Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Путешествие Н. И. Гаджанова по Армении в 1804 г.

Дело Кубанского Войскового Архива по общей Атаманской описи 1804 г. № 483.

(Копия с подлинника).

Господину Полковнику Черноморского казачьего войска войсковому атаману и кавалеру Федору Яковлевичу Бурсаку.

РАПОРТ.

Прошлого 1803 года Декабря 13 дня, вознамерясь завещание отца моего и мое собственное обещание выполнить: поклониться святым местам и повидаться с родственниками, по прошению моему получа от Вашего Высокоблагородия увольнение, сего 1804 года Июля по 30 число в Азии отправился через Грузию по лиши у Моздок, а из оного с данною от Моздоцкого коменданта полковника и кавалера Протопопова подорожнею, с отправляемою в Грузию казною, с прочими едущими офицерами, под командою 14 Егерского полка шефа полковника и кавалера Головачева, Декабря 22 переправились через реку Терек, под прикрытием от места до места воинских команд, до самого Тефлиза, чрез Малую Кабадру и Григориполис, 24 в Елисаветинск, 25 Влади-Кавказ, 28 щелью в Балту Шин и Ларси, 29 в Казбек и в Кобыю, откель начинается Грузия, от оного пешком чрез Кашаурскую снеговую гору, 30 в Гути Илливон, 31 в Ананур, Генваря 1 на Мухран, 2 в Цхет, где Грузинский патриаршеской престол и монастырь Св Нунии, проповедницы и просветительницы Грузии; в сем монастыре короновались и погребались цари Грузинские. Того-же числа прибыл в Тифлиз. На пути от реки Терека до Влади Кавказа места всем изобилующия: полями, водами и лесами, но жителей мало, кроме Малой Кабарды и двух российских крепостей Елисаветинской и Лиди Кавказской, чрез пустые места проезжающим весьма опасно от шатающихся разбойнических партий разных горских народов, как то от чеченцев, ангуншецов, осетинцев, тагаурцов и от кабардинцев, от Влади же Кавказа щелью опаснее от жительствующих там трёх князей Балтинского, Шинского и Ларского, кои хотя от России всем спомоществуеми и получают [29] жалованье, но не довольствуясь тем, по врожденному своему к грабительству пристрастию, под именем других злодеев, проезжающих без конвоев часто разбивают и противляюшихся им нередко передают и смерти, чего и в проезд наш щелью провожали помянутый князья и нарядивши злодеев велели пущать из гор на нас каменья, что те злодеи исполняли дотоль, пока не приостановив и не взяли с бывших тут купцов и вышедших с неволи выходов чрез Россию из Турции сребром по двадцати пяти рублей с каждой души. От Казбека до Ананура в рассуждении частых селений нет такой опасности, от Ананура же до Тифлиза опасно от часто нападающих лизгинцев, а особливо на Мосторане, здесь хотя места и прекрасный, но жителей очень мало. По прибыли моём в Тифлиза и по получении от правителя грузинского господина генерал майора и кавалера Тучкова подорожней, я отправился с едущими купцами чрез большую Армению, местами Саганлуг, Адет, Инкже. Джуглаз, Аркед, Делжан, ныне принадлежащие Грузии, откуда пешком чрез Делжанскую снеговую гору. Отсель уже начинается высокая Армения и Араратская земля. От самого Тифлиза до сего места живут кочующие армяне и магометане, называемые Хазарами, от горы Нахенах, Дормез, Судеден, Доклиз, Канакет, Аринж. 17 в бывший армянский столичный город Реван, на араратском поле положение имеющий, над рекою Зендою, имеет крепость изрядную, от Зенды высокий каменной обрыв и над оным ханской дом, внизу под обрывом стена не высокая, прочие три битые из земли с каменьями; на тех трёх стенах довольное счисло батарей и на оных пушек, но беспорядку; две канавы одна из них напущена водою. Город имеет с северной стороны три Форштата, в первом новом гостинной двор и производится чрезвычайная торговля, товары привозятся с разных мест, равно и вывозятся оттель разные продукты и произрастете. Строение, а особливо лавки каменные, весь тот двор под крышею весьма великолепной и изрядной архитектурии, второй Форштат старой прекрасной изобилующ садами, третей на открытой горе и прекрасном месте называется Конд, в сем последнем родился отец мой, от меликов армянских, поставленных персидским шахом Надиром предка еще нашего пришедшего с Киликии, от рода Омена, ныне оные истреблены другими персидскими шахами, а только в Киликии именуются от оного рода патриархи. Город Эриван имеет на зимновосточной стороне в пятидесяти верстах озеро Севанское, или Качанское, среди оного остров и на оном пустыня бывшего прежде девичьего монастыря, ныне в нём прибывают пустынножители, которые никогда с оного и к себе молодых людей мужска и женска пола не допущают. Житие их на одном положении, о котором после сказано будет. В сем озере [30] вода сладкая и протекает с оного в реку Кегаркун и в каждой месяц рыба в нём бывает разноплодная, коей хотя видел, но не всех родов, однако слышал, что такой нигде не имеется. Отсель я вознамерился в Киликию ехать п по пути с Эривана в пятнадцати верстах бывший тож столичный город Вааршабит, которой ныне разорён до основания, в нём жителей семей до ста, но сии суть подвластны четырём там имеющимся монастырям, из сих три монастыря именуются святых тридцати двух мучениц, кои мучими царём Теритадом, во время гонения сим же царём и святого Григория просветителя Армении, четвертый монастырь Эц Мияцин то есть изщественное место единородного Сына Божия, во время принятая крещения царём Теритадом от Святого Григория, построен монастырь сей появлению самым Сыном Божим. Место и план у Четминеи в житиях Григория ясно можно видеть. Сей монастырь суть первой из четырёх армянских патриаршеских престолов, второй близ города Ганжи, на горе Канзасаре, которой город взят сего года Генваря 2 князем Цициановым, третий на острове Васпураданскаго моря Ахтимаре, четвертой в Киликии на горе Сисии, в коих патриархи бывают одного рода Оминова, от которых произошёл отец мой. Эч Мияцин расположен на обширном араратском поле, окружаемый прекрасными горами, а равно и монастырями, селами, источниками рек и преизрядными садами. На зимнозападной стороне верстах в двадцати гора Арарат, по ряду Арарата на летнем западе гора высокая и на этой городок построенный издревле, оное было жилище разбойников, ныне также бежавший от названного Шахбаба хана ханской режеп хан с двумя тысячами народами разоряет