|
219. Рапорт ген.-адъют. Нейгардта ген.адъют. Чернышеву об управлении, введенном Шамилем в Чечне. 20 ноября 1843 г. От 30 декабря 1842 года за № 1451, я имел честь представить в. с. сведения об учреждениях, введенных Шамилем в землях покорных ему горских народов. В дополнение к сему почтительнейше представляю в. с. записку, в коей заключаются некоторые занимательные подробности как насчет управления Шамиля в Чечне, так и наибах его в том крае ныне состоящих, каковых подробностей не находилось в прежде представленных мною сведениях. О политическом состоянии Чечни со времени нового управления, введенного Шамилем. Границы участков. Для лучшего управления Шамиль разделил теперь всю Чечню на четыре участка: Мичиковский, Ауховский, Большую и Малую Чечню. 154 Границы участков этих следующие: Мичиковский участок с северо-востока отделяется от наших владений хребтом Качкаликовским, потом граница его переходит на р. Аксай и простирается вверх по этой реке до самого выхода ее из Андийских гор. От вершины Аксая граница [402] тянется по Андийскому хребту до верховья р. Хулхулу, а оттуда вниз по означенной реке до самого впадения ее в Мичик. Ауховский участок граничит с Мичиковским, р. Аксай. С востока отделяет от наших владений прямая черта, проведенная от Мискита через Ярык-Су-Аух в Юрт-аул. С востока он прилегает к Салатавским владениям, южная граница его проходит от Салатавских владений по Аксаевскому хребту до вершин Аксая. Участок Большой Чечни простирается между двумя реками Аргуною и Хулхулу. С севера и востока его отделяют от наших владений Сунжа и Мичик. С юга границу его определить можно по прямой черте, проведенной из аула Дачу-Барзой в аул Хорочай, который лежит на Хулхулу. Вся остальная часть Чечни, заключающаяся между р. Аргунью, Сунжею, Фортангой и горами, составляет участок Малой Чечни. Число жителей. Число жителей в участках неодинаково: в Мичиковском участке живет до 2 000 семейств, в Ауховском до 1 500, в Большой Чечне до 2 500 и в Малой считается до 4 000 дворов. Такое неравенство в участках происходит от того, что Шамиль, раздавая участки для управления, соразмерял всегда важность вверяемой части со степенью способностей и дарований того человека, кого он назначал ея начальником или наибом. Таким образом, Ахверды-Магома, который пользовался всегда неограниченною доверенностью Шамиля, имел в управлении своем всю Малую Чечню, в которой живет более 4 тысяч семейств. К наибству Малой Чечни при Ахверды-Магома причислены были и шатоевцы. Ныне шатоевцы отчислены от Малой Чечни и с обилоевцами составляют особый округ. После того, когда Ахверды-Магома получил другое назначение, Малая Чечня вверена была Юсуф-Хаджи и помощником к нему назначен Исса. Вскоре потом Шамиль увидел, что Юсуф-Хаджи, не в состоянии управлять столь огромною частью и недавно Малая Чечня разделена на две части, границей сему новому разделению служит р. Рошни, впадающая в Сунжу неподалеку от разоренного аула Куллар. Над восточной частью Малой Чечни, заключающейся между рекою Рошни и Аргуною, наибом остался Юсуф-Хаджи; западною же частью Малой Чечни, простирающуюся от Рошни до Фортанги, управляет теперь наиб Исса. Наибом Мичиковского участка Шуаиб-Мулла Наибу этому кроме части, вверенной в непосредственное его управление, [403] подчинены в военном отношении: участок Большой Чечни, в которой наибом Суаиб и участок ауховский, где управляет Улубей. Со времени разделения Чечни на участки, Шамилем введено там правильное законодательство. Адат, как обычай, потворствующий слабостью своих постановлений страстям полудикого народа, уничтожен; вместо него введен шариат; и для разбирательства дел по шариату, при каждом наибе находится ныне постоянно по одному кадию; в настоящее время в Чечне убийства, воровство, насилие и другого рода преступления сильно преследуются, и Шамилем приняты самые строгие меры к искоренению из нравов чеченцев зверского обычая кровомщения. Разделение участков на округа. Наибство делится на округа, которые управляются мазунами, при мазуне для разбирательства дел находится мулла. Кроме того, в каждой деревне имеется мулла, решающий дела словесно. Муллы эти составляют первую инстанцию судебной власти. Рассмотренные ими дела поступают потом на решение мазуна, о важных случаях мазун представляет их на рассмотрение и решение наибу. Духовенство получило значительную силу и вес в Чечне со времени Шамиля; для распространения познаний, необходимых для вступления