, но не получая проповеди слова божия, молитву вторят, взирая только на небо; чего ради просили они, архиепископ и архимандрит, чтоб к тому народу для проповеди и крещения оного в православную веру отправить способных и охотно желающих, притом, и я-зык осетинский отчасти знающих, грузинских, обретающихся в Москве; архимандрита Пахомия и игуменов, Христофора и Николая, с пристойным числом помощников, которые чаятельно чрез свою проповедь весь сей народ во св. крещение, а притом в. подданство Российской Империи привести могут непродолжительно. Вследствие сего, по высочайшему ея императорскаго величества повелению святейшим правительствующим Синодом отправлены были грузинские: архимандрит Пахомий, два игумена и один иеромонах с клиром. В 1746 году каким образом им в сем деле поступать дано было им от святейшаго правительствующаго Синода российской церкви наставление, и в том же году всем им определено жалованья 472 рубля да хлеба 80 четвертей; а с 1752 года по просьбам архимандрита сделана им прибавка. Поелику помянутые грузинские духовные в бытность свою в Осетии обращающихся удостоивали св. крещения с чрезвычайною поспешностию и, чтобы склонить их к принятию сего таинства, употребляли средства более мирския, нежели духовныя, между тем, входили часто в разбирательство мирских дел, делали разные друг на друга доносы; а тем самым не исполняли в точности возложенного на них звания; то таковые их поступки доведены были до сведения святейшего правительствующего Синода Коллегией иностранных дел, с мнением: 1) что на место грузинскаго архимандрита определить из российских духовных человека ученого и доброго, с жалованьем против прежнего вдвое; грузинам же быть под его ведомством; 2) обращение осетинцев в христианскую веру начинать с живущих, ближе к России, а потом уже с помощью сих обращенных, обращать и дальних; 3) архимандриту или протопопу иметь жительство в Моздоке. Святейший правительствующий Синод в 1769 году сделал положение: вместо архимандрита быть протопопу ученому; при нем: священникам из российских ученых двум и одному из [565] грузинской нации, дьяконам из российских ученых двум и одному грузину, дьячкам из россиян трем, а из грузинцев двум. Жалованья протопопу со всеми священнослужителями назначено было 1630 рублей деньгами да хлеба 114 четвертей; по духовным делам зависеть им всем от преосвященного Астраханского. Относительно, же Комиссии без ведома и наставления кизлярского коменданта ничего не предпринимать и духовным чинам, кроме протопопа, всегдашнее иметь жительство в Осетии. С 1771 года, то есть с начала действительного учреждения Осетинской духовной комиссии, по 1777-й год от определенного на место грузинского архимандрита протопопа Лебедева из Тверской губернии, который был снабжен надлежащею инструкциею, ничего значительного не произошло, кроме рапорта его святейшему Синоду, что по множеству народа в Осетии, четырем комиссейским священникам окрестить в сороковом времени не можно. Сей рапорт был передан в Коллегию иностранных дел на ея рассмотрение, которая в 1777 году от 27 июля при донесении своем святейшему Синоду препроводила в копии высочайший рескрипт ея императорскаго величества государыни императрицы Екатерины II к астраханскому губернатору Якоби, коим, между прочим, повелено: “От святейшаго Синода протопопу Осетинской комиссии дать наставление в том, чтоб он не считал исполненным звание и долг свой в торопливом сподоблении крещеная, а старался бы внушить им силу христианского учения и руководствовать ко всякому благоправию, без чего крещение, диким людям преподаваемое, едва ли не может быть названо злоупотреблением: из величайших таинств веры христианской”. Вследствие чего святейший Синод в правилах, данных тогда Моздокской осетинской комиссии, постановил: 1) проповедники слова божьего отнюдь не должны говорить, что присланы по указу; 2) предлагать крещение довольном изучении и утверждении в вере; а) никаких непристойных до звания проповеднического разглашения не чинить. [566] II ОБ УСПЕХАХ ОСЕТИНСКОЙ ДУХОВНОЙ КОМИСИИ До действительного учреждения Осетинской комисии грузинскими лицами с 1745 по 1767 год просвещено св. крещением 2. 