околичных жителей и проезжающих купцов грабительством; на северной оного стороне гора Лампад. Строение Эч Мияцина окружено на подобие крепости обширною каменною и битою из земли стеною, с тремя воротами оббитыми железом, в средине оной пять отделений ис коих в первом церковь с кельями первейших епископов и монахов и трапезою, втором вход на западную сторону дворец патриаршеской со всею свитою, в нём сад и Фонтан и сохраняется тут богатство монастырское, третем на северную сторону экономия и в оной живёт эконом монастырской с светскими служителями и хранителями монастыря, четвертой на полуденной стороне, о двух этажах гостиные для проезжающих и приезжающих на поклонение, пятой по восточной стороне — конюшни, сена, скот, лошади, овцы и живут в оных пастухи. Во всех сих отделениях вода протекает фонтанами. В сем монастыре часто сходит с небес свет. По прибытии моём в Эч Мияцин нашед я тут посвящённого патриархом в сан епископской прибывающего в монастыре Иоанна Крестителя, с одним при нём архимандритом и двумя диаконами, едущими обратно, с которым я и отправился. В бытность мою в сем Эч [31] мияцинском монастыре принят был патриархом Давидом очень ласково и благосклонно и он мне между прочим не советовал ехать по сей дороге в рассуждении смятения в Персии, а советовал остаться пока он найдёт средство с кем и другою дорогою отправит, или возвратиться обратно, но я предпочитая труд свой до того места и выполнить завещание отца моего, также и мое обещание отдался на волю Божиего промысла, и по совету оного патриарха переодевшись под именем диакона, вновь постриженного и ту редко подданного, из города Эрзрюма. Сей достопочтенной муж более меня не удерживая но благословля велел всем нам по долгу христианскому поклонится божественному в церкве престолу и святостям и мы приступив знаменованию первое к животворящему копию, коим прободенно ребро Спасителя нашего Иисуса Христа, второе — кресту небольшому из животворящего древа, третее — правой руке святого Григория, четвертое — частицы главы святые Арипсимии, пятое — правой руке святого Иякова Мицпинского, прицепленному на цепочке небольшому кресту, сделанному из древа ковчега, за которой он трудился на горе Арарат, он хотел выйтить на гору и видить ковчег, но как Богом запрещено никому из человеков быть на горе Арарате и видить ковчег сей святой, хотя и трудился двенадцать лет, но не удостоился быть на оной, а только ангел с ковчега ему часть вручил дома, которой крест рукоделием своим он сделал. На том месте на коем вручил ангел ему часть доски построил монастырь, на имя свое, но ныне разорён персами и только есть небольшая церковь; та тое еще видел казан в коем составляют святой мир без огня бросивши во оный святого Григория руку. При отпуске от себя патриарх снабдил нас четырьмя человеками конвойными и мы отправились Генваря 23. Доставивши нас до первого места Албаша возвратились От оного наняли мы проводника далее. 24 приехали в монастырь Хорвираб, то есть глубокая яма, в сем монастыре яма та что брошен был Григорий великий царём Теритадом и был в ней четырнадцать лет, 27 прибыл в г. Нахичевань значит первое новое по изшествии из ковчега пристанище, где он поселился и жил триста лет, а по смерти погребён в сем городе, и я был у гроба. Над оным сделан издревле христианами высокий столб со входом в оный. Город Нахичевань разорён. Прежде жители были армяне, но ныне только крепость и в оной малое число жителей с персиян. Крепость изрядная о двух земляных битых стенах, пушек на батареях очень мало и войска до тысячи человек. Начальник войска Магмет Асан хан. Местоположение сего города на прекрасном обширном поле, с окруженными металлическими и с востока соляными горами, имеет множество садов, тут прекрасные источники вод, климат здоровый и более всего оттоль хлопчатой выходит бумаги, также и сарачинское пшено. С города сего провожатый не [32] согласился с нами ехать далее. 28 без всякого конвоя отправились на вечер и прибыли в город Джугу, в одной щеле над протекающею рекою Эраксом состояний. Сей город разорён ныне шахом Надиром, из коего тот шах жителей вывел двенадцать тысяч семей и поселил близь Испагана; в Джуге живёт ныне только пятнадцать семей армян, для переправы проезжающих чрез реку Аракс. Во время следования нашего до сего места сбились с прямой дороги и ехали неизвестною, но таковая ошибка была к крайнему нашему благополучию, ибо за нами было послано двадцать восемь человек вооружённых от Нахичеванского хана с тем чтобы ограбить нас и вкинуть в реку, а как они нас не сыскали то переехав реку намерены были нас ожидать, но нам один из жителей Джугамских который настоящее от оных услышал злое намерение посоветовал ехать по нижней дороге, утверждая, что опасно от оных, а хотя верхнею дорогою и могли бы мы избавиться сих нарочных разбойников, но и по сей дороге опасность от вермезаров обитающих в селении Арарке, от Хойского хана разбойничествующих. Мы два дня тут прожили не знали какой предпринять путь, напоследок решились, наняли одного провожатого, знакомого всеми оными разбойниками поехали верхнею дорогою, будучи в надежде что зная его и нам не причинять ни малейшего зла, прибыли от Джуги состояний в двенадцати верстах монастырь построенный в расселине каменной, который созидан еще апостолом Варфоломеем, на имя архи-диакона Стефана, в оном почивали и мощи его, принесенный туда апостолами Варфоломеем и Фадеем, но после украдены Изуитами, а только правая его рука, да евангелиста Марка глава и прочих разных частиц мощей святых весьма великое число. Монастырь сей окружён крепчайшею каменною стеною, на подобие города, ворота оббиты железом, строение в нём келии, трапеза и прочия древней архитектуры, словом самое безопаснейшее укрепление, но кроме таковой крепости нападающие на него разбойники были разными чудесами наказуемы. Во оный приезжают из далёких месть и получают от болезней исцеление, даже и магометане приходят на поклонение. Служителей и монахов в монастыре очень мало, в нём начальствует один только архимандрит. 