|
ДУБРОВИН Н. Ф. ИСТОРИЯ ВОЙНЫ И ВЛАДЫЧЕСТВА РУССКИХ НА КАВКАЗЕ TOM I. КНИГА II. ЗАКАВКАЗЬЕ АРМЯНЕ. II. Свадебные обряды армян. — Музыка и танцы. У армян жених не знает своей невесты: ее выбирают родители или ближайшие родственники. Обыкновенно, когда родители вздумают женить сына, тогда выбирают сватами кого либо из родственников и отправляют их к родителям избранной девушки. В некоторых селениях роль свата принимает на себя священник, который приходит в дом невесты с зажженною свечою, и если родители согласны на брак, то принимают от него свечу. Жених, узнавший о таком приключении, совершающемся помимо его воли, старается разузнать стороною о своей суженой и, при помощи расспросов у посторонних, составляет довольно смутное понятие о своей будущей жене. Он узнает только об ее имени, красоте, но и при таком разведывании характер и воспитание девушки остаются для него тайною. Армянин не может жениться на родственнице до седьмого колена и ни в каком случае не может развестись с женою. Получив согласие на брак, отец, родственники и знакомые жениха отправляются в дом невесты. Им предшествуют часто музыканты и всегда молодые люди, которые несут, на огромных подносах, кушанье, вино, две восковые свечи и подарки невесте: кольцо, серебряный пояс и непременно несколько монет, нашиваемых невестою на платье и головной убор. С своей стороны, невеста делает различные подарки родственникам жениха. Священник зажигает принесенные две свечи и совершает обряд обручения, по большей части в отсутствии жениха и невесты. Если же последние присутствуют при этом акте, то невеста бывает покрыта белым флёром и все еще составляет запрещенный плод для жениха. Подруги невесты поют в честь ее песни в роде следующей: [416] 1. Наша любимая подруга (такая-то) 2. За нашу подругу (такую-то) надо нам
молиться, Под звуки песен и музыки присутствующие принимаются за угощение, пьют, едят и расходятся только на рассвете. На следующий день жених, в сопровождении музыкантов и молодых людей, отправляется к кевхе (голова, старшина), просит его позволения на брак и приносит ему в подарок деньги, кушанье и вино. Все принесенное уничтожается на месте, а из полученных в подарок денег кевха дает часть музыкантам. После всех этих обрядов между родителями брачующихся происходит совещание о дне свадьбы, которая, впрочем, может быть отложена на год и более. Во все это время сосватанные и обрученные не могут ходить в дом друг к другу, а только по годовым праздникам жених посылает подарки невесте (У елисаветпольских армян посещения женихом невесты допускаются довольно свободно.). По обычаю армян, девушка не приносит своему будущему супругу никакого приданого, кроме небольшого количества вещей собственно необходимых в домашнем хозяйстве. Приданое невесты преимущественно составляет: постель, белье, платье, умывальница, мешок для соли и шерстяной чемодан; люди достаточные прибавляют и еще что-нибудь. На [417] против того, жених вносит известную плату отцу невесты и за несколько дней до свадьбы, в сопровождении музыкантов, отправляет отца и родственников, которые и относят в дом невесты съестное, вино, сахар, конфекты, барана, подвенечное платье и две свечи для венчания, при чем посетители остаются у невесты на всю ночь и пируют вместе с ее отцом. В тот же самый день, в доме жениха приготовляются разнообразные кушанья и пекутся хлебы. Из среды родственников и близких знакомых выбирают тамада — главного распорядителя, в помощь которому назначается несколько человек, которым указывают кто и каким угощением должен заведовать. Когда все приготовлено и должности распределены, тогда хачь-ахпер — крестный брат, принимающий на себя обязанность шафера, приглашает родственников и знакомых на пир и, вместе с тем, раздает билеты, для входа с женихом в баню. После всеобщего омовения, званые гости, собравшись около церкви, зажигают восковые свечи и встречают жениха, который отправляется прежде всего в комнату, где приготовлены для него и для шафера новые платья. Там священник читает молитву и благословляет платья. Жених одевается и идет на женскую половину для принятия поздравлений. Получая там от каждой из собравшихся девушек и женщин поцелуй, жених прикасается губами к яблоку или гранату, которые оне держат в руках. В это время шафер дает каждой из женщин по маленькой восковой свече, которые и налепляются ими на яблоки или гранаты и горят во все время ужина. Священник благословляет кушанья и начинается пир за здоровье жениха, при чем женщины пируют отдельно от мужчин. В день свадьбы вдоль по улицам деревни или города, отправляют хор музыкантов, число которых не велико: два барабанщика, с большим и малым барабаном, и нечто в роде кларнетиста с камышовою дудочкою. Этот оркестр, играя марш собственного сочинения, часто далеко не музыкальный, заходит в каждый