142 души учрежденною комиссиею, с 1771 по 1792 год окрещено 6.057; а всего — 8.199 душ. В 1775 году было заведено в Моздоке училище для осетинских детей, которое существовало до 1792 года. Число учеников, кои все обучались российскому и грузинскому языкам и содержались на казенном счете, простиралось от 6 до 48 человек. После сего времени, то есть с 1792 года, Осетинская комиссия не действовала, а новокрещенные осетинцы, не имея у себя ни церквей, ни постояннаго богослужения и, наконец быв вовсе оставлены учителями, обратились к прежнему своему заблуждению, исключая только тех, кои жили вблизи православных и имели коммерческие с ними сношения. Но милосердный господь наш Иисус Христос, желающий всем спастися и в разум истины придти, в сие время втайне располагал сердца осетинцев ко взысканию и принятию благодати. Что самое засвидетельствовалось в 1814 году следующим достопримечательным происшествием. Нарского ущелья, жители без всякого постороннего им внушения сами по себе отнеслись к главному военно-гражданскому начальству в Грузии о присылке к ним священника. Отправленный к ним иерей без всякаго пособия со стороны мирских властей в течение 7-ми месяцев обратил там к вере и окрестил до 15 душ. III О ВОССТАНОВЛЕНИИ, ПЕРЕМЕЩЕНИИ И ДЕЙСТВИИ ОСЕТИНСКОЙ КОМИССИИ Осетинская комиссия, с 1792 года прекратившая действия свои, как выше упомянуто, паки по воле благочестивейшаго государя императора Александра I, самодержца всероссийскаго, [567] в 1815 году открыта в Тифлисе под управлением преосвященного Досифея, архиепископа Телавскаго и Грузино-Кавказскаго (ныне в Москве пребывающаго), с жалованьем-от казны 14.750 руб. серебром, с отрядом в распоряжение ея 100 (Казаков ныне при комиссии состоит только 5 человек) казаков и 30 крестьян церковных, из коих первые употребляемы были для конвоя, а последние для указания проповедникам дорог в Осетию. Указом святейшаго Синода от 15 сентября 1814 года возложены на комиссию сию все те обязанности, какия имела бывшая Моздокская; и потому для соображения в нужных случаях архиепископ Досифей снабжен копиями с наставления и инструкции, данных от святейшаго правительствующаго Синода бывшим там до того духовным персонам. Для исполнения таковых обязанностей и проповедания слова божия положено быть при оном преосвященном архимандриту одному, игумену одному, четырем иеромонахам, двум иеродиаконам, да из белого духовенства священникам двум, диакону одному и восьми причетникам; сверх того, руководителю казаков из дворян или князей грузинских, для письменных же дел по киммиссии быть одному секретарю, одному переводчику^ двум писцам. При открытии сей в Тифлисе комиссии всемилостивейший государь император соизволил пожаловать оной из кабинета своего архиерейских облачений два, да для всей духовной свиты по три полных облачения со всеми прочими принадлежностями, при архиерейском служении употребляемым. Таким образом, Осетинская комиссия под управлением преосвященного Досифея оставалась до сентября месяца 1817 года; а с того времени поступила со штатом ея и канцелярией в ведение прибывшаго тогда в Грузию экзарха оной, архиепископа Феофилакта, который впоследствии времени был митрополитом Карталинским и Кахетинским. Сей мудрый архипастырь в краткое время улучшил ход действий комиссии. По предположениям его, кои по докладу святейшего правительствующаго Синода удостоены в 28-й день декабря 1818 года высочайшего утверждения, даны были комиссии следующая правила: для обращения горских жителей в христианскую веру употреблять больше духовный, нежели мирския [568] побуждения так, чтобы сии последняя служили некоторым возмездием, а не воззванием; почитать дело проповеди довершенным не прежде, как если обращенные пожелают иметь у себя церковь и священника; в разбирательство мирских дел не входить, и ни какой власти не ослаблять, ни тайными, ни явными; идти на дело благовестил без малейшей огласки и без конвоя и выдавать себя не за посланных от правительства, но за простых странников, желающих всем человекам спастися. Наконец, где не примут их учения, оттуда отходить с миром; а, где приемлется, там оставаться для научения и утверждения в вере. Не преподавать крещения спешно, но удостоверяться многими опытами в искренности обращения. Столь твердое основание, подкрепленное ревностию преосвященных экзархов Грузии, митрополита Феофаликопа Ионы, было и есть следствием того, что труды благовестников, посланных и ныне посылаемых для расширения царства Христова, увенчались и увенчиваются благословенным успехом. При преосвященном архиепископе Досифее окрещено. . . 