в духовное звание, Шамиль в разных местах при мечетях учредил школы. Мера эта весьма важна в политическом отношении. Наставники в этих школах выбраны из людей преданных Шамилю и дают благоприятное для него направление умам юношества, вверенного их воспитанию. Для решения же дел, касающихся до управления и верховного суда в Даргах, главном месте пребывания Шамиля, по предложению Джамал-Эддина, учрежден в 1841 году совет (Диван хана), в котором присутствуют люди духовного звания, известных ученостью и преданностью к Шамилю и мюридизму. Для приведения в исполнение приказаний и распоряжений наибов, при каждом из них, находится постоянная стража, составленная из мюридов; число людей в оной неодинаково и простирается от 20 до 50 и даже 100 человек. При мазуне мюридов заменяют муртазикаты, они набираются из 10 семейств по одному. Муртазикаты составляют также отборную конницу, действующую на поле битвы отдельно от прочих войск, под командою своего мазуна. Военные силы учреждения. По первому требованию Шамиля, наибы обязаны давать войско. Каждое семейство обязано выставить одного вооруженного пешего или конного по назначению, сделанному наибом, [404] и снабдить его нужным провиантом. Над этими людьми назначены десятники, сотенные и пятисотенные начальники. По этому расчету мичиковцы могут поставить до 2 000 вооруженных людей, ауховцы до 1 500, Большая Чечня около 2 500 и Малая до 4 000, а следовательно чеченцы без помощи горцев, могут поставить около 10 тысяч человек, третья часть из этого числа может быть конными. Кроме того муртазикатов или отборной кавалерии может выехать более 1 000 человек. Сбор большой партии производится собственно следующим образом: наиб рассылает к мазунам мюридов с приказанием о сборе и заготовлении на известное число дней провианта. Те в свою очередь, рассылают муртазикатов к сотенным начальникам и сотенные обязаны уже, собрав свою сотню, явиться с нею на сборный пункт, где над собравшеюся партией принимает командование наиб; о заготовлении же провианта муртазикатам обращается к тургакам или десятникам, имеющимся в деревнях, на обязанности которых лежит наблюдение за исправным отбыванием повинностей. Мазун, после того собирает своих муртазикатов и, явившись с ними к наибу, командует ими в продолжение похода и употребляется со своею конницею в действии по усмотрению наиба. Место же мазуна в его отсутствие занимает один из оставленных им муртазикат. Наибы иногда не довольствуются сбором в партию с каждого семейства по одному человеку, но приказывают выходить всем, кто только в состоянии носить оружие и тогда оставляют в каждой деревне пять или шесть вооруженных. Такого рода сборы бывают очень редко. Военные постановления. Военные и политические преступления согласуются первоначально мазунами, и ежели преступление виновного не столь важно, чтобы он заслуживал смертной казни, то произносит приговор и наказывает виновного сам мазун, приводя свое решение в исполнение посредством муртазикатов. Важные же преступления, быв рассмотрены прежде мазуном, поступают на решение наибу. Как наиб, так и мазун при разбирательстве военных преступлений обязаны руководствоваться особым сводом законов, изданных на этот предмет Шамилем. По этим законам за побег к неприятелю и измену определена смертная казнь. Кроме виновника, который заочно присуждается к казни, за него отвечают еще двое поручившихся, которые обязаны заплатить пени 50 руб. сер. и для этого в Чечне все мужское народонаселение, совершеннолетних [405] людей разделено на десятки и зачисленные в оные составляют круговую поруку и обязаны наблюдать за поступками один другого. За изменническое отношение, как-то шпионство, полагается тоже смертная казнь. Всякое сношение с покорными племенами русскому правительству, хотя бы торговое, строго воспрещается; провинившегося сажают в яму и наказывают телесно. За ослушание и неповиновение к старшему меры наказания зависят от важности обстоятельств, в которых оно оказано было. Так, например на поле битвы или во время похода, нередко случалось, что ослушание наказывалось смертью; в других же менее важных случаях преступник подвергается обыкновенно телесному наказанию. За неявку на службы наказывает ближайший начальник по своему усмотрению; наказание заключается обыкновенно в заключении виновного в яму на известное число дней или в палочных ударах. Награды. За заслугу и храбрость Шамилем установлены особые ордена, заключавшиеся в особых знаках