дом и просит хозяина с семейством пожаловать на свадьбу к такому-то. С восьмого часа вечера начинается сбор гостей, при чем маленькие дети сеют муку, а приходящие дарят деньги; мужчины помещаются отдельно от женщин и девушек (В деревнях гости собираются после ужина и, за неимением двух комнат, мужчины и женщины помещаются в одной. Рядом со старшими часто сидят девушки или молодые женщины, а между старухами молодые люди.). На полу, устланном коврами и поджав под себя ноги, размещаются гости обеих отделений и слушают музыку: двух скрипачей и двух песенников, утешающих их без умолку татарскими и персидскими песнями. Слуга там и сям шныряет с подносом и потчует [418] каждого гостя водкою и разными сластями. Из приличия, каждый должен непременно отведать того или другого. «В женском отделении устраиваются танцы, в которых могут принимать участие и мужчины. Танцующие берут друг дружку за мизинец и таким образом, подняв руки в уровень плеч и собравшись в виде полукруга, под игру туземной музыки делают па сперва на лево, потом правою ногой па вперед, с небольшим приседаньем, затем на право; от этого весь ряд танцующих постепенно и незаметно двигается по одному и тому же направлению вправо. Скорость движения зависит от скорости игры музыкантов». Одна из девушек или женщин, недавно вышедших замуж, берет во время танца склянку с розовою водою и, с каждым движением, окропляет всех без исключения гостей, что означает расположение хозяина к собравшимся. По окончании танцев, жених, в сопровождении пели (дружка) и своих гостей, отправляется в дом невесты, с барабанным боем, музыкою, стрельбою и факелами. Здесь прибывшие находят уже стол, уставленный напитками и сластями. Пока одевают невесту, женщины вновь устраивают танцы, а мужчины толпятся вокруг стола — пьют и закусывают. Но вот, совсем готовая к отправлению в церковь, выходит к собранию невеста, в сопровождении матери, родственниц и подруг. Она одета в белое шелковое платье, и лицо ее покрыто белым прозрачным вуалем. Поверх платья надета катиби, сшитая из бархата малинового цвета (У бедных, вместо бархатной катиби, надевается шелковая, из такой же материи как платье и застегнутая до половины.). Отец или дядя жениха берет его за руку и подводит к невесте; жених берет свою суженую, закрытую покрывалом, за правую руку, и в таком положении следуют в церковь (У армян существует обыкновение венчаться в приходе невесты.), сопровождаемые туземною музыкою и факелами. В некоторых местах, как, например, у елисаветпольских армян, жених с невестою идут в церковь соединенными за пояса платком. Впереди процессии следует человек с зажженною свечою; а сзади его два шафера с обнаженными саблями (Шафера не обязаны, как у нас, держать венцы над головами новобрачных, а остаются простыми зрителями.). Жених и один из шаферов держат в руках по одной венчальной свече, раскрашенной и раззолоченной. В церкви брачующихся встречает священник, читает краткую молитву, отводит потом к алтарю, где вступающие в брак, став на колени, исповедуются: сначала невеста, а потом жених. По окончании венчания, совершаемого по обрядам христианской религии, [419] священник и дружка, подобно тому, как у грузин, надевают на шеи молодых шелковые шнурки, на концах которых прикладывают восковую печать с изображением креста. Печать эта налагает на новобрачных обязанность сохранять целомудрие. Следить за этим возлагается на обязанность дружки. Через три дня после свадьбы является священник, читает молитву, ломает печать вместе с дружкою, и, развязав шнурок, дозволяет тем разрешение венерина пояса. Из церкви новобрачные отправляются в дом жениха. Впереди свадебной процессии идут музыканты, за ними едет верхом молодой, дружки и брат, позади которого, на той же лошади, сидит невеста, окутанная с ног до головы в белое покрывало. Если на пути встретится сакля одного из близких родственников жениха, то музыканты непременно остановятся перед нею. Все поезжане слезают с лошадей и входят в саклю. Там молодые сперва кланяются до земли огню, разложенному на полу посреди сакли, потом здороваются с хозяевами. Под звуки музыки начинается угощение; присутствующие дарят деньги музыкантам, а те громогласно благодарят дарящих. Невесту дарят платками или материями, и привешивают их к ее головному убору. Отсюда новобрачные, сев опять на лошадей, отправляются далее. Весь поезд останавливается перед домом жениха, и, при звуках музыки, один из присутствующих открывает танцы. Из дому жениха выходит женщина разряженная и также пляшет. Всех присутствующих потчуют в это время вином из серебряной чашечки. Армяне любят танцевать на открытом воздухе, под такт своих оглушающих оркестров, или зурначей, получивших свое название от зурны — особого вида рожка. Кроме рожка, в армянском оркестре состоят: волынка, скрипка, бубен и