31 поехали мы отсель чрез небольшое армянское селение, которое совсем еще не так разорено, а далее во время следования Эрарка в пятнадцати верстах пять разорённых селений, в коих только церкви остались в целости. В самом Эрарке с резного камня об одном верхе и о трёх престолах сделана церковь, которую разорив загоняют скот. Здешние жителя принадлежать Хойскому хану и именуются как выше сказано вермизарами. Сей народ богат, упражняется в торговле, ездят также и по другим городам, но при всём их промысле упражняются в разбойничестве, сим обогащаясь уделяют часть такого [33] постыдного прибытка и Хойскому хану. В проезд наш чрез селение видели они нас, но вразсуждении сего нашего провожатого не подумали мы чтобы они причинили нам какое либо зло. Проехавши мы от сего селения вёрст пять увидели бежащих за нами семнадцать человек на лошадях вооружённых с обнаженными орудиями, кои окружив нас спешились с лошадей с довольным боем без противления нашего отобрали у нас имение и даже лишили всего одеяния и когда свое злое намерение над нами совершили, сведши нас с дороги в одну щель намерены были тут предать смерти, но епископ видя таковое последнее с нами решение убедительнейше начал их просить и уверял что мы сродственники купцу Яковчину, находящемуся при хану их и что де мы с письмом от хана в монастырь посланы были. В таковом им объявлении они колеблясь мыслями решились отправить от себя в Хой двух для настоящего узнания о точности сего, нас же отведши в селение заключили в одну темницу. При таковом зло — несчастном случае если бы сии злодеи узнали меня что я есть россиянин, то без всего меня и тех бы предали смерти, и мете наше мелочное разобрали, а прочее в одно сложили место, но по счастью моему паше-порта и подорожнюю мою между епископских бумаг и книг находившихся они не узнали. У меня ограбили с плятьем и деньгами до двух тысяч рублей, на которые имею свидетельство от помянутого Яковчана. Будучи мы в темнице нашелся в сем селении один купец с магометан, знакомый ему епископу, который хотя сожалел о нашем злополучии однако был не в силах помочь, кроме старался и обнадёживал нас что хотя бы и от хана поведено было предать нас смерти ходатайствовать не преминет в освобождении. В вечеру пришедши к нам велел из нас одному секретно ночью отправиться в город к нему Яковчину, дабы он подтвердил говоренное епископом, что бы назвал нас своими сродственниками и ходатайствовал у хана, а как все караульные отягчены были сном тот купец выведши из темницы слугу епископа, знающего дорогу, проводил его вёрст за двадцать. Он на другой день пришёл к помянутому Яковчину объявил о несчастии нашем, который пошёл к хану без промедления времени, где увидел и тех злодеев и просил о выпуске нас и об отдаче имения. Хан приказал злодеям притворно отпустить нас со всем имеем, а когда Яковчин вышел от хана он тогда же велел имение оставить, а только нас одних отпустить; а потом ежели могут иметь удобный случай то придавши смерти бросить в какую-нибудь щель, или продать далее. И так шестого дня приехав те злодеи с чрезмерною яростью наипаче за то, что мог от нас один бежать и известить помянутого Яковчина. В сем заключении если бы не знакомый епископа купец, то непременно или бы они по зверскому своему кровежаждущему сердцу предали смерти, [34] или отведши в Персию продали бы. Купец тот отобравши нас с уверением что только для приязни к нему епископа он согласен, в таковом раз ежели те злодеи воспротивятся, пожертвовать жязнью. Однако злодеи, уважая ему что он у них первый купец освободили, который оседлавши лошадь вооружился, взял нас выговаривая злодеями что на случай на пути кто коснется из них то он без пожертвования жизни своей нас до обиды не допустит. При каковом освобождении отданы купцу епископские одни только книги, в числе коих и мои бумаги. Купец проводил нас в одно селение вёрст за тридцать и препоручил одному своему приятелю, коего также просил провесть до города Хоя. 2 Февраля по прибытии препоручил нас оному Яковчану. Добродетельный сей купец пошёл к хану просить убедительно об отдаче имения нашего. Хан с притворною снисходительностью послал нарочнаго велел привезть все имение и самым тем злодеям явиться. Когда прибыли они с имением к Качии секретарю ханскому, то сей пересмотри оные сделал опись, оставил у себя, нам же велел дожидаться ханской резолюции и когда последует он нас призовёт к себе. Наконец, хан потребовал Яковчана, строгой делал ему выговор, яко бы мы посланы были от сего с письмом, обещался притом с нами поступить так как сделано уже с имением. В таковом опаснейшем для нас обстоятельстве Яковчан вознамерился прежде нежели исполнится ханское злонамерение нас без полученного имения отправить из сего города. И так снабдивши нужным отправил епископа с бывшими с ним в большой армянской город уездный Салмаст, в коем и ныне армян до немалого числа. При отправлении же меня дал заимообразно денег и свидетельство о помянутых несчастных со мною приключениях, коим и самовидец он был. Свидетельство как за подписом его так и прочих купцов. Февраля 19 тайно выведши меня из крепости отправил своим караваном в город Ван, к брату своему и вручили письмо, дабы и брат во всеми вспомоществовали и отправил бы меня такими же образом куда мое намерение стремилось. Город Хой на прекрасном обширном поле, оный окружаем с полуденной стороны соляными горами и протекающими источниками и плодоносными деревьями. Крепость в нём о трёх битых из земли и каменья стенах с двумя канавами, на батареях пушек очень мало, да и то не в порядке, имеет ворот три, строение все было из земли, кроме лавок и караван сараев, кои совсем сходственны с Эриванскими, торговля в нём производится чрезвычайная. Купечество приезжает с дальних мест и с товарами и оттоль вывозит бумагу, сарачинское пшено, шёлк и прочие персидские товары, кои по большей части доставляются отсель в Турции и Грузии, в ближайшие города. Торговлею равняется Эривану. Во время Армении был он уездный город губернии Васпураданской, а ныне под [35] владением Исмаил Сердир хана. Выехав из сего города чрез места Котол, что на границе турецкой с персианами, от Котола на снеговые горы в Чарыксар, Варчак, 24 в бывший столичный армянский город Шаг Марамидерд, иначе Васпурадан, ныне называемый турками Ван Шах. Варамидердом назван Семирамидою Вавилонскою Сирийскою царицею, когда убила царя