6.059 душ. Найдено проповедниками при крещении, в сентябре 1817 года начавшемся, по распоряжению и действию покойного экзарха преосвященного Ософилакта обращенных в прежняя времена 2.272 души (В царствование императрицы Екатерины II и при грузинском царе Ираклии, по объявлению самих крещенных). С сентября 1817 по 10 мая 1820 г. обращено в христианство: осетинцев 28.592 души хевсуров 8.405 душ Итого: 81.997 душ обоего пола. Сверх того, возвращено в недра православной восточной церкви 130 дымов из удского народа, жителей селения Вартатени (что в присоединенной к Грузии Шекинской провинции), отпавших от греко-грузинского исповедания по принуждению господствовавшего там магометанского правительства. Во времена грузинских царей, а именно, в царствование Ираклия, были у удов грузинские священники, но впоследствии времени по разным переменам остались они без пастырей и приняли разный вероисповедания: иные обратились к армянам, а другие к магометанству. [569] Церквей вновь построено и возобновлено в разных осетинских селениях: каменных 13 деревянных 4 С 10 мая 1820 по 1 января 1822 года найдено проповедниками обращенных в прежняя времена: В Тагаури 32 души В Тушетии 363 “ Итого . . . . 395 душ Вновь обращено к вере и просвещено св. крещением магометан и язычников: Осетин 1.750 душ Дигорцев (Дигорцы к тагаурцы хотя и говорят одинаковым наречием с осетинами», но почитаются особенными владениями, кои и управляются своими старшинами и князьями Дигорских князей российское правительство называет просто дворянами) 5.267 “ Тагаурцев 6.425 “ Тушинцев 821 “ Кистинцев 186 “ Ингуш 668 “ Итого . . . 15.1 17 душ Церквей вновь построено и возобновлено: Каменных 8 Деревянных 4 Итого 12 С 1-го января 1822 по 1-ое января 1825 года, то есть со времени управления Осетинскою комиссиею преосвященным: экзархом архиепископом Ионой, окрещено магометан и язычников: Осетин 466 душ Тагаурцев 807 душ Тушинцев 36 душ Хевсурцев 196 душ [570] Дигорцев 620 душ Варташенск. удов 68 Чарцев (лезгин) 23 Кистинцев 2.602 Разных иноверцев, в Тифлисе живущих 221 Абхазцев 216 Итого душ обоего пола 5.055 Церквей построено и возобновлено: каменных 20. А всего с 1815, то есть с восстановления и перемещения Осетинской комиссии в Тифлис, по 1 января 1825- года окрещено и найдено обращенными в прежние времена кавказских горских народов, исключая 130 дымов удов, 60.895 душ обоего пола. Церквей построено и возобновлено, в коих и открыто богослужение, исключая четырех приготовленных уже к освящению: Каменных 41 Деревянных 8 Сооружается каменных церквей 7 Деревянных 2 Церквей, к построению коих предположено приступить по собрании нужных сведений 9 На обращение в христианство горских народов, преосвященным митрополитом Феофилактом употреблены были духовныя и светския лица. Главнейшия из первых, кои отличились проповеданиеи слова божия, обращением неверных в христианство и усердием в построении церквей у новообращенных, суть, следующия: Протоиереи: Николай Самарганов Иосиф Елиозидзев [571] Петр Авалианов Виссарион Илуридзе Афанасий Мачаварианов, Георгий Амиридзе, Захарий Мамацев, Иаков Ломауров Александр Феодоров, (ныне Давид — Гареджийской в Грузии пустыни архимандрит Антоний). Священники: Гавриил Садзаглис-Швили, Иаков Замтараулов. Все они за труды их награждены установленными для бедного духовенства знаков отличиями из присланных при указе - из святейшаго правительствующаго Синода от 9 апреля 1820 года на имя экзарха митрополита Феофилакта, некоторые наперстными крестами, а другие бархатными фиолетовыми камилавками. Светския лица, содействовавший проповедникам в обращении горцев в христианство, были грузинские князья, осетинские дворяне и старшины. Из первых некоторые, по засвидетельствованию преосвященнаго митрополита Феофилакта, удостоены высочайшаго благоволения, а другие награждены по высочайшему повелению чинами и подарками; осетинские же дворяне и старшины пожалованы: одни золотыми на Александровской, а другие серебряными на аннинской лентах