|
№ 322 1826 г. апреля 9. — Из сведения канцелярии экзарха Грузии об издании церковных книг на осетинском языке и об обучении детей грамоте в Южной Осетии Сумма на расходы по оной комиссии, из казны отпускаемая, как выше сказано, на разные предметы, то, чтоб составить оные двадцать тысяч рублей серебром, отдельно мною из имеющихся остатков суммы: а) на кресты, шнурки и проч. — 7436 руб; б) на приласкание и подарки старшинам — 3514 руб; на жалование священнику и церковнослужителям осетинским — 9050 руб. серебром. За таковым расходом в остатке к 182(5 году состоит сумма: на кресты, шнурки, иконы и проч. 763 руб. 76 коп., на приласкание и подарки старшинам 275 руб. 96 коп., на построение церкви 2537 р. 7 коп. и на жалование священной церковно-служителям — 2533 руб. 72 коп., а всего, шестнадцать тысяч сто девять рублей восемьдесят одна копейка серебром. Занятия Осетинской духовной комиссии были следующие. Его высокопреосвященство экзарх Грузии разослал ко всем осетинским благочинным по одному экземпляру для каждой осетинской церкви книжицы под названием “Последование св. крещения, обучение, венчание и погребение” на грузинском языке с переводом на осетинский, в Московской синодальной типографии напечатанной, и по пению экземпляров букваря для каждого прихода и церкви, а в некоторые по десяти, составленного и напечатанного в оной же типографии для осетинских детей на грузинском и осетинском языках, предписал им раздать оные во все приходы и церкви. Пригласив несколько осетинских мальчиков каждый в своем приходе, с согласия родителей их начали с божью помощью обучать их по тем букварям чтению и письму на осетинском языке и закону божию. 4. Сколько в каком приходе окажется желающих обучаться мальчиков, чьи они дети и каких от роду лет должны они, благочинные, в конце каждого года рапортовать как о числе учеников, так и об успехах их и об отличающихся усердием в обучении их священниках. Если же нужны будут еще таковые же буквари, в таком случае требовать от его высокопреосвященства экзарха оных по мере надобности. [558] 5. Поелику некоторые из новокрещенных осетин отозвались, что они хотя и согласны чтоб дети их обучались грамоте и закону божию, но не в состоянии содержать их у священников, то для возбуждения их желания и охоты обучать детей своих предписано мною благочинным объявить им, что они, поручив осетинским приходским своим священникам детей своих для обучения, никаких лишних, против нынешнего, расходов в содержании их не будут иметь. Ибо таковые дети их должны жить, как и ныне, с отцами своими или родственниками, а к священникам, в одном с ними селений живущим, которым поставлено в обязанность обучать их, будут они ходить для учения временно, один или два раза в день, т. е. поутру и после обеда, что те же осетины, которые будут одного прихода, живут в других селениях, если желают детям своим христианского просвещения и в состоянии их содержать в том месте, где священник приходской будет обучать детей, могут знакомым осетинам или родственникам своим, поручив их для прожития в домах оных и хождения к священнику учиться читать и писать на природном их языке, и что обучившиеся сему дети их могут впоследствии времени быть определены к осетинским церквам причетчиками, диаконами и священниками с получением жалования, а находясь в священническом звании и отправляя все христианские требы у единоплеменников своих на таком языке, который для всех понятен, великую чрез то доставят душевную пользу всем имеющим слышать на природном своем языке евангельскую проповедь и спасительный закон божий. Из поступивших к его высокопреосвященству экзарху от благочинных донесений видно, что в благочинии протоиерея Самарганова некоторые из осетин двух приходов: Даргвсского и Унальского согласились, чтоб приходские их священники обучали детей их грамоте на природном их осетинском языке, и что в Даргвсском приходе обучаются семь мальчиков, а в Унальском — восемь, да благочинный протоиерей Афанасий Мачаварианов обучает трех человек осетинских детей заведываемого им Бекмарского прихода. ЦГИА ГССР, ф. 139. д. 1626, лл. 2, 3. 4. |
|