армянского, прекрасного Арея и построила тамо крепость на восточной стороне берега Васпураданскаго моря (кое окружности своею не более четырёхсот вёрст) на высокой небольшой горе. К оной крепости с полуденной стороны тоже построена крепость о трёх каменных стенах, о двух канавах с прекрасными батареями, на которых ныне хотя имеются пушки, но без всякого порядка. Крепость сия о трёх воротах, с коих одни в Семирамидную крепость. В ней жителей семей тысяч до двадцати. Церквей армянских издревле построенных семь, кроме отобранных под мечети, в коих имеются мощи и разные древности. В одной из животворящего древа небольшой крест, который за замком и печатью первейших сего города купцов. Cиe они делают для того дабы оного кто переменить не мог. Вне города три Форштата в прекраснейших садах. Город сей изобилует наипрекраснейшими садами и горами. На восточной стороне именитая гора Варак, на коей было монастырей армянских до тридцати, а ныне очень малая часть, с коих в четырёх построенных Григорием Великим я был, в которых имеются разные частицы мощей святых и разные древности и в одном из них гроб Святого Петра, заворотившего реку Дейрмендере течением обратно, во время еще царя Василия Трапезонскаго; ныне также много истачивает он чудеса. В построенном апостолом Фадеем именуемом храме Богородицы, Фаддей и Варфоломей во время принятия царём Абгаром крещеная построили в Армении тысяча один монастырь, и по смерти их из числа тех монастырей положены и мощи их. На полуденной стороне горы Акарская, Мокская, Шадахская, на коих также было более двухсот монастырей, но все опустошены и ныне не разорённых очень мало. Из них имеется созидана Григорием и Фаддеем где также построен Фаддеем и храм в коей на одной стороне у стене сделано на подобие окошка, оное всегда потеет и истачивает масло, которое исцеяет всякого одержимого болезнями. Сказывают что в Фундаменте закладены Фаддеем некоторый вещи Богородицы, в другом монастыре три гроба кроме прочих частиц мощей святостей и древностей. Первый гроб святые Сандухтии, второй преподобного Анатя учителя, и третий Григория Нарекинского чудотворца, который издал книгу молитвенную в 25 главах называемую Нарек, и сверх многих сего святого чудес будучи он молитве выше оного монастыря на горе, где имел свое пребывание и молился, просил Бога увидеть Богородицу на руках с младенцем, как видели цари в [36] Вифлееме. Его прошение исполнилось, он удостоился видеть таким образом: Сделалось сияние на острове моря у пяти верстах от берега и увидел подошедшего к нему ангела говорящего Крикоре ед ардер (то есть иди ко Господу) и остров той и по ныне называется Ардером. Он изшедши из горы перешёл на оной остров по морю. Пал пред Богородицей и слышал глас яко исполнилось желание твое. При чем просил дабы по смерти его обдержимые болезнями приходящие к его гробу получали исцеление, куда ныне с разных мест приходят и исцеление получают. Нет ни одного дня что бы по крайней мере таковых поклонников до двадцати и более не бывало, а на день храма сей церкви собирается тысяч до десяти народа, с разных дальних мест. На сию церковь и гробы часто сходит свет с небес и осеняет, что случилось и в бытность мою. Ночью изшел краснообразный свет который и я удостоился увидеть. На острове сей святой построил монастырь, собрав служителей, наставив их богоугодному житии скончался. Ныне на сем острове пустынножителей очень мало, а близ оного есть остров Ахтамар, на котором третий армянской патриаршеской престол. Здесь много частиц мощей святых и прочих святостей и древностей и руки апостолов Фтомы и Варфтоломея. Монастырь сей построен царём армянским Какиком, который имел свое пребывание на сем острову и по смерти тут погребён. Под северные берега сего же моря. На двух островах есть две пустыни, в которых в одной из них храм Иоанна Крестителя, в другом Григория Победоносца, построены Григорием Великим и в них много мощей и святостей. На сии храмы также часто сходит с небес свет. В них прибывают пустынножители кои никогда не выезжают на берег и на оные на поклонение не позволяют ни женщинам, ни молодым людям ходить. На островах не имеют ни скота, ни птиц и не занимаются ничем кроме служения Богу в молитвах и чтениях и в суток десять раз все сходятся в церковь на пение. Пища их в сутки только один раз, но и то постное; по воскресеньям и большим разрешающим праздникам рыбное и масляное. Напитку никакого но употребляют никогда. Денег не берут. Одеяние у них шерстяное и никогда не переменяемое. В кельях не имеют ничего кроме книг, божественных образов и пред оными лампад. В церквах убор богат, хотя они и большия дани платят, но им на оное присылаются со всех сторон подаяния. Сии монастыри имеют на берегах Футора, скот, овец и хлебопашество, служители светские, эконом, также священник светский, на остров без оного священника к исповеди никого не допускают. На северных берегах гора Арислан и Сипган, где также довольно монастырей. Сказывают будто под горой Сипганом пещера, в которой есть строение и река и будто одного пастуха овцы зашли в cиe место и он искавши овец зашёл [37] туда и вышедши объявил всем, но после оного никто не был и не знает. На западной стороне горы Татдван и Нимрут довольно монастырей, но я как в северных так и в сих в рассуждении довольных снегов не был. Сказывают в сей Васпураданской губернии имелось в свое время девятьсот монастырей, а ныне будет ли и сто. Сия губерния имеет городов уездных двенадцать, сел множество, жителей в них армяне, магометан очень мало, а только за недавние времена населились кочующие медияне, ныне называемые курдами, но не только в Васпурадании но и в Карсе, в Баязиде, в Хнусе, в Пагеше и в Муше во всех упомянутых городах губернаторами турецкие паши. Войска у них из медиян. Сии медияне делают большую обиду и притеснения христианам. В летнее время самые лучшие хлебопашные и сенокосные места занимают под свой скот, в зимнее же занимают у них квартиры, берут насильно хлеб, сено и дрова, ибо сей народ никогда ни хлеба не пашет и ничего не заготовляет и что только им понадобится берут, на случай же сопротивления предают смерти. Бедные сии жители терпят крайнее разорение, но кроме их несчастной жизни султану