медалями. С начала 1822 года по 1835 год, во время управления Осетинской духовной комиссией нынешним экзархом Грузии преосвященным архиепископом Ионою, употреблены были на проповедь слова божия между сидящими в тьме и сени смертной, кавказскими горскими народами, Абхазский архимандрит Иоанникий, протоиереи: Николай Самарганов, Иосиф Елиозидзе, Георгий Амиридзе и Иаков Ломауров. Из всех прописанных как при покойном экзархе митрополите Феофилакте, так и во время управления Осетинскою комиссиею нынешним экзархом, ревностию в проповеди слова [572] божия горским: народам, усердием и деятельностию в обращении их в христианство, тщательным прохождением благочиннической должности в большей части осетинских приходов особенно отличался и отличается протоиерей Николай Самарганов, под, надзором коего большая часть храмов божьих у новообращенных построена и строится. На устроение церквей ведомства Осетинской комиссии отпущено было из государственного казначейства суммы: По представлению преосвященнаго архиепископа Досифея в 1816 году — 24.000 рублей серебром. По представлению нынешняго преосвященнаго экзарха Грузии, архиепископа Ионы, в 1823 году — 12.500 рублей серебром. Из селений, в коих живут новообращенные в христианство кавказские горские народы, кроме немногих, кои приписаны приходом к штатным грузинским церквам, составлены приходы, а сии разделены на три разряда. К первому, относятся самые отдаленнейшие от Карталинии, ко второму менее отдаленные, к третьему ближайшие к Карталинии. Сверх того, все осетинские приходы разделены на пять благочинных, исключая двух из них, кои поручены в заведывание благочинных епаршеских. Расписание на разряды составленных приходов сделано, во-первых, для того, чтобы каждый из священников знал, какия именно селения поручены в его заведывание во-вторых, для уравнения жалованьем осетинских священно и церковно, служителей соразмерно трудам их и местным нуждам. Всех приходов в ведомстве Осетинской комиссии по 1 января 1825 года состояло 67 (в том числен Барташенский), а причтов — 60, из коих два довольствуются содержанием от прихожан, а прочие получают жалованье от казны. Суммы на Осетинскую комиссию ежегодно отпускаются из казны, кроме строительнаго на церкви капитала, о чем выше сказано: 1) На жалованье священно и церковнослужителям осетинским и проповедникам — 13.250 рублей; 2) на кресты, снурки, иконы и холст на рубашки крещающимся — 3.000 рублей; 3) на приласкание и подарки старшинам горских народов и на [573] продовольствие приезжающих в Тифлисе с просьбами и объяснениями от новокрещенных — 1.500 рублей; а всего ежегодно — 17.7 50 рублей серебром. К числу вышеобъясненных причин, затруднявших прежде - успехи обращения в христианство осетинскаго народа, который и по крещении нередко совращался к идолопоклонству, должно отнести: 1) неимение не токмо никаких книг на осетинском языке, но даже и букв; 2) незнание священников по-осетински и, обратно, осетино-грузинского языка, на котором, производилась божественная служба, и между ними христианских треб. Преосвященному экзарху митрополиту Феофилакту бог помог найти в осетинском дворянине Иване Ялгузидзеве, который с малолетства воспитывался в Грузии и знает грузинский язык по правилам грамматическим, способного человека к переложению книг с грузинского на осетинский язык. Сей дворянин, будучи убежден помянутым просвященным, по усердию своему к богоугодному делу с 1819 года при божьей помощи, во-первых, положил начальное основание письменности осетинского языка; а потом переложил на сие наречие утреннии и вечернии молитвы, катехизис с кратким христианским нравоучением, божественную литургию, последование св. крещения, обручения, венчания и погребения и составил букварь на грузинском языке с переложением на осетинский. Сии последние книги: последование и букварь напечатаны в Москве; молитвенник и катехизис напечатаны в Тифлисе грузинскими церковными литерами и разосланы по всем осетинским приходам. Литургия напечатана в Москве такими же литерами и также разослана ко всем осетинским священникам. Для лучшего уразумения священнику того, что читается по-осетински, оныя книги расположены так, что на левой стороне напечатан грузинский подлинник, а на правой — перевод