барабан. Все это пищит, скрипит и стучит немилосердно, между тем как такт, усердно отбиваемый турецким барабаном, сливаясь с этою адскою мелодиею, производит ужасное действие на уши непривычных слушателей. Под такт такой музыки, армянки передвигаются плавно без всякой живости: высокие каблуки их башмаков препятствуют им свободно ходить, не только плясать. Недостаток живости в ногах оне заменяют игрою рук, «которая у них, действительно, весьма не дурна и даже иногда доходит до такой степени искусства, что могла бы даже заставить позабыть, что пляшущие имеют еще и другие члены, ближе приноровленные для танцев». При начале музыки и под такт хлопанья в ладоши выходит на средину молодая женщина. Она двигается плавно, умея придать своим движениям грациозность и привлекательность. Оживленные взгляды, мимика рук и стройная прямая талия говорят в пользу танцующей. Обойдя круг, она [420] останавливается против одной из подруг, и та должна, сменив ее, продолжать начатую пляску. «После девиц выходит мужчина; при появлении его, музыка переменяет тихий такт на скорый, и пляска делается живее; движения пляшущего быстры и сопровождаются особенно трудным вывертыванием ног, то на самых пальцах, то на каблуках, требующих большой силы и навыка, хотя при том не заметно усилий и нет необыкновенных прыжков; руки пляшущего также тут участвуют, но он держит их как человек, готовый боксировать». По окончании пляски является мать новобрачного. Она выходит с большим медным блюдом, на котором положены две тонкие и продолговатые лепешки, а па них горячие угли, посыпанные ладоном. Старуха три раза обходит новобрачных, сидящих на лошадях, ломает лепешки в куски и бросает их под ноги лошадям. Круговой обход делается в память умерших родственников, а бросание лепешек под ноги лошадей в знак того, чтобы па полях молодой четы всегда был хороший урожай. Молодые сходят с лошадей, а за ними и все присутствующие; начинаются поздравления, лобызания и проч. Прежде чем идти в свой дом, молодые отправляются в саклю соседа, но музыканты предупредили их; став в дверях, они не пускают молодых и требуют платы. Уступив обычаю, молодые платят деньги и, войдя в саклю, кланяются огню, после чего начинается пляска и попойка. Из сакли соседа отправляются в дом жениха. При входе во двор жениха, невесту просят идти в комнату, но она отказывается, ожидая подарка; тогда отец жениха дарит ей деньги, скот или что-нибудь другое. Едва молодая двинется, как музыканты снова заступают ей дорогу й требуют платы. Пока дружка ведет переговоры о размере платы, из толпы выделяется соседка и сует молодой кусок коровьего масла. Новобрачная должна, входя в дом супруга, помазать маслом снаружи и внутри притолоку двери, для того, чтобы ей жить счастливо и кататься как сыр в масле. Молодые и здесь кланяются огню, но едва только невеста кончает этот обряд, как две женщины хватают ее под руки, отводят в угол сакли, где и сажают за занавескою. Начинаются угощения, пляски и попойка такие, что ни сам жених, ни присутствующие, не вспоминают о новобрачной, обреченной на скучное одиночество. В некоторых селениях молодую, вместе с ее супругом, уводят в женское отделение, куда, впрочем, вход мужчинам не воспрещается. Оставаясь по-прежнему под покрывалом, молодая сидит рядом с своим мужем, сохраняя глубокое молчание. Они не могут принимать участия в танцах, и остаются праздными зрителями того, как танцуют другие. В честь молодых, девушки поют свадебную песню в роде следующей: [421] 1. Подруга наша ярче солнца 2. Молить же будем всегда Бога, 3. Подруга наша (такая-то), После ужина, обыкновенно начинающегося в четвертом часу по полуночи, гости расходятся. На другой день, часу в десятом утра, на двор жениха приводят двух или трех баранов и несколько кур. Новобрачный одним ударом должен отсечь голову барану; то же самое делают шафера с остальными баранами и курами, и немедленно отправляют их на кухню. Вечером приглашаются на ужин все гости, бывшие накануне на свадьбе (Свадебные обряды армян Новобаязетского уезда Мих. Майсуров. Кавказ 1856 г. № 55. Армянская свадьба в деревне Кавк. 1851 г. № 88. Исторический памятник состояния Армянской области и проч. Шопена.) [422] По выходе замуж, молодая закрывает свое лицо платком, оставляя открытыми только глаза и нос; при встрече с посторонними, она прячет свое лицо в чадру или в платок. Кроме мужа, сестер и малолетних детей, она не может ни с кем говорить — тестю и теще отвечает знаками, а муж не должен называть ее по имени. Когда, вскоре после свадьбы, в доме случится кто-нибудь из почетных гостей, молодая подносит ему чашу вина и целует его руку, а если он останется ночевать, то в прежнее время молодая обязана была омыть ему ноги. Текст воспроизведен по изданию: История войны и владычества русских на Кавказе. Том I. Книга 2. СПб. 1871 |
|