платят горяч, а пашам и деребеям сальян в год 5 раз и по крайней мере такового с них оклада в год, с каждой семьи лев двести видет. Но не только в тех губерниях но и во всей Турции так страждут христиане, но и еще более сего, ибо хотя один будет добрый губернатор и не так разоряет христиан, но прочие на него негодуя за такое призрение лишают насильственно жизни его, — что и в бытность мою в городе Ване случилось. Садах паша, который сказывают был совершенным для сих бедных христиан отцом узнавши то Таяр паша всей Анадолии сераскир послал с войском одного именем Реджек пашу и отрубавши ему без позволения султана голову забрал все его имение и определен на место его губернатором Эмин паша, который лишь только принял место установил на жителей яко бы салъяну разновременно три тысячи кисетов подати и предал несколько человек смерти их имение отобрав себе. Раджек паша по возврате к Таяр паше отравлен за то что имел большое богатство. Таяр паша кроме сих убил одного по воле султана Дуржи Осман пашу, многих деребеев и богатых купцов. Сей Таяр паша ныне совершенный кровотец и грабитель, а особливо для христиан, разоряет и не позволяет им строить церквей и подчинять даже еще за позволением отца его, с построенных и подчинённых церквей берет великие деньги. По прибытии моем в город Ван вручил от добродетельного Яковчина письмо брату его Гаджи Пириджану, коим был принят весьма ласково и дружелюбно, где после помянутого несчастья моего заболевши горячкою и разными припадками прожил у сего сорок два дня в крайнем отчаянии. Между тем по выздоровления я с его [38] человеками посещал упомянутые монастыри. Наконец при отъезде моем сей почтенный старик еще снабдивши всеми нужными на пути припасами дал в заимообраз денег и отправил меня морем. Апреля 7 поблагодаря ему Гаджи Филипу за все оказанные мне милости с пристани того числа отправился судном, но в половине дня сделалась великая буря и поносивши нас по морю так что пришли было совсем в отчаяние и ожидали поминутно кораблекрушения, наконец выкинуло нас с судном на северный берег без вреда. Корабельщик оного судна нанял лодки выгрузил груз на оные спустивши судно в море нагрузил опять по способности тогда уже ветру отправились в путь, но так как недолго продолжался способный сей ветер по разным пристаням хотя ему судном и следовало пристать к пристани Татвану. Наконец 12 числа будучи в море сделалось великое волнение и с крайним сопротивлением судном едва могли пристать под северный берег в тридцати верстах от города Арцке, ныне турками называемый Алжевас. Город сей над морем прекрасного вида, изобилует прекрасными деревами и прекрасными источниками, имеет древнюю крепость каменную, крепость весьма изрядную, в древние времена от разных нападений к безопасному защищению она была способная. Оставив судно до города сего продолжал путь мой сухим уже путём и со мною еще два купца один с армян, а другой с амриян, с коими дошёл я пешком. От оного нанявши одну верховую лошадь с проводником 20 числа прибыл в бывший столичный город Хиллад ныне называемый турками Ахлад. В сем городе было семь каменных небольших крепостей и жило в нём армянских царей семь, по смерти одного другие выстроили по одной крепости; кроме оных несколько древних столбов и тиатронов выстроенных еще идолопоклонниками и ныне все сие разорено. Жителей в нём очень мало. Больше украшает сей город местоположение и сады. Отсель поехал через большое армянское селение. 22 на поле Мужское. Cиe обширное и прекрасное поле, через которое протекают многие реки в числе коих и Ефрат, близ оного многие селения армянские, окружено гореми именитыми в которых много монастырей, с востока Тадваном и Нимрутом, а с севера Дороном с полудня Зарсоном, кои на западе сошлись гора с горой. Вышеупомянутые горы украшают разный деревья и источники. Того ж числа прибыл в город Муш, который построен царём армянским Мишегом. Крепость сего города ныне турками переделана и укреплена батареями, на оных пушки хотя и есть но в беспорядне. Здесь губернатор с мидиан именем Мурат паша. Неподалеку сего города на кряже горы Дарсона был в монастыре, называемом Аракильц, т. е. Апостольский монастырь. Сей построен Григорием Великим, в коем много разных частиц мощей и других вещей глава и рука Евангелиста Луки и Апостола Андрея [39] рукаж и в нём гробы двенадцати учителей армянских, с коих один Мечьроб издал письмена армянское, a прочие переводили с разных языков книги; Моисей Хорениц писал всю армянскую географическую историю. Здесь погребён епископ ассирийский служивший при мощах крестителя Иоана Зиноп. Отсель опустясь на поле мужское переехал реку Ефрат на кулаках сделанных на восьми надутых бараньих кожах, или пароме, на коих укреплён плетень. Переправа сия была чрезвычайно опасна ибо река Ефрат широка и весьма быстра; паром часто ворочаясь на верх надутыми кожами потопляет переправляющихся, — чем и мне наводил ужас. На реке сей хотя и есть издревле сделанный на тринадцати каменных сводов мост, но в рассуждении больших наводнений один из них разорван и был в сие время подчиняем. 24 прибыл на гору Дарон и место инъадняное т. е. девятисточное. Тут монастырь Иоанна Крестителя на котором месте был прежде идолопоклоннический театрон (храм идолопоклоннический) богине Кесарнии Итемидрии; напоследок второй просветитель Армении Григорий Великий силою креста Спасителя нашего упразднивши идолослужения и победив врагов монастырь сей построил, однако ж по крещении уже царя Тиритада. Таковой дар получила Армения чрез святого Григория от святого Леонтия патриарха Кесарийского, — Святого Иоанна Предтечи коего в монастыре семь и мощи почивают на правой стороне имени своего престола; равно и Анатия святого на левой стороне сего ж престола. Когда крестителевы мощи везены были на ослу их, то неподалеку от вышеописанного инъадняного места на твёрдом камне огрузил ноги, на коем и до селе знаки копитов видны. В сем монастыре хранятся также частицы многих мощей и правая рука Иоанна Крестителя оставлена на верху ради знаменования женскому полу, ибо женщины ко гробу его приступить не могут, а дерзнувшие к тому женщины бывают чудесно наказуемы. Из числа пришедших при мощах Иоанна Крестителя с Кесарии