осетинский; священников, имеющих таковую удобность читать книги на осетинском языке, грузинскими литерами напечатанные, многие приобрели навык говорить и объясняться по-осетински. Сверх сего, означенный осетинский дворянин Ялгузидзе, руководствуясь благочестивым желанием доставить единоплеменникам своим, осетинцам, новообращенным в христианство, средство читать слово божье на природном их языке [574] несколько лет назад предложил услуги свои комитету Российского библейского общества в составлении перевода евангелия на осетинский язык. Комитет, желая, чтобы проповедь евангельская и свет божественнаго учения более и более распространялись как между принявшими сие спасительное учение, так и между неведущими еще оного с особливым удовольствием принял предложение Г. Ялгузидзе и сносился по сему предмету с преосвященными экзархами Грузии: покойным Феофилактом и нынешним Ионою, прося содействия их в с ей немаловажном деле. В прошлом, 1822, году преосвященный экзарх, архиепископ Иона, вследствие донесения ему от Г. Ялгузидзе о том, что перевод св. евангелия всех четырех евангелистов с грузинскаго на осетинский язык божиею помощию им окончен, относился к одному из помещиков в Осетии, грузинскому князю Шалве Эристову с просьбою, чтоб он, избрав двух или трех восприявших христианство осетин, из его подданных, которые хорошо бы знали отечественный, свой, и грузинский языки, приказал им находиться при чтении того перевода и объяснять непонятныя для них выражения, приходскому их протоиерею Бибилурову и Г. Ялгузидзе, которые, если какия слова невразумительны будут осетинам, соображаясь с их наречием и понятиями, тотчас исправят. Отзывы князя Шалвы Эристова и губернскаго секретаря Ялгузидзева к преосвященному экзарху состояли в том, что при чтении ими означеннаго перевода св. евангелия находившиеся при том новокрещенные осетины слушали оное с благоговением и радостию и, тронуты будучи словом евангельской истины до умиления души, просили их о распространении у них чтения спасительных книг — глаголов живота вечного. Князь Шалва Эристов, между прочим, известил, что выражения перевода сего как ему, так и осетинам показались довольно внятными, почему и признавал он с своей стороны за первейшую пользу к утверждению между новокрещенными осетинами православной веры размножение на природном их языке книг священного писания. Сколь ни радостно было таковое донесение, но за всем тем преосвященный экзарх не мог успокоиться, во всех ли местах св. евангелия постигал смысл сам переводчик, а потому сам решился с божью помощью заняться поверкою того [575] перевода таким образом: переводчик с осетинского языка, на которые он с грузинского переложил св. евангелие, каждый стих изъяснял по-грузински, а при посредстве переводчика, знающего очень хорошо грузинский и российский языки, г. титулярного советника и кавалера Николая Давидовича Чубинова, его высокопреосвященство соображал оный с славяно-русским евангелием, латинскою библиею и церковным словарем; и по окончании таковой поверки отправлен был от него в святейший правительствующий Синод, и испрашиванием, если на напечатание оного последует благословение, препроводить для того рукопись оного в Санкт-Петербургский комитет Российскаго библейского общества. По получении от святейшего правительствующего Синода одобрения и благословения на сие издание Санкт-Петербургский комитет положил произвести оное в Москве под надзором тамошнего комитета отделения библейского общества в числе 2.000 экземпляров. В 1823 году, так как духовное начальство с самого открытия Осетинской духовной комиссии не обозревало до того времени осетинские церкви и приходы, его высокопреосвященство экзарх Грузии, архиепископ Иона, признал нужным учинить таковое обозрение всех церквей и приходов, в ведомстве комиссии состоящих, и потому командировал для того проповедника протоиерея Николая Самарганова, яко способнейшего и у горских народов приобретшего к себе доверенность и расположение. При отправлении оного протоиерея в горы по вышепрописанному предмету в обязанность поставлено было ему от преосвященнаго экзарха дознать на месте: 1) построенные в горах Кавказских у новообращенных в христианство церкви, из какого материала, по плану, данному для оных, сколько