отличия, т. е. в медалях, денежных наградах и подарках. Доходы. На содержание муртазикатов, духовенства, мечетей, бедных, вдов и сирот указаны Шамилем особые доходы. Как Шамиль, есть глава духовенства и правления и предводитель военных сил, то эти доходы поступают к нему и составляют так называемую шариатскую казну. Источники доходов следующие: 1. Закат или десятая часть имения; 2. Хумс, пятая часть со всей добычи и 3. Байтулмал, штрафные деньги, взыскиваемые за разные преступления и имущество, оставшееся после смерти казненного преступника. Из этого кратного образа управления, введенного Шамилем, усматривается, что ныне настала эпоха нравственного перевоспитания чеченцев. Введение правильного управления, строгих и положительных законов, конечно, много будет способствовать к гражданскому образованию этого народа, но в настоящее время вновь вводимый порядок чеченцу не нравится и он с ропотом и негодованием склоняет голову перед законами, обуздывавшими его дикую волю. Следствием этого неудовольствия к нынешнему порядку вещей есть выселения, которые производятся теперь из Чечни [406] и выселения эти как нельзя относить к недостатку в Чечне средств продовольственных, потому что недостаток оных должен был бы проявляться и преимущественно в одном каком-либо месте, из которого бы жители вынуждены были переселяться к нам в большом числе, нежели из других частей. Между тем, как теперь, семейства выселяются отовсюду: к нам выбегают жители и Малой и Большой Чечни: и ауховцы и мичиковцы и притом редко случалось, чтобы выходило к нам по несколько семейств вдруг, а по большей части всегда по одному и много что по два. Вообще, как я мог разузнать, чеченцы в хлебе не нуждаются. В рогатом скоте большого недостатка также не имеют, хотя и держат меньше рогатого скота, чем прежде, и если их теперешнее состояние духа хуже несколько того, которое было в то время когда они находились под нашим управлением, то причину этому искать должно в прекращении торговых связей с русскими, а не в недостатке продовольственных средств. В настоящее время чеченцы ведут торговлю только с одними андийцами и за ввозимый туда хлеб получают одежду, красный товар и железо; но количество этих товаров недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности, которые у них имеются по всей Чечне, и вывозимый из Андии товар расходится лишь по одной Ичкерии, откуда прочим чеченцам он распродается за весьма дорогую цену. Сверх недостатка в красном товаре и железе, чеченцы имеют нужду и в соли, и хотя мне сказывали, что в Малой Чечне в верховьях р. Шаладжи и по Урус-Мартану близ дер. Нохберам имеются соляные колодцы, но количество соли, оттуда добываемой, едва достаточно для удовлетворения потребности жителей одной только Малой Чечни. Из этого можно вывести следующее заключение, что чеченцы не так богаты теперь как прежде. Через прекращение торговых сношений с нами, они лишились многих префиктов, более или менее необходимых в жизни, но нужда, которую они переносят, не есть крайность. Чеченец не понимает удобств жизни, ему немного нужно, чтобы он остался доволен и к недостаткам такого рода, какие он переносит теперь, он скоро привыкает. А потому справедливее полагать, что неудовольствие, которое проявляется ныне между чеченцами к теперешнему их положению, есть следствие строгости новых постановлений, введенных Шамилем, кои кажутся для них тягостными более, чем нужда в некоторых предметах, возможности приобретать которые, они лишились с того времени, как отложились от нас. [407] Сведения о лицах, которым в настоящее время поручено управление разных участков Чечни. Шуаиб-Мулла Шуаиб-Мулла родился в дер. Большола, он принадлежит фамилии Цонтери, родство его и теперь живет еще в ауле этого названия. Отец Шуаиба, человек с хорошим состоянием, славился своею ученостию и два раза ездил в Мекку. Первое свое воспитание Шуаиб-Мулла получил в доме своего отца; с самого детства он оказывал большие способности к наукам, но с тем вместе и большую склонность к воровству. Сказывают, что отец Шуаиба часто про него говорил, что из сына его выйдет со временем ужасный разбойник. Предчувствие отца сбылось. Едва взрос Шуаиб, как власть отцовская ему показалась тягостной, он покинул дом родительский и долго шатался по разным мечетям Большой Чечни. В продолжение этого времени Шуаиб часто ходил с воровскими шайками и делал разбой в наших границах, наконец, жизнь кочующая ему наскучила, он поселился в Аку-юрте, где