служителя Келаги по приказанию Григория собравши более трёх сот братии был начальником, а после умер и погребён вне ограды к северной стороне под каменным крестом поставленным Григорием в знак побеждения идолов, над которым ныне небольшая церковь; прочие же служители Андонис и Кронитес с пятью еще посвятив себя пустынножительству по близу оного монастыря скитаясь питались казбиею, т. е. самою тою пищей коею питался Иоанн Креститель. Сия пища по принесении мощей Иоанна Крестителя падает на деревья и каменья в Июне и в Августе месяцах, но не каждый год, которая и есть вкусом на подобие меду, собирают оное так: которое на дереве садится то струшивают в такие сосуды, а на каменья падающие сколупывают с числа коего получил я с листьями малую часть. Сие пустынножители пострадали мученическою смертью близ ограды от часто нападавших [40] тогда на монастырь идолопоклонников, погребены все монастыря с полуденной стороны, над ними построена небольшая церковь. В сем монастыре кроме помянутых мощей еще довольно святостей и вещей древних, из которых видел я хитон или рубаху Спасителя без шитья, платок Богородицы и убор Григория Великого. Монастырский же церковный убор весьма великолепен. Сей монастырь хотя и платит дань великую, но с разных мест снабдевают христиане и приходящие на поклонение подавшем для того не оставляют. На день храма сего монастыря считая в сто дней от Светлого Христова Воскресенья приезжает со всех мест народа множество. С сих поклоняющихся при следовании в монастырь всякий по пути владелец или помещик за вступление в его землю взыскивает род пошлины. Во время празднования производится тамо великая торговля. Строение сего монастыря обнесено стеною каменною широко и крепко, ворот двое обитых железом на четырёх углах батареи, в ограде имеются кельи до двух сот, трапеза, мельница водяная и фонтан. Словом монастырь Иоанна Крестителя весьма великолепен и святостей исполненный. Над оным также временно сходит свет с небес и осеняет оный. В сем монастыре монахов однако ж не много; начальник оного епископ, в ведении коего два епископа, архимандритов до десяти, монастырей столько же и несколько городов в коем числе и город Эрзрюм, в котором Таяр паша губернатором был. Из монастыря Крестителева занявши я часть денег вознамерился отправиться к реченному Таяр наше, в надежде той что поелику он меня по нижеописанным причинам знает, и именно 1800 года господин генерал от кавалерии Михельсон, отправив меня к отцу его Батал-паше с высочайше дарованными при рескрипте часами и шубою, коему я и доставил, от коль по смерти его видя себя в опасности ушёл и прибыл в Россиию благополучно, а 1802 года, по повелению того же генерала Михельсона следовавшего от прописанного Таяр паши к Высочайшему Двору с подарками чиновника его Исеин Эфендия доставил ко Двору, который остался еще мне должным сто пятьдесят рублей, может быть вспомня он Таяр паша и сей Эфендий мои приёмы и угощения равно и бывшего при мне сотенного есаула Дьячевского, чрез пятнадцать месяцев услуги и чрез то издержанные мною до двух тысяч рублей деньги, вышепоясненное заграбленное мое имение отыщет. И так 1 мая отправился пешком чрез снеговую гору с бывшими тогда на поклонении десяти семей греками до первого селения Санчева, отсель нанявши лошадь и проводника чрез Чеплид и прочие селения 8 числа прибыл в оной город Эрзрюм, который прежде назывался Карни и был армянский столичной город в царствование Феодосия Великого назван был Феодосиополем, а по занятии оного турками ныне именуемый Эрзрюм, где и остановился выше упомянутого монастыря Иоанна [41] Крестителя начальника епископа доме, просившего меня у него остановиться. В семь обширном городе сказывают что будет домов более полутораста тысяч, армян хотя и было прежде до сто двадцати тысяч семей, но ныне великая часть удалилась от новейших тамошних жителей турков, которые причиняют им разные притеснения. Торговля в нём производится великая, с Персии, Индии и Багдада доставляют, а отсель в те места, ровно и в Турцию весьма многие товары вывозят. Крепость сего города построена о трёх каменных стенах о двух канавах, на батареях пушки хотя имеются но без порядка. Здесь сколько было армянских церквей все отняты под мечети, а имеется только одна, которая с позволения выстроена на подобие сарая, да и то за великие деньги. Месторасположение сего города на прекрасном, обширном высоком поле, окружённом прекрасными горами, на зимно-восточной стороне под горою Атиною, или Газирь адняною, по-турецки ныне называется Бындоли, Атина значит Эдем Газир Аднян или Бындиол тысяча и источники, ибо из сей горы начались многие большие реки и четыре райские. Сия гора не так высока но в рассуждении высоты места может равняться с прочими высокими горами, она начинается от Арарата к северу на Пасени и до сего города, отсель до горы Дарона, а с полудня ж от Арарата на город Баязыт, Ихну, Сы, до горы Дарсона сошлись вместо и простираются до горы Фавора и Иерусалима. На горе сей равнина, на которой кочуют мидияне в летние времена. Чрез таковые имеющие армянами во владении своём изобилующие всеми земными произрастаниями поля и именитые места разные жившие тогда народы разоряли войною и потом разделя оную землю досталось персиянам шесть, а туркам девять губерний, но сии враги христианской веры не живя согласно обращают свое оружие и против своих единоплеменников, ибо перейдете ханы отнимают войною друг у друга владения и всегда у них кровопролитие, а между сим Шах на всех их налагает свое оружие и когда чья сторона получает победу бедных сих христиан полонивши престарелых продают далее, а молодых приводят в магометанскую веру. Все места суть доказательством неисчерпаемого там богатства, на коих в древние времена гремела Армения, но ныне только их украшает сама природа. Что же принадлежит до состояния во всех сих странах обитающих армян они весьма достойны сожаления с крайним соболезнованием видя остатки создания руками предков; их города и монастыри напоминают прежнее их предков благоденствие, с пролитием слез в монастырях сии христиане Богу приносят моление и просят у него защиты веры христианской: во всех также монастырях жертвы приносят и за царей российских армяне будучи под игом невольничества персов и тюрков крайне отчаеваемы бывают, однако ж при всем их угнетении Богом не оставлены: там процветает торговля [42] в другом месте видны несчисленные стада скотов, овец и других животных, хлебородные места, источники вод, плодоносные древа и словом чем только места сии могла одарить природа; при всем таком изобилии имеются и металлические горы. И так живучи я в Эрзрюме, когда Таяр паша о приезде моем чрез помянутого Исеин Эфендия узнал то призвав меня к себе милостиво и благосклонно принял и обнадежил что он истребует мое имение и сверх зная прежние мои труды наградит меня, велел остаться и ожидать всего оного. Наконец я проживая в своей квартире и не получая от него никакой в отыскании имения резолюции, занятый с упомянутых купцов, также и здесь деньги издержал. 