мерою в длину и ширину и прочно ли сооружены; имеют ли своды или потолки и полы; какия, каменныя или деревянныя; чем покрыты те церкви; не имеют ли каких недостатков, а равно отпущенныя из экзаршеской канцелярии в оныя церкви вещи, как-то: иконостасы, утварь церковная и ризницы, все ли состоит в целостней должном порядке, и месте? Какой имеется успех при строении церквей, для коих отпущена уже сумма некоторым из благочинных и священников Осетинской комиссии; по плану ли оныя, сколь пространно [576] и прочно ли строятся; от кого и от чего происходит в сооружении или поправления оных медленность, и скоро ли приведены оныя будут к окончанию? Приходские священники всегда ли живут при своих, церквах и отправляют ли по крайней мере в праздничные и. воскресные дни в оных богослужение, а равно священники тех. приходов, в коих еще церквей не имеется, всегда ли также живут со своими пасомыми; исправляют ли свою должность и утверждают ли новообращенных в познании закона божия; кто именно из них отличается честным поведением и ревностным прохождением своей должности и кто худо и в чем именно себя рекомендует? Нет ли где по осетинским приходам еще недокрещенных. и имеют ли они желание принять христианство? По тщательном исполнении сего предписания с приложением свидетельства церквей, дознания и замечаний рапортовать к его высокопреосвященству обстоятельно. Вследствие чего означенный протоиерей Самарганов через долговременное по Кавказским горам путешествие свое, подвергаясь то разным болезненным припадкам, не позволявшим ему в скором времени исполнить таковой многотрудной на него от начальства (возложенной) обязанности, то опасности лишиться от горских диких хищников жизни; наконец, при божьей помощи, окончив осмотр всех осетинских церквей и приходов, исключая находящихся в ведении преосвященного Софрония, архиепископа имеретинского, представил сделанные им местные замечания, из коих видно: а) Что многие из осетинских церквей оказались исправными и построенными по данному для оных плану; утварь церковная и ризница находятся в оных церквах в должном порядке и на месте; другие, где по неимению вблизи материала, построены были без сводов, с грузинскою крышею, найдены им требующими исправления; б) в большей части Осетинских приходов замечено протоиереем Самаргановым, что священнослужители, к оным определенные, хотя по причине опасности от диких народов, куда не достигает еще российское правительство, и не переселились с семействами своими на жительство в оныя; впрочем, сами часто находятся е своими пасомыми и стараются по [577] возможности просвещать и утверждать их в познании закона божия, вере и благочестии. с) Новокрещенные во многих приходах принимают внушаемое им священниками христианское учение, с усердием ходят в церковь для слушания отправляемого в оных в праздничные и воскресные дни богослужения; а в некоторых местах, где недавнему обращению жителей оных в христианство евангельское учение не имеет еще желаемого успеха, не все посещают храм божий. В приходах же, где еще церквей не имеется, новообращенные христиане собираются в один какой-либо дом, где священники отправляют утренний и вечернии молитвославия на осетинском языке по имеющейся в каждом приходе книжке, напечатанной в Тифлисе в 1820 году. д) Причиною медленности в производстве работ при открытии церквей у новообращенных, по замечанию его протоиерея Самарганова, есть, инда, весьма затруднительное через высокие горы издалека доставление нужных к тому материалов, а в других, отдаленнейших от Грузии местах, беспокойства и несогласия между осетинами, яко самими собою управляемыми временем происходящие. От чего некоторые священники, оставляя не только строение церквей, но и приходы свои, удаляются в Грузию и возвращаются в оныя не прежде, как по водворении у них по-прежнему тишины и спокойствия. е) Неокрещенных по всей Осетии найдено им, протоиереем Самаргановым, до 1.000 душ обоего пола, кои ему изъявили желание принять христианство и кои в 1824 году почти все уже обращены к православной церкви. (История грузинской иерархии с присовокуплением хода обращения в христианство Осетии и других горских народов по 1-е января 1825 года, Москва. Синодальная типография, 1826 г., стр. 69-96). |
|