жил, оставаясь покорным нашему правительству до 1838 года. В этом году за связи с хищниками Шуаиба хотели заарестовать, но он не успел уйти к Ташев-Хаджи, у которого и сделался мюридом. Вскоре умом и храбростью он успел заслужить большое доверие у Ташев-Хаджи и тот не раз поручал ему командование большими партиями, с которыми он производил набеги в наших границах. В 1840 году, когда вспыхнуло возмущение в Чечне и Шамиль прибыл на Урус-Мартан, Шуаиб оставил Ташев-Хаджи и вновь явился на Мичик. Собрав небольшую партию из людей себе приверженных, Шуаиб медлил принять участие в возмущении, ожидая какие дела примут оборот. Видя наконец, что Шамиль удалился в Чечню, он явился к нему и предложил свои услуги к поднятию тех деревень, которые жили по Качалыковскому хребту и колебались в принесении покорности Шамилю; получив на это согласие последнего, он отправился с небольшим числом конных и удачно исполнил данное ему поручение, склонил помянутые деревни бежать за Мичик. При разделении Чечни на наибства, Шуаиб получил в управление Мичиковский участок. В самом начале вступления своего в звание наиба Мичиковского он показал необыкновенную твердость характера при введении новых учреждений, постановленных Шамилем, жестокость преследования своих врагов и большое умение обращаться с народом и держать в руках толпу. [408] Шуаибу теперь около 40 лет. Он пользуется большим доверием Шамиля и останется с последним в хорошем отношении, будет одним из самых уважительных ему помощников; но в случае ссоры с Шамилем, то по влиянию, каковое Шуаиб имеет на чеченцев, он может быть и опаснейшим его врагом. Чеченцы уважают и боятся Шуаиба. Суаиб. Суаиб родился в ауле Арсеной и по происхождению своему принадлежит к тухуму того же названия. С детства он посвящен был духовному званию и все время был муллою, пока Шамиль не назначил его наибом Большой Чечни. Чеченцы мало уважают Суаиба; они считают его за человека со слабым характером и не имеющего никаких военных способностей. Назначением своим в наибы Большой Чечни Суаиб обязан Шуаиб-Мулле, который нарочно рекомендовал его Шамилю, как человека способного занять это место для того, чтобы через него получить влияние в управлении над Большою Чечнею. Юсуф-Хаджи. Юсуф-Хаджи родом татарин. Отец его долго торговал в Кизляре, потом жил в станице Парабочевской; наконец оставил Россию и поселился в Константинополе; там Юсуф-Хаджи получил свое образование и вступил на службу. В 1834 году Юсуф, неизвестно по каким причинам, оставил Константинополь и приехал сюда. Он поселился сначала в дер. Бековича, у которого воспитывал детей. В 1839 г. Юсуф оставил Бековичи под тем предлогом, что намерен опять возвратиться в Константинополь; но вместо того, чтобы поехать туда, он отправился за Кубань, где долгое время шатался по аулам, выдавая себя за посланного от султана. Слухи о Юсуф-Хаджи дошли, наконец, до Шамиля и как последний старается уверить народ, что он находится в больших сношениях с султаном и египетским пашою, то он вызвал к себе Юсуфа в Дарги, а весной в нынешнем году сделал его наибом над частью Малой Чечни. Впрочем Юсуф-Хаджи, на этом участке скорее вреден, чем полезен Шамилю. За короткое время, что он управляет наибством Малой Чечни, разного рода несправедливостями и взятками он успел заслужить ненависть чеченцев, и на него уже несколько раз приносили жалобу Шамилю. Исса. Уроженец аула Урус-Мартан. Отец его принадлежал к фамилии Гендиргеной и по родственным связям имел большое влияние в народе. Сам Исса пользовался всеобщим уважением чеченцев и до возмущения [409] в 1840 году был старшиною Урус-Мартана и аманатским хозяином. В 1840 году он и брат его Муса были первые, которые . предложили вызвать Шамиля. В доме их жил Ахверди-Магома. Исса постоянно был его другом и всегда с ним ходил в набеги. В нынешнем году Исса назначен помощником Юсуф-Хаджи, а потом получил в управление особый участок в Малой Чечне. Исса пользуется доверием чеченцев. Они считают его за человека, одаренного хорошими военными способностями. Улубей. Улубей житель Кишень-Ауха. Назначением своим в наибы он обязан одной своей храбрости. Он сын очень бедных родителей и больших родственных связей не имеет. Впрочем ауховцы любят и уважают Улубея. ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6468, лл. 19—32 об. Подлинник. Комментарии 154. Недавно впрочем Малая Чечня разделена на два участка, границей этому разделению служит речка Рошни. Прим. док. |
|