Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

92. Рапорт полк. Пулло начальнику штаба Кавказской линии и Черномории ген.-м. Петрову о результатах экспедиции против непокорных горцев.

27 августа 1836 г.

Чтобы сосредоточить скрытно войска для экспедиции против непокорной нам деревни, лежащей у подошвы Андийского хребта Зандак, на ближайшем к оной пункте, как имел честь донести в. п. рапортом от 21 числа сего месяца под № 114, на р. Яман-Су, я пред тем еще предписал ген. штаба полк. Ковалевскому с 1, 3 и 4 бат. Куринского егерского полка, [143] и артиллериею, при вновь строящейся кр. Внезапной, в его распоряжении состоявшими, главному Кумыкскому приставу полк. кн. Муссе Хасаеву с несколькими конными всадниками из кумык 21 числа в ночь, выступив из места расположения, прибыть к р. Яман-Су, и расположиться в скрытом месте в лесу на правом берегу оной, где и ожидать его прибытия; а дабы отвлечь внимание Ташев-Хаджи и Магомета Эфенди. я прежде выступления моего из кр. Грозной, приказал расположить при оной сто человек Надтеречных чеченцев, и снесся с Владикавказским комендантом полк. Широковым, дабы выслал к дер. Казак-Кичу при карабулакском приставе сотник Гайтов 350 человек подведомственных ему карабулаков, разглашая слух о сближении отряда к той стороне.

Но, чтобы скрыть выступление войск и из кр. Грозной, 20 числа в ночь, я направил две роты Мингрельского егерского полка при одном конном оружии на линию, а сам 21 числа в ночи же с двумя ротами вверенного мне полка и одним конным орудием отправился вслед за ними, предписав казакам Моздокского и гребенского казачьих полков, так же скрытно соединиться в ст. Щедринской; 21 числа простоял в сей станице; на 23 число в ночи же пехоту соединив в один сводный батальон направил на Амир-Аджи-юртовскую переправу, с тем, чтобы оная переправясь чрез Терек, следовала Таш-Кичу, и пройдя сие укрепление выждала моего прибытия. Я же с кавалериею переправясь вплавь через Терек между станицами Шелкозаводской и Новогладковской, взял направление степью, минуя старый Аксай, и в 5 часов по полудни числа, соединился с пехотою, а к 9 часам прибыл к общему сборному пункту, на р. Яман-Су; где сосредоточив все вышеупомянутые войска, и разделив оные на две колонны, первую составил из кавалерии Моздокского 250 и Гребенского 250 казаков и части конных кумыкских всадников; 6 рот егерей Куринского полка, 2 легких пешей артиллерии орудий, и 2 горных мортирок под командою ген. штаба полк. Ковалевского; а 2 из восьми рот Куринских и двух рот Мингрельских егерей, с 5 конными 1 пешим орудиями, и 50 моздокскими казаками под командою подполк. Пантелеева. Оставив все тягости исключая зарядных ящиков, того же числа в 10 часов по полудни, обе колонны двинулись в дер. Зандак, Ауховским ущельем вверх по течению р. Ярык-Су, обходя дер. Ярык-су-Аух, Кишень-Аух и Хасан-Кент; причем проводником с усердием к успеху в предприятиях служил преданный нашему правительству Ауховский мулла Дукай, дорога, по коей мы следовали на расстоянии более 30 верст по причине больших возвышенностей, весьма затруднительна, но пренебрегая все [144] трудности, и непомерный переход на 23 число в 4 часа по полуночи первая колонна выдвинулась на плоскость за дер. Кишень-Аух; но вторая, имея при себе более артиллерии и патронные ящики, по причине трудных спусков и поднятия их по горам, замедлила, видя, что для присоединения сей колонны потребно утратить много времени, и узнав, что дер. Зандак, еле отстоит от плоскости занятой первою колонною в расстоянии 6 верст, при том опасаясь, что наступающий рассвет откроет наше приближение, и сделав должное наставление полк. Ковалевскому, и вручив ему 500 человек казаков, кумыкских всадников, 3 бат. Куринского полка под командою подполк. Борзуля с двумя легкими орудиями и горными мортирками, направил к дер. Зандак, а сам употребил всю возможность, чтобы вслед за первою колонной выдвинуть на возвышенность и остальные и после многих затруднений, собрав оную на оставленную первою колонной поляну, в боевом порядке двинулся вслед за полк. Ковалевским, но в полутора верстах не доходя Зандака, полк. Ковалевский уведомил меня, что деревня занята.

Штаб-офицер сей с полною точностью и желанным успехом исполнил возложенную на него обязанность. Прибыв к деревне, он нашел жителей в волнении, но чтоб не дать усилится оному, приготовился к нападению, и немедленно спустясь в лощину, на которой расположена деревня, окружил оную казаками; жители пораженные внезапным нападением, никогда не предполагаемого отряда, с свойственным для них ожесточением, бросились пробиваться через ряды казаков, и пользуясь многочисленными оврагами перемещающими деревню, и окружающим лесом, некоторые из них успели спастись, другие де в саклях завели сильною перестрелку, но подоспевший в помощь казакам 3 бат. штыками вытеснил их из домов, и не более как в полутора часа деревня очищенная от неприятеля осталась в руках наших. При сем случае кроме убитых взято в плен 31 душа, и захвачено рогатого скота 534 штук, и все достояние жителей досталось войскам, атаковавшим деревню.

