Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 200

1874 г декабря 26. — Неопубликованное письмо Платона Иоселиани о роде Амилахвари.

В 1465 году область Самцхийская отказалась от повиновения царю грузинскому Георгию VIII. Баграт — царь имеретинский явился союзником Атабега, не наименованного историею. Успехи самцхийцев. поддержанные царем Ростомом, взволновали и грузин против царя своего Георгия. Образовался заговор против царя. Иотам (***) из древнего дворянского рода Зедгинидзевых открыл царю заговор. Царь, не уверенный в истине слов Иотама, был успокоен самим доносителем, который с ведома царя остался на роковую ночь в спальне царя. Заговорщики, сановники царя, в назначенный час напали на мнимую спальню царя и, думая убить его, убили Иотама Зедгинидзе.

В возмездие за самопожертвование царь, спасенный от рук убийц, пожаловал детям Иотама укрепленные места и деревни, титул карталинского воевода и губернатора (моурава) г. Гори.

Затем скоро пожаловал в усыпальницу для костей их и потомства их храм Самтавийский, присвоил им звание князя и титул служебный амилахвара, т. е. обер-шталмейстера по выражению немецкому. Историк Вахушт полагает род этот, после эриставов или ефнархов арагвского и ксанского и ставит выше рода Орбелиани, т. е. третьим между родами — сановниками царства, гак и по своду законов § 35 царя Вахтанга.

Из рода этого красуются подвигами своими:

1) Амириндо. Он построил в Иерусалиме женский монастырь во имя св. Василия, существующий доныне. Это было в 1742 году.

2) Гиви. Он был женат на Тамаре-дочери царя Шах-Наоза I. Имел поручение от царя — сопровождать царевича Арчила ко двору Шах-Аббаса в 1663 году. [204]

В Персии и Арчил, и Гиви Амилахвар, по принятым давно условиям инвенституры, приняли магометанство наружно, на устах, но не в сердце и по сердцу. Так делали и до и после их цари и сановники их. Из уважения к заслугам Гиви, брат его Николай возведен в звание каталикоса грузинского на место умершего в 1675 году каталикоса Доментия. Этот каталикос в 1688 году низведен с своего звания царем Ираклием I Назарали ханом и замещен Иоанном Диасамидзевым. Царь Георгий XI в 1691 году возвратил ему звание каталикоса в Коджори,— летней своей резиденции. После победы царя Ираклия над Георгием в 1696 году снова потерял звание каталикоса и снова видел приемником своим Иоанна же Диасамидзе. Он умер в 1707 году и погребен в Шиомгвимской большой церкви, построенной сионом, т. е. без купола (таково выражение архитектурной грузтехники) им же и Амилахваром Гиви. Виноградный сад в селении Дзегви есть его приношение святыне Шиомгвимской.

Гиви долго был в борьбе с турками, овладевшими Картлиею. В 1734 году, вредя им в самом Тифлисе, удачно напал на них в г. Гори и овладел самою крепостью. Это было при шахе Тамас-хане — шахе персидском, воевавшем заодно с грузинами против турок.

В 1740 году Надир-шах, по возвращении из индейского похода, занял Грузию, воцарив в ней Теймураза и Ираклия. За услуги, оказанные Амилахваром Гиви по изгнанию из Грузии турок, пожаловал ему звание векиля Картлии и в наследие ущелье Ксанское.

Надир-шах предложил Гиви взыскать с грузин контрибуцию в пользу казны персидской. Гиви не мог исполнить волю шаха. Он советовал грузинам вооружиться против персов и сам сделался предводителем их. После долгой войны с персами и с своими отправляется в Персию, мирится с шахом, возвращается в Грузию, получает звание моурава тифлисского и умирает в 1754 году (под именем Шах-Кули-хана), но погребен как христианин в Шиомгвимской пустыне.

3) 9 амилахваровых во время царствования Симона (1558-1600) персы опустошали Грузию, желая водворить свою власть и религию. В день пасхи открылось сражение близ Мцхеты, в селе Мухатгверди. Царь Симон разбит и убито на месте 9 лиц, не наименованных историей, из рода князей Амилахвари. В это время пожаловано им в усыпальницу костей родовых верхняя церковь Шиомгвимская (во имя успения пресвятой богородицы). Они погребены в одной могиле, прикрытой кирпичами, без надмогильного камня и без надписи. Могила эта доныне цела.

4) Афанасий — митрополит тифлисский, об нем подробно печатано в книге моей: «Описание древностей г. Тифлиса», стр. 186, П[латон] И[оселиани].

ЦГИА, ф. 1438, д. 192, л. 1-2

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.