15 числа мая прибыли два посланца от персидского Шаха Баба Хана один к паши Таяру, а другой в Константинополь, который 18 и отправился в оной город совместно с посланным от султана к названному Шаху Баба Хану находившимся в сем посольстве семь месяцев, а вскорости и присланный к паше возвратился обратно. Во время приезда сих посланцев в Эрзрюм паша делал им церемониальную встречу в великолепном уборе видных из жителей пеших и конных с своими чиновниками и служителями до семи тысяч верст за семь. И так приехавши привели до назначенной им квартиры, для чего ж они сюда прибыли не можно было знать настоящего дела, но наконец пронесся слух открыто даже в публике — турки говорили будто де они слышали от посланца что между прочим Султан писал к Бабахану чрез своего посланца что бы иметь к ним такую дружбу и союз как у европейцев, на что будто и шах согласен. Между тем прибыл с Трапезона Французский консул прозываемый Дуэт к Таир паше для свидания и поднес подарки ему двое часов и две подзорные трубки, с коих одна ночная, он был принят ласково и сей консул объявил паше кроме всего своего политического дела что он может во многих местах сыскать руды и уголье земляное и о сем будто паша представил Султану и будто уже консул и обрел уголье которое в Турции открыто не было. Паша по прошении своему от Султана получил увольнение ехать из Эрзрюма в дом его Бафоре состояний, но прежде нежели мог отправиться получил от Баязытскаго паши донесение причём сообщил ему полученное им от шаха Баба Хана требование, который пишет мимо вышнего начальства к нему для того чтоб в выполнении того требования неусыпно старался, а особливо что он вблизи его границ напоминает ему при том что он сыну и племяннику препоручи по сороку тысяч войска и сам с таковым же числом прибыл в Нахичевань и требует на продовольствие сего войска провианта равно и подкрепления против России войск, требует также о даче ему городов Карса, Баязыда, Вана и Муша, в случае же не выполнения требования его угрожает оружием. Таяр паша сии бумаги отправил [43] Султану, а за сим послал в Баязыд верного из чиновников для настоящего о сем узнания, которого я не дождался что бы настоящее узнать. Паша дал повеление о починке крепостей, батарей и о приготовлении орудий, о изготовлении войск и провианта. Наконец объявил мне часто упоминаемый Исеин Эфендий что паша уже в рассуждении таких смятений и скорого его в Бафру отъезда во отыскании моего имения помочь мне не может. Из числа должных мне Исеин Эфендием ста пятидесяти рублей дал только пятьдесят левов, т. е. тридцать рублей, а последние велел получить мне в коменданта трапизонского. Будучи я в крайнем положении не получа от Таяр паши никакого удовлетворения и не имея на путевые издержки денег в Киликию оставил уже предприятие мое и занявши в Эрзрюме у одного купца также часть денег отправился с сего города. 2 июня прибыл в город Паперт ныне называется Байбурт. Сей город в одном яру, а крепость его на небольшой горке весьма изрядная о трёх стенах из резаного чистого камня с прекрасными батареями, пушек очень мало, да и то не на батареях а разброшены без лафетов. Сия крепость построена генувизцами, в коей правили прежде князья армянские. Под низом крепости в яру река рыболовная и по обе стороны приметно что прежде был обширный город ныне разорён и жителей мало. Отсель в город Демиш Хана. В нём есть рудокопные заводы. Город сей положение имеет также в яру между каменными горами, строение изрядное и в оном более пяти тысяч дворов, жители из них христиане, дани никогда никому не платят, ибо вей мастеровые и служащее в сих заводах. 10 числа прибыл я в Капудин, иначе по завладению греков Пондос, ныне называемый Трапизон. Сей город стоит на берегу Чёрного моря украшен садами и всякими изобилиями, но климатом и водою в Июле и Августе не здоров. Крепость изрядная строение каменное и крепкое. Во время моего в нём пребывания прибыло Французское судно с разными новыми Французскими товарами, каковые также Французские купцы одетые платьем смиренских купцов доставляют в Персию и Турцию, с коих я видел в городах Муше и в Ване. По получении мною от Трапизонского коменданта выше помянутых денег июля 1 отправился я на судне по способности ветра в Анап, а как вдруг сделалась оному перемена то 3 числа пристали к пристани Зефре, а оттель снявшись с якоря и по противности ветра прибыл в город Триполь, а отсель снявшись 14 числа прибыл в Анап, отсель же на другом судне 15 к Бугазской пристани и в карантин, в котором высидя указной срок к крайней моей еще обиде везенные мною для своего дома медную посуду и книжки на армянском диалекте историческия таможенная Бугазская застава отобрала и мне и по ныне не отдаёт. И так описав все мои злосчастия во владении ханском на меня падшия заставили Вашему Высокоблагородию [44] сим донести и просить об отыскании отобранного у меня в том владении и оставшегося в Смаил Сердир Хана имения, стоящего мне до двух тысяч рублей, не оставить к Грузинскому правительству отношением, посредством коего то имение возвращено быть может; остальное же бугазскою таможенною заставою посуде и книжках и об отдаче мне оной тож куда следует представить. О чем и учинить милостивейшее рассмотрение и уважение. О сем моем вышеописанном донесении не оставьте Ваше Высокоблагородие донести Главному Начальству или не благоугодно ли будет таковое учинить мне позволить.