По прибытии моем к деревне с двумя ротами Куринского полка я скоро заметил, что партии неприязненных чеченцев в множестве собираются, со всех сторон стекаясь из соседственных дер. Бояна, Чунтур, Белетли, Датах и других ичкерийских. Для избежания значительной потери я нашел полезнейшим приступить к отступлению. Будучи же уверен, что жители Зандака по общим правилам чеченцев после наказания станут просить покорности, и считая таковую полезным для правительства, я не приказал жечь деревни, и исключая только домов одних мюридов, кои по дружбе и родству с возмутителем [145] Ташов-Гаджи, были мною замечены; а посему, придав огню дома сих последних, приказал с добычею, полученною в Зандаке, отступить, что и было совершено в должном порядке и устройстве; все яростные напоры чеченцев на наши цепи были отражены сильными резервами, переведенными из второй колонны.

Таким порядком 1 колонна приближалась ко второй, и не доходя дер. Кашень-Аух, была сменена оною, откуда вторая уже колонна выдерживала натиск разъяренного неприятеля, до мирной дер. Кашень-Аух; далее же преследование было прекращено, к чему много способствовали жители как сей деревни, так равно и деревни Хасай-Кент, которые по приказанию моему на границах своих земель в опушке леса удерживали преследовавших. Пройдя же сию дер. Ташав-Гаджи, находившийся в окрестностях Зандака с собравшимися жителями Балан-Су и Мескита настиг в опушках леса следование отряда и сделал отважное покушение, бросившись в шашки с намерением отбить барантовый скот, но был отражен нашими стрелками; из сего времени дальнейшее преследование было произведено им с весьма маловажною и безвредною перестрелкою до дер. Ярык-су-Ауха.

Таким образом отряд 23 числа около 5 часов вечера возвратился к р. Ярык-Су, и расположился на ночлег близ дер. Ажгирей-Юрт; сильный проливной дождь в продолжение сей ночи наводнивший р. р. Акташ, Ярык-Су и Яман-Су, препятствовал отряду следовать к своим местам и 24 числа; а почему передневав в дер. Осман-Юрте 25 числа 1, 3 и 4 бат. Куринского полка направлены мною к дер. Андреевой для работ в кр. Внезапной, впредь до востребования из них двух для экспедиций за Кой-Су ген.-м. Реуттом, а прочие по переправе через Терек отправил сводный бат. в кр. Грозную, а казаков к своим полкам.

При занятии дер. Зандак и при отступлении от оной с нашей стороны убит салатавский пристав подпоруч. Каниялов, ранено Куринского егерского полка штабс-кап. Васильев, прикомандированный к Моздокскому казачьему полку, служивший в лейб-гвардии в Кавказско-горском полуэскадроне, состоящий по кавалерии корнет Ваханхду; нижних чинов убито 6, ранено 32, убито лошадей: артиллерийских 1, казачьих 13, и казенная подъемная под патронным ящиком 1, со стороны жителей Зандака и потом подоспевших к ним на помощь из дер. Бояна, Алшака и прочих как по достоверным сведениям мною забранным известно оставлено убитыми в самой деревне 26 мужеска и 14 душ женска пола, в числе первых несколько главнейших мюридов и 3 человека истинных [146] Ташаву-Гаджи приятелей и последователей; во время преследования ими нашего отступления убито же 7 душ, в числе коих один из Бояна, также приверженец и весьма главный между скопищами мятежников человек; раненых же ныне оказывается до 70 человек, но число оных по уверению посланных мною для разузнания сего лазутчиков весьма значительнее, ибо многих и, в особенности легко раненых, чеченцы стараются скрыть.

Почтеннейше донося о сем в. п. имею честь представить у сего краткие ведомости: о числе войск в сей экспедиции бывших, о убитых и раненых воинских чинах и казенных лошадях, именной список о взятых в плен жителях Зандака и ведомость отбитой баранты с пояснением расхода и остатка оной, и как благоугодно будет поступить с пленными, а равно и барантою испрашиваю вашего разрешения.

При сем в. п. доложить честь имею, что разорение дер. Зандак, считавшейся как собственными жителями, так и прочими чеченцами, по отдаленности и трудности дорог неприступною, привело как жителей деревни, так и всех живущих в окрестности оной в страх и уныние и лишило их надежды на средства укрыться мстящего оружия русских. Зандаковцы первые сего 17 числа прислали ко мне старшин своих в кр. Грозную с просьбою о принятии их в покорность русскому правительству; они обязуются на будущее время остаться нам верными, не допуская жителей и до малейшего сношения с Ташав-Гаджи и подобными ему зловредными людьми, не позволять у себя мятежных сборищ, доставить наших пленных на размен своих взятых при разорении Зандака и платить наравне с ауховцами и прочими покорными племенами установленную подать.

Жители дер. Алмак готовы подобно им явиться с просьбою о покорности, и только лишь ожидают успеха в искательстве зандаковцев; и многие другие не замедлят последовать их примеру, как видно из общего направления умов возмущенных неожиданным наказанием дер. Зандак.

Все вышеизложенные следствия, возникшие от разорения зандаковцев, произвели важные для нас выгоды в том, что совершенно смешали и расстроили предположение Ташав-Гаджи и Магомет-Эфенди, кои поражены будучи неожиданностью нападения на Зандак, и маскированными движениями войск остаются в нерешительности, что должны предпринять в настоящем положении.

О чем мною с сим же вместе донесено е. высокопр. г. корпусному командиру и в. п. почтеннейше донести честь имею.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6306, лл. 70—75. Копия.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.