37. Письмо Аварского хана
Нуцал-хана ген. Стрекалову о действиях
Гази-Магомеда в Аварии
Март 1830 г.
В. п. да будет известно, что в сие время
вышел ученый и лукавый особа по имени Мулла Кази
Махмад с значительным войском; до приближения
его к нашей крепости мы не имели об нем сведения.
Сказанный обманщик через лукавство свое успел
обольстить гейсуйских (?) жителей и многих прочих
и даже деревень нам подведомственных, уверяя их в
полной мере в том, что он будет возобновлять
магометанскую веру и законы; почему и они приняли
на алкоран твердую присягу, и что победа
останется на стороне мусульман. Хотя мы, узнав о
его обмане, старались по сему предмету отвратить
оный, но не успели в том. Из молодцов же наших
десять или двадцать человек находились в пехоте.
Не быв мы о сем деле известны, воображали, что
оный мулла действительно может возобновлять
закон магометанский, как он говорил; ибо о
действительности его обмана и хитрости до того
времени, как он приближался к нам мы не знали;
между же тем он обманул многих жителей, кроме
наших городов и окрестных деревень. Отправясь он
в первую нашу деревню, начал стеснять жителей,
говоря им, что он отправляется ко мне для
требования от меня насчет веры магометовой,
вспомоществования, и что он просит их быть
готовыми так же к отправлению вместе с ним и к
принятию его примеров, уверяя их в том, требовал
от них подражать ему во всем. Жители полагая, что
слова его будут для них полезны, присягали, чтобы
из них никто не осмелился отказаться от
магометовой веры и законов, а оказал бы во всяком
случае пособие. Потом он, приехав в другую
деревню нашу, начал показывать действие свое, по
коим носы у людей опустились вниз и арестовать
старших, не давая хлеба; равным же образом
сказанный мулла показывал так же действие свое и
подносителю сего письма чиновнику моему Аджи
Гази Махмеду Юзбашию, во время нахождения его при
нем, о чем если угодно будет в. п. спросить его, то
он донесет вам о сем обстоятельстве во всей
подробности. Напоследок он, Кази Махмад мулла, с
войском своим пришед против меня, дрался со мною
по полудни до трех часов; но мы, разбив их, убили
многих из них ратников и отняли у них много
знамен и оружий, от чего они принуждены были
воротиться назад в свое отечество. [67]
В. п.! Е. с. главнокомандующему гр.
Паскевичу-Эриванскому угодно было приказать мне,
дабы я помирился с Сурхай ханом, и что он с
давнего времени служит е. и. в.; не могу здесь
сказать, что их моих подвластных несколько
человек были мною отправлены, и потом он, Сурхай
хан, говорил гигейсуйским (?) жителям, кои отняли у
них оружие, отзываясь тем, что сие ими сделано по
словам Сурхай хана; разве так бывает покорность и
усердная служба? Почему покорнейше прошу в. п.
довести до сведения е. с. г. главнокомандующего об
оставлении насчет примирения моего с Сурхай
ханом подобного приказания потому, что если бы
учинить нам сие, то должен я терпеть от него
разные укоризны, Сурхай хан дает свою печать
усердным и не усердным людям, и какая же будет
польза от такого лица, который не может различить
усердного и неусердного; следовательно, если
будет приказано от начальства употреблять одну
печать или пожалованную мне настоящую свою
печать, то все, конечно, весь дагестанский народ
поспешит прибегнуть и поступить в подданство в.
и. и, служа чистосердечно, повиноваться
российским законам. Если намерение
вышеупомянутого мулла Кази Махмада получило б
желаемый успех в победе, то подданство наше
уничтожилось бы, и он овладел бы целым
Дагестаном, а потом с многочисленным войском
взял бы Дербент, Сунжу и Андреевск; но мы при
помощи божей преградили ему сильное его
намерение; на каковой конец для объяснения сего
случившегося происшествия отправляя
подносителя сего письма, доверенного моего
чиновника Аджи Кази Махмед Юзбашия, я покорнейше
прошу в. пр. обратить на него ваше благосклонное
внимание.
ЦГИА, Гр. ССР ф. 1105, оп. 1, д.
510, лл. 1—3. Подлинник.
|