Войсковой Старшина Никита Гаджанов.

(Войска верных Черноморских казаков в службе состоящей).

Августа 10 дня 1801 г.


БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА.

Никита Иванович Гаджанов происходит из армянских меликов. Родина его предместье г. Эривани-Конд Судя по его образованно, нужно полагать, что он принадлежал к знатной семье.

Никита Гаджанов кроме русского и армянского языков, на которых он говорил и писал, изъяснялся по-персидски, турецки и знал другие еще наречия азиатских народов, находившихся в тех же государствах и в Грузии.

Вступив в службу войска черноморских казаков во время войны России с Турцией 1787—1791 г., Гаджанов с 1789 года участвовал во многих сражениях с турками и, при выдающихся способностях, в конце этого года был уже сотенным Есаулом, а на другой год получил чин хорунжего; в 1792 году произведен в Есаулы, в 1802 г. удостоен чином войскового старшины и чрез два года в этом чине путешествовал по Грузии, Персии и Турции, где, будучи хорошо знаком с историей государств, оставил нам интересную записку о пройденном им пути, изложенную в рапорте его войсковому атаману черноморского казачьего войска Бурсаку, 10 Августа 1804 года Во время своей службы в войске верных казаков черноморских, Гаджанов в 1795 году был командирован войсковым начальством в турецкий город Анапу к тамошнему паше для переговоров о возвращении оттуда черноморских казаков, захваченных горцами в плен.

В 1796 году по Высочайшему повелению два пеших полка черноморского войска, под начальством войскового судьи полковника [45] Головатого, участвовали в персидском походе; в числе офицеров этих полков находился и Гаджанов, исполнявший обязанность переводчика при русских полках, в том походе находившихся. Участвуя в военной занзилинской экспедиции с черноморцами, он разбил два сандала и четыре киржими из персидской флотилии.

По возвращении из означенного похода в пределы Черномории по поручению начальства он был командирован к Анапскому паше и от него к горским черкесским народам, за Кубанью находившимся розыском заграбленного этими азиатами у жителей Черномории скота и по другим пограничным делам, а после в Анатолию к Батал паше с важными депешами от русского правительства. Когда от Трапизонского Таяр-паши прибыло посольство к русским границам, то Гаджанов по приказанию командовавшего войсками Новороссийского, военного губернатора генерала Михельсона провожал турецких послов в Петербург, к Высочайшему Двору, и оттуда обратно до турецких пределов.

Кроме этих важных служебных поручений Гаджанов неоднократно участвовал в военных экспедициях Черноморского войска против закубанских горцев и в 1809 году сражался с турками и черкесами под крепостью Анапой, находясь тогда в отряде генерала Панчулидзнева, по представлении которого за храбрость и усердие к службе произведён в подполковники. В каковом чине и окончил свою славную службу войску черноморскому.

Сообщил д. чл. П. П. Короленко.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие Н. И. Гаджанова по Армении в 1804 г. // Записки Одесского общества истории